ЕВГЕМЕР
ЭВГЕМЕР
2-я пол. 4 — нач. 3 вв. до н.э.) — др.-греч. писатель и философ. Родом, по-видимому, из сицилийского г. Мессены. Автор философского романа «Священная запись», известного по краткому пересказу Диодора Сицилийского. Как философ Э. примыкает к школе киренаиков.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ЕВГЕМЕР
ок. 300 до н.э) — греч. философ из Мессены, предположит. жил при дворе макед. царя Кассандра. Е. представлял близкие к киренаикам взгляды. В своем романич. труде «Священная запись», перевед. Эннием на лат. яз. (известны лишь фрагменты), он излагал теорию о том, что божества — это лучшие люди первобыт. времени, впослед. обожествл.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Евгемер
(греч. Euhemeros), ок. 300 до н. э., греч. философ из Мессены, предположительно жил при дворе македонского царя Кассандра. Э. представлял близкие к киренаикам взгляды. В своем романич. труде «Священная запись», перевед. Эннием на лат. яз. (известны лишь фрагменты), он излагал теорию о том, что божества — это лучшие люди первобытного времени, впоследствии обожествл. (евгемеризм). Эти представления оказали влияние на рационалистов 18 в.
Источник: Словарь античности. 1989
ЕВГЕМЕР
• Euhem?rus,
?????????, вероятно, из сицилийской Мессаны, жил при дворе Кассандра и был последователем киренейской школы, которую часто упрекали в безбожии. Он был сочинителем ?????? ????????? или священных храмовых надписей, где он рассказывал, как он во время своего путешествия в Аравию и южные моря попал на остров Панхею и там в храме Зевса Трифилийского прочел на одной золотой колонне древнейшую историю мира, начиная со времен Урана. Облекая свою мысль в такой образ, он развил воззрение, будто мифология не что иное, как история о людях, представленных в сверхъестественном виде, будто все боги и герои были лишь выдававшиеся своею силою и умом люди, которым по их смерти оказывали божеские почести, и что главнейшие места их культа тождественны с местом их погребения. Cic. de n. d. 1, 41, 119. Sext. Emp. adv. math. 9, 17. Эти взгляды не были новостью. Они имели поддержку в культе героев и обоготворенных царей, особливо же в критских сказаниях о рождении и могиле Зевса. Уже ионийский историки (Гекатей, Геродот и др.), а также Ефор в некоторых мифах применяли эти прагматико-исторические принципы, но лишь Е. они были проведены последовательно, так что самые возвышенные, исполненные самой богатой фантазии мифы сводились к самому обыкновенному; система эта называлась евгемеризмом. Благоразумные писатели, как Каллимах и Эратосфен, были возмущены этим учением, лишенным всякого духовного и идеального содержания; однако в такое время, когда религиозная вера в древний мир богов была очень ослаблена, учение это было встречено сочувственно. Диодор вполне проникнут этим направлением. Енний разработал это сочинение на латинском языке (Cic. de n. d. 1, 41, 1 19. Augustin. civ. d. 7, 26), неизвестно только, в трохаических ли тетраметрах или в прозе. Отцы церкви, особенно Лактанций, пользовались этим сочинением для того, чтобы опровергать языческую веру в богов. ср.: Krahner, Grundlinien zur Gesch. der r?m. Staatsreligion (1837), стр. 37.
?????????, вероятно, из сицилийской Мессаны, жил при дворе Кассандра и был последователем киренейской школы, которую часто упрекали в безбожии. Он был сочинителем ?????? ????????? или священных храмовых надписей, где он рассказывал, как он во время своего путешествия в Аравию и южные моря попал на остров Панхею и там в храме Зевса Трифилийского прочел на одной золотой колонне древнейшую историю мира, начиная со времен Урана. Облекая свою мысль в такой образ, он развил воззрение, будто мифология не что иное, как история о людях, представленных в сверхъестественном виде, будто все боги и герои были лишь выдававшиеся своею силою и умом люди, которым по их смерти оказывали божеские почести, и что главнейшие места их культа тождественны с местом их погребения. Cic. de n. d. 1, 41, 119. Sext. Emp. adv. math. 9, 17. Эти взгляды не были новостью. Они имели поддержку в культе героев и обоготворенных царей, особливо же в критских сказаниях о рождении и могиле Зевса. Уже ионийский историки (Гекатей, Геродот и др.), а также Ефор в некоторых мифах применяли эти прагматико-исторические принципы, но лишь Е. они были проведены последовательно, так что самые возвышенные, исполненные самой богатой фантазии мифы сводились к самому обыкновенному; система эта называлась евгемеризмом. Благоразумные писатели, как Каллимах и Эратосфен, были возмущены этим учением, лишенным всякого духовного и идеального содержания; однако в такое время, когда религиозная вера в древний мир богов была очень ослаблена, учение это было встречено сочувственно. Диодор вполне проникнут этим направлением. Енний разработал это сочинение на латинском языке (Cic. de n. d. 1, 41, 1 19. Augustin. civ. d. 7, 26), неизвестно только, в трохаических ли тетраметрах или в прозе. Отцы церкви, особенно Лактанций, пользовались этим сочинением для того, чтобы опровергать языческую веру в богов. ср.: Krahner, Grundlinien zur Gesch. der r?m. Staatsreligion (1837), стр. 37.
Евгемер
греч. Euhemeros)
(ок. 300 - 260 до н.э.) - греческий философ родом из Мессены; жил при дворе македон. царя Кассандра. Е. - автор книги «Священная запись», которая сохранилась в кратком пересказе Диодора Сицилийского (V, 41 - 46); на лат. язык ее перевел Энний (известны только фрагменты). Богов Е. рассматривал как лучших людей первобытного общества, которые были обожествлены впоследствии (евгемеризм).
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Греческий автор фантастического романа "Священная запись". Произведение датируется ок. 300 до н. э. и развивает теорию о том, что греческие боги были обожествленными царями и завоевателями. Написан, по-видимому, под сильным влиянием подвигов Александра Великого. Латинский перевод Энния оказал определенное влияние на римлян, став в дальнейшем для последователей христианства орудием дискредитации языческих богов, - будучи людьми, эти боги имели пороки и недостатки людей. В средние века евгемеризм был достаточно популярен в связи с тем, что богов считали предтечами цивилизации и связывали их с библейскими царями и пророками.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(1-я пол. III в. до н. э.)
др.-гр. писатель, автор утопического романа «Священная запись», в к-ром описывалось обществ, устройство сказочного о-ва Панхея, расположенного в южн. части Индийского океана. Особое знач. для последующего вр. имела якобы найденная Е. на о-ве золотая колонна с надписью, содержащей описание деяний Урана, Крона и Зевса. Все они, по Е., были знаменитыми царями, к-рые удостоились божеств, почестей за заслуги перед людьми. Соч. Е. не сохран. и известно только в пересказе Диодора. На лат. яз. Е. перевел Энный (дошли отрывки в переск. Лактанция). По имени Е. учение об обожествлении земных правителей стало называться евгемеризмом.
Лит.: Эллинизм: Восток и запад. М„ 1992.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(ок. 300 - 260 до н.э.) - греческий философ родом из Мессены; жил при дворе македон. царя Кассандра. Е. - автор книги «Священная запись», которая сохранилась в кратком пересказе Диодора Сицилийского (V, 41 - 46); на лат. язык ее перевел Энний (известны только фрагменты). Богов Е. рассматривал как лучших людей первобытного общества, которые были обожествлены впоследствии (евгемеризм).
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Греческий автор фантастического романа "Священная запись". Произведение датируется ок. 300 до н. э. и развивает теорию о том, что греческие боги были обожествленными царями и завоевателями. Написан, по-видимому, под сильным влиянием подвигов Александра Великого. Латинский перевод Энния оказал определенное влияние на римлян, став в дальнейшем для последователей христианства орудием дискредитации языческих богов, - будучи людьми, эти боги имели пороки и недостатки людей. В средние века евгемеризм был достаточно популярен в связи с тем, что богов считали предтечами цивилизации и связывали их с библейскими царями и пророками.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(1-я пол. III в. до н. э.)
др.-гр. писатель, автор утопического романа «Священная запись», в к-ром описывалось обществ, устройство сказочного о-ва Панхея, расположенного в южн. части Индийского океана. Особое знач. для последующего вр. имела якобы найденная Е. на о-ве золотая колонна с надписью, содержащей описание деяний Урана, Крона и Зевса. Все они, по Е., были знаменитыми царями, к-рые удостоились божеств, почестей за заслуги перед людьми. Соч. Е. не сохран. и известно только в пересказе Диодора. На лат. яз. Е. перевел Энный (дошли отрывки в переск. Лактанция). По имени Е. учение об обожествлении земных правителей стало называться евгемеризмом.
Лит.: Эллинизм: Восток и запад. М„ 1992.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)