блюститель ложа, кастрат, наблюдающий за гаремом.
ЕВНУХ
ЕВНУХ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
евнух
кастрат, мужчина, лишенный посредством операции яичников, вследствие чего потерявший не только способность к воспроизведению потомства, но и соответствующие физические функции. У кастрированных изменяются и некоторые внешние характерные черты мужчин-исчезает борода, округляются черты, слабеет голос, но разум не притупляется и физическая сила иногда даже увеличивается, поэтому евнухи с древнейших времен ставились на служение (и часто высокое) при дворах и гаремах восточных царей. Закон относится отрицательно к этому (Вт 23.1), но евнухи были при дворах как израильских (3Ц 22.9), так и иудейских царей (4Ц 24.12; 1Пар 28.1). (См. скопцы)
Евнух
хранитель ложа, постельничий, кастрат. Хотя кастрация была строго запрещена Законом Моисеевым, а евнухам запрещалось являться в скинию собрания, иудейские цари очень охотно пользовались услугами кастратов, привозимых из других стран. Как свидетельствует Геродот, на Востоке существовал обычай кастрировать пленных. Восточные деспоты требовали, чтобы при царском дворе служили люди, лишенные любых других человеческих привязанностей. Возможно, этим объясняется высокое положение, которого евнухи достигали при царских дворах. Восточные цари держали их для охраны своих гаремов, а также в качестве начальников войск, царедворцев и пр. На древних изображениях евнухов можно узнать по отсутствию бороды и пухлым лицам. Иисус говорил о том, что «есть скопцы, которые оскопили сами себя для царства небесного» (Евангелие от Матфея, 19, 12), здесь подразумевается не физическое увечье, а оскопление духовное, то есть нравственное и добровольное умерщвление плоти и страстей.
Источник: Православная энциклопедия.
Евнух
1) (евр. сарис, гр. евну). Азиатские цари имели евнухов для наблюдения за своим придворным штатом и, главным образом, за своими женами. Впоследствии этим словом стали называть дворцовых служащих разных чинов (Ис 39:7). Возможно, что и женатые чиновники назывались евнухами (1 Цар. 37:36 евр.), по языческому обычаю, в Израиле в позднейшие времена появились такие же служащие (3Цар. 22:9; Иер. 41:16), которые иногда пользовались большим почетом (Иер. 34:19; 4 Цар. 34:19; 4 Цар. 24:12 и дал.) О евнухе ефиоплянине смотри «Филипп». 2) (оскопленный) — мужчина, который посредством удаления половых желез потерял способность быть мужем и отцом. Такой человек « не мог вступить в общество Господне (Втор. 23:1), которое также и внешним образом должно было быть «посвященным Господу». В пророчестве для новозаветного времени это воспрещение отменено (Ис. 56:3 и дал.; Срав. Деян. 10.34 и дал.). Закон воспрещал также приносить в жертву оскопленных животных. В Книге Лев. 22:24 и дал., перечисляются различные причины оскопления: раздавление, разбитие, вырывание, вырезывание, после чего добавляется: «в земле вашей не делайте сего». В Мат. 19:12 Иисус говорит о трех родах скопцов: 1) от рождения, 2) посредством оскопления и 3) через собственное отречение.
ЕВНУХ
от слов ???? — брачное ложе и ????? иметь в своем ведении, хранении, отсюда — постельничий, хранитель ложа; Ис 56:3, 4Цар 9:32, Мф 19:12, Деян 8:34-39). Хотя кастрация положительно запрещалась законом Моисеевым и кастрированным лицам не позволялось даже являться в Скинию (Вт 23:1), но цари Иудейские считали для себя позволительным пользоваться услугами евнухов, доставляемых из других стран. По свидетельству Геродота, на Востоке был обычай кастрировать пленных, — обычай очень древний, введение которого приписывается Семирамиде. Восточный деспотизм требовал, чтобы при царских и вельможных дворах служили лица, лишенные всех человеческих привязанностей. Этим объясняется высокое положение евнухов при восточных дворах. Восточные цари держали их в качестве стражей в своих гаремах (Есф 2:3), а также в качестве царедворцев, начальников войска и т.п. При Персидском и Турецком дворе главные должности как в древности, так иногда и доселе поручаются евнухам (Деян 8:27). На древних памятниках евнухов можно распознать по отсутствию бороды и опухлым лицам. Что касается слов Господа: есть скопцы, которые оскопили сами себя для царства небесного (Мф 19:12), здесь разумеется не телесное оскопление, которое само по себе не только не может приводить к царствию, но еще более удаляет от него, но оскопление духовное, т.е. добровольное, нравственное умерщвление плоти и страстей силою воли.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990