Представляет собой комплекс идей, с помощью которых обосновываются основные закономерности складывания евразийского историко-культурного мира, «особой евразийской общности» (Л. Н. Гумилев 1912-1988). Основные положения ее изложены в книге «От Руси до России», раскрывающей роль русского народа как системообразующей нации в длительном процессе евразийского этногенеза, а также в «Этногенезе и биосфере Земли»: «Время от времени на определенных участках Земли идет абсолютная ломка, когда старые этносы исчезают и появляются новые». В качестве примера Гумилев приводит Великое переселение народов, которое продолжалось сравнительно недолго и в узкой полосе, но погубило Рим и изменило этническую карту всего европейского Средиземноморья». Так в результате мутации возникает этнический «толчок», ведущий к образованию новых этносов. Для его объяснения Гумилев вводит основополагающее в теории этногенеза понятие пассионарности, «признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию». Пассионарии, стремящиеся «изменить окружающий мир», организуют далекие походы, откуда возвращаются немногие, борются за покорение народов, окружающих их собственный этнос, или, наоборот, сражаются против захватчиков. Для такой деятельности требуется повышенная способность к напряжениям, что связано с затратами особого вида энергии, какую Гумилев вслед за Вернадским называет биохимической энергией живого вещества биосферы. По Л. Н. Гумилеву, раз возникнув, этнос проходит ряд закономерных фаз, которые можно уподобить различным его возрастам: фаза пассионарного подъема,, вызванная пассионарным толчком; акматическая фаза, вызывающая стремление людей «быть самими собой», считаться с собственной природой (в истории обычно эта фаза сопровождается таким внутренним соперничеством и резней, что ход этногенеза на время тормозится); фаза надлома, когда пассионарный заряд этноса сокращается, люди физически истребляют друг друга, начинаются гражданские войны. Эта фаза сопровождается огромным рассеиванием энергии, кристаллизуясь в памятниках культуры и искусства, но она соответствует не подъему, а спаду пассионарности. Наступает инерционная фаза, когда происходит образование больших государств, создание и накопление материальных богатств; ее сменяет мемориальная фаза, когда постепенно иссякает пассионарность. Ведущее положение в обществе занимают люди с пониженной пассионарностью - субпассионарии, которые стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых, гармоничных людей; наступает фаза обскурации, когда процессы распада в этносоциальной системе становятся необратимыми, везде господствуют вялые и эгоистичные люди, руководствующиеся потребительской психологией, а после того, как они проедают и пропивают все ценное, наступает мемориальная фаза этногенеза, когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Затем исчезает и память, приходит время равновесия с природой (гомеостаза), когда люди живут в гармонии с природным ландшафтом и предпочитают великим замыслам обывательский покой. Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, благодаря чему возникает новая пассионарная популяция. Но она не реконструирует старый этнос, давая начало очередному витку этногенеза - процессу, благодаря которому человечество не исчезает с лица Земли. Продолжительность цикла составляет примерно 1300-1500 лет. Таковы в общих контурах основы теории, сфокусированные вокруг учения о естественно-природной пассионарности.
Лит.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1986; Его же. От Руси до России. М, 1995; Библиотека «Мир Л. Н. Гумилева». Серия I - II. М., 1994; Могилъницкий Б. Г. История исторической мысли XX в. Вып. I. Томск, 2003. Б. Г. МОГИЛЬНИЦКИЙ
ЕВРАЗИЙСТВА ТЕОРИЯ
ЕВРАЗИЙСТВА ТЕОРИЯ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.