Евхаристический канон

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Канон евхаристический
основная часть Божественной литургии. В это время в алтаре совершают преосуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Господню. Начинается евхаристический канон возгласом священника «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». После этого он тайно и очень тихо читает молитвы, возглашая последнюю строку, на которую хор должен ответить соответствующим песнопением. Обычно во время евхаристического канона хор исполняет «Херувимскую», «Милость мира» и «Достойно есть».

Источник: Православная энциклопедия.

Евхаристический канон
главная часть литургии, во время которой совершается пресуществление Даров Святых. Е. к. начинается возгласом священника «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святого Духа, буди со всеми вами». Молитвы Е. к. читаются старшим священнослужителем, епископом или священником от лица Церкви. Они обращены к БогуОтцу, и в них возносится благодарение за спасительное помышление Его о мире, за искупительную жертву Христа и за установление таинства Евхаристии, призывается Дух Святой на людей и на Святые Дары. В настоящее время в Православной Церкви принят Е. к. литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого, различающиеся словами молитв (Е. к. литургии Василия Великого более продолжительный).

Источник: Краткий православный словарь.

KАНОН ЕВХАРИСТИЧЕСKИЙ
главная часть литургии, сохранившаяся в своем плане и общем содержании молитв от древнейших времен. Называется евхаристическим каноном, евхаристической молитвой в узком смысле этого слова, или анафорой, потому что в ее центральном моменте совершается возношение (от греч. «анаферо» – «возношу») Святых Даров. Несмотря на все исторические влияния, эта часть в своем содержании претерпела меньше всего изменений. Менялись слова молитв, сами молитвы удлинялись или сокращались, но само содержание молитв сохранилось неизменным. Евхаристический канон неделим в своей сущности, но в структурном отношении его можно представить в виде шести членов: евхаризмы – благодарение Богу за все Его благодеяния, кончающиеся ангельским славословием; анамнеза – воспоминание об искупительном подвиге Иисуса Христа и Тайной вечере с установительными словами Таинства; воспоминание о страданиях Христовых, Kресте, погребении, воскресении, вознесении, сидении одесную Отца; эпиклеза – призывание Святого Духа на освящаемые Дары и на молящихся; благодарственные воспоминания о святых и моления о живых и усопших; молитва Господня – «Отче наш». Евхаристический канон начинается возгласом «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие Святого Духа буди со всеми вами» (см. 2 Kор. 13, 1). Затем священник или архиерей читает вполголоса молитвы, возглашая громко последнюю строку, после которой хор поет соответствующее песнопение.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
985.67 кб

ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЕДИНСТВА ЦЕРКВИ И КРИТИКА АБСОЛЮТИЗАЦИИ ЕЕ ИЕРАРХИЧЕСКИ-КАНОНИЧЕСКОГО ПРИНЦИП

Кагарлыкский А.Б.
Практическую реализацию положений универсальной экклезиологии мы можем наблюдать до сего времени.