Булгарис Евгений, архиепископ - см. Евгений Булгарис .
Евгений Булгарис
Евгений Булгарис - самый выдающийся богослов новой Греции (1716 - 1806). В 1737 г. сделался учителем Янинской школы, которую сразу оживил и поднял, но должен был ее оставить вследствие разногласия с товарищами, считавшими его атеистом. В 1753 - 57 годах он был преподавателем в только несколько лет просуществовавшей ""Афонской академии"". До него число учеников здесь не превышало 20, а при нем сразу достигло 200. Но монахи обвинили в ""недостаточном послушании святой церкви"", и он, покинув Афон, стал во главе патриаршей академии в Константинополе. Вскоре, однако, патриарх стал ""отрицательно относиться к мыслям Евгения, усматривая в них новшество"". Евгений отправился в Германию, слушал лекции в Лейпциге, жил в Берлине. Фридрих Великий рекомендовал его Екатерине : Евгений получил место придворного библиотекаря и принял русское подданство. В 1775 г. Екатерина назначила Евгения архиепископом вновь открытой епархии словенской и херсонской. Умер на покое в Невской лавре. Только после его смерти греки стали ценить своего знаменитого соотечественника. Современный греческий историк говорит, что ""рядом с Евгением нельзя поставить никого из последующих (греческих) ученых"". Главные его работы: ""Orthodoxos homologia"" (греч.) - изложение веры православной с полемикой против католиков и протестантов; ""Zchdiasma peri tes aniexithrescheias"" (греч.) (1768) - о веротерпимости, в приложении к его переводу Вольтерова ""Essai historique et critique sur les dissensions des eglises de Pologne""; ""Theologia dogmatiche"" (греч.); ""Eсatontaeteris ton apo Christu soteros evavthropesantos he prote"" (греч.) (1805) - история века апостольского; ""Adoleschia philotheos"" (греч.) (т. I - II, 1801) - толкование на пятикнижие. На русском языке: ""Како униатов воссоединять с православной церковью"" (""Христово Чтение"", 1886); ""Историческое разыскание о времени крещения великой княгини Ольги"" (Санкт-Петербург, 1792); ""Рассуждение, в котором доказывается достоверность книг евангельских"" (Москва, 1803); ""Рассуждение против ужасов смерти"" (Москва, 1805). - Литература: M. Tedeon ""Chronica tes patriarchices Academias"" (греч.) (Константинополь, 1883); Zathas ""Neoellenice philologia"" (греч.) (Афины, 1868); Gudas ""Biot paralleloi"" (греч.) (т. II, Афины, 1874); ""Zeitschrift fur Kirchengeschichte"" (т. XI); ""Ecclesiastice Aletheia"" (греч.) (т. III и за многие другие годы); А.П. Лебедев ""История греко-восточной церкви под властью турок"" (2-е изд., Санкт-Петербург, 1904); статьи в ""Трудах киевской духовной академии"", в ""Херсонских епарх. Ведомостях"" (1863, 1875); в ""Страннике"" (1867).
Источник: Биографический словарь. 2008
— архиепископ Славянский и Херсонский.
Родился 21 августа 1715 года на острове Корфу в огречившейся болгарской семье и наречен был Елевферием (свободный — греч.), в память освобождения острова от турок.
В 1739 году принял монашество. В сане иеродиакона состоял катехизатором и проповедником греческой церкви Георгия Победоносца в Венеции.
В конце 1742 года был определен ректором гимназии в город Янину. 10 лет обучал юношество философским, математическим и богословским наукам.
В 1753 году Константинопольским патриархом Кириллом был вызван в Константинополь и определен ректором и главным наставником школ, состоящих при Афонской Ватопедской лавре. Впоследствии был назначен ректором патриаршей гимназии в Константинополе с титулом вселенского дидаскала, или учителя и начальника философствующих.
В 1763 году уехал в Германию, где надеялся найти лучших ценителей своих научных знаний. Некоторое время жил в Лейпциге, ездил в города Галле и Геттинген, посещая лекции в университетах и общаясь с учеными.
В 1767 году, когда императрицей Екатериной II был издан Наказ Комиссии о сочинении Проекта нового Уложения, то Евгений перевел его с французского языка на греческий и перевод свой посвятил августейшей сочинительнице, с изъявлением своего желания быть в ее подданстве. Прусский король Фридрих Великий, лично знавший Евгения, рекомендовал его Екатерине П.
В 1771 году он прибыл в Санкт-Петербург, и с самого приезда императрица определила ему по 1500 рублей ежегодного жалованья и притом часто удостаивала его благосклонного приема и собеседования.
30 августа 1775 года по Указу императрицы Екатерины II Евгений был посвящен в сан иеромонаха, а 9 сентября Святейшему Синоду был дан Указ об учреждении в Новороссийской и Азовской губерниях новой епархии, под названием Славянской и Херсонской. В Указе говорилось: "По случаю переселившихся в тот край иноплеменников, не знающих русского языка, исповедующих однакож православную греческую веру, посвятить в архиепископа грека иеромонаха Евгения, яко мужа, высотою разума, благочестием и всеми добродетелями для упасения стада Христова отлично одаренного".
1 октября 1775 года в присутствии самой императрицы иеромонах Евгений был хиротонисан в Москве в Николаевском греческом монастыре во епископа Славянского и Херсонского с возведением в сан архиепископа с пребыванием в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. Преосвященный Евгений управлял епархией только 4 года, однако успел открыть там семинарию.
С 1776 года — почетный член Санкт-Петербургской Академии наук.
В августе 1779 года согласно поданному прошению уволен на покой. Проживал в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре.
В 1787 году преосвященному Евгению разрешено было проживать в Санкт-Петербурге.
С 1801 года архиепископ Евгений находился на покое в Александро-Невской лавре, и там скончался 27 мая 1806 года на 91-м году жизни. Погребен был в Феодоровской церкви лавры.
Архиепископ Евгений оставил после себя много научных трудов.
Труды:
Православное исповедание, или изложение веры Православной Апостольской Церкви. — Амстердам, 1765.
Описание жизни блаженного Феодорита, епископа Кирского.— Галле, 1768. Курс богословия.
Логика, из древних и новейших собранная. — Лейпциг, 1766.
Метафизика (греч.). — Венеция, 1805. Первое столетие по воплощении Христа Спасителя. Церковная История первого Христианского века (греч.). — Лейпциг, 1806. Размышления, или примечания на пять книг Моисеевых, под названием Боголюбивое глумление (греч.): в 2 т. — Вена, 1801. Трактат о Системе всего сущаго. Астрономического содержания. — Вена, 1806. О приливах и отливах.
Мысли о нынешних критических временах оттоманского государства.
Мольба греческого народа ко всей христианской Европе.
О музыке (греч.), соч. в 1775 (рукопись). Храм Славы. Поэма Г. Дела Тиерса, переведенная с французского на греческий язык. — СПб., 1772. Переводы Виргилия:
Оды на поражение оттоманов Екатериной II. Окружное послание к сербским христианам. О том, что такое рай и ад? Послание к Петру Клеркию (Кларку). Переводы:
с латинского на греческий: Адам Зерников. Богословские трактаты о происхождении Святого Духа: в 2 т. — СПб., 1797. Феофан (Прокопович). История спора об происхождении Святого Духа. — Лейпциг, 1784. Гавриил, митрополит. О служении и чиноположениях Греко-Российской Церкви. — СПб., 1799. с французского на греческий: Клерций П. (Петр Кларк). Всенародный суд, которым пред лицем Всемирной Церкви обличаются папа римский и папский двор, как разрушители Церкви и всего закона Божественного и человеческого.
Литература:
Авторский А. П. Состояние православного восточного монашества со времени завоевания Константинополя турками (1453). — Казань, 1919, с. 359—361.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 139. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 139. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1400. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 487.
Записки русского инока-афонца // Душеполезный собеседник. — 1891, в. 12, с. 376. Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. — М., 1843, с. 35, 36. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 734. Петербургский некрополь. Сост. Сайтов В. И.: в 4 т. — СПб., 1912—1913, т. 2, с. 111.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 65. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 676. Русская старина. — 1874, март, с. 526.
— 1876, февраль, с. 267.
— 1880, январь, с. 125.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 5, с. 355; Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 816, 851.