(Макарий) — епископ Симбирский и Сызранский.
Родился в селе Урене Варнавинского уезда Костромской губернии в семье причетника.
Первоначальное образование получил в Костромской духовной семинарии.
В 1838 году окончил Московскую духовную академию со степенью магистра и оставлен в ней бакалавром.
29 августа 1838 года пострижен в монашество; 4 сентября рукоположен во иеромонаха.
С 21 сентября 1842 года — инспектор Московской духовной академии.
28 февраля 1843 года возведен в сан архимандрита.
С 15 февраля 1844 года — профессор академии.
13 февраля 1847 года назначен ректором Вифанской духовной семинарии, а 22 мая определен настоятелем Московского Златоустовского монастыря.
С 20 декабря 1849 года — ректор Московской духовной семинарии и настоятель Московского Высокопетровского монастыря.
С 31 августа 1853 года — ректор Московской духовной академии.
6 октября 1857 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии.
С 13 октября 1858 года — епископ Симбирский и Сызранский.
16 октября 1874 года уволен на покой в Симбирский Покровский монастырь.
Скончался 26 июня 1888 года.
Епископ Евгений был замечательным архипастырем.
Вот что писал митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) о владыке Евгении, когда возникло предположение назначить его ректором Казанской духовной академии, к искреннему другу своему Казанскому архиерею Григорию. "Ректор Московской семинарии Евгений — человек честный и добрый, основательный в познаниях, тихого характера и голоса. Для своих хорош, не блистательный для внешних. Мне было бы желательно, чтобы он продолжал службу у нас, но если ему открывается путь к высшему доверию начальства, да будет то, что служит к общей пользе и ему может быть полезно для дальнейшей службы..."
В бытность свою ректором, как и раньше инспектором академии, отец Евгений отличался добрыми качествами ума и сердца, за которые его любили и уважали все. В академии хранились живые предания о глубоком его уме, рассудительности, крайней осторожности, о величавой доброте и милосердии к нищим, о дивном его смирении, о строго-аскетическом образе жизни. Его отношение к подчиненным и студентам было основано на строгих началах справедливости и вместе отеческой любви.
В последнее время жизни преосвященный наложил на себя обет молчания, хотя изредка принимал приходивших к нему за советом, но мало разговаривал. Затем перестал совсем принимать посетителей и весь отдался самосозерцанию.
Бывший в Симбирске при владыке Евгении пожар приостановлен силою его молитвы.
Еще при жизни его считали святым.
Литература:
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 346. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1405, 1412.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 346. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 134,174,197, 983. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814—1914 г. — М., 1914, с. 39, 91—98,122—124,132—136, 218, 232, 713.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 15, 74.
Самарские епархиальные ведомости. — 1898, № 7, с. 16; № 12, с. 90.
— 1905, № 15, с. 214.
Богословский вестник. — 1904, июнь, с. 316. Исторический вестник. — 1908, январь. — с. 271.
Епископ Симбирский Евгений // Русский архив. — 1893, кн. 2, с. 161, 282—287. Русский архив. — 1858, кн. 2, № 7, с. 445.
— 1903, кн. 2, № 6, с. 227; № 7, с. 462.
— 1904, кн. 2, № 7, с. 440, 444.