греческий историк и софист. Родился около 346 г. в лидийском городе Садах, умер около 414 г. До 16 летнего возраста Евнапий учился в родном городе у неоплатоника Хрисанфия, будущего воспитателя императора-язычника Юлиана Отступника. Позже в течение 5 лет продолжал обучение в Афинах у христианина Проэресия. В 367 г. вернулся в Сарды, где и проживал до конца своей жизни, зарабатывая на жизнь как профессиональный софист. Написал историческую хронику «Продолжение Дексипповой истории» в 14 книгах, прослеживающую события римской истории от кончины императора Клавдия II (270 г. от Р.X.) до десятого года царствования императора Аркадия (404 г. от Р.X.). Центральное место в ней отведено правлению императора Юлиана, которому дана высокая оценка. Грандиозная картина событий с конца III до начала V веков показана Евнапием с позиции образованного язычника-неоплатоника, консерватора, оппозиционно настроенного к христианству. Это сочинение до нашего времени сохранилось только в виде отрывков и цитат в сочинениях других авторов. В тоже время, Евнапий критиковал деяния Константина Великого, называя его «врагом и убийцей философов» в своих «Жизнеописаниях философов и софистов» – единственном сохранившемся его сочинении, посвященном истории философии. В своих текстах Евнапий проявил себя тончайшим психологом, обладающим даром в немногих словах раскрыть характер человека. Некоторые его биографии просто бесподобны. На сочинения Евнапия Сардского опирался историк V в. Зосим, также язычник по своему мировоззрению.