Евреинов, Николай Николаевич - драматург и теоретик театра. Родился в 1873 г.; окончил курс в училище правоведения, учился также в санкт-петербургской консерватории по классу композиции. Принимал близкое участие в организации и режиссуре ""Старинного театра"" (1907 - 08 и 1911 - 12 годы), театра В.Ф. Комиссаржевской (1908 - 09), ""Веселого театра для пожилых детей"". Читал лекции на драматических курсах Риглер-Воронковой. Главные его труды: монографии о Ропсе и Бердслее, очерк ""Крепостные актеры"", ""Введение в монодраму"", ""Театр как таковой"", ""Pro dcena sua"", ""Нагота на сцене"", ""История телесных наказаний в России"", пьесы: ""Красивый деспот"", ""Война"", ""Счастливый гробовщик"", ""Такая женщина"", ""Веселая смерть"", ""Степик и Манюрочка"", пародии ""Ревизор"" и ""Кухня смеха"". В своих теоретических трудах Евреинов является горячим апологетом театральности и театрализации жизни. Монодрама, по его определению, являет на сцене окружающий мир таким, каким он воспринимается действующим лицом в любой момент его сценического бытия. Согласно этой теории написаны Евреиновым монодрамы ""Представления любви"" и ""В кулисах души"".
Евреинов Николай Николаевич
[1879—] — драматург и театральный теоретик. По исходной точке зрения своего изощренного эстетизма он очень близок Оскару Уайльду (см.). Как Уайльд скорбел об "упадке лжи", видя в ней принцип высшего творчества, так и Е. считает признаком общекультурного оскудения "упадок позы и фразы" и выдвигает врожденный человечеству инстинкт "театральности" основой всякого "жизненного порыва" и "творческой эволюции". Этот "магический" инстинкт театрального "преображения" и игры рисуется Е. как "всемагнит и всемотор" человечества во всем его историческом пути. Таким образом мировоззренчески-эстетическая точка зрения Е. шире непосредственного понятия искусства, она — искусство жизни, она — по его определениям — "театрократия", "театр для себя". Подобно Уайльду и Е. тянет при этом часто ко всему вычурному, пряно-эротическому и извращенному, к "гимну-позе".
Самое происхождение театра Евреинов хочет видеть в фаллическом культе Диониса и связанном с ним аграрно-эротическом разгуле, вначале носившем жестокий, вплоть до жертвоприношений, характер и только позже смягчившемся до того, что Плутарх мог уже говорить о нем, как о празднике веселом и простом.
В области театрального метода Е. долгое время увлекался вполне совпадающей с его мировоззрением и по существу перерастающей рамки театра идеей монодрамы. Сущность монодрамы — в такой реконструкции литературно-театрального образа, когда театральная драма становится "моей драмой", т. е. драмой самого зрителя, который тем самым делается действующим лицом. Произведением, близким к монодраматической форме, он считает "Черные маски" Леонида Андреева. Не получив удовлетворения в таком монодраматическом построении спектакля на сценах больших театров (театры Комиссаржевской и Суворина в Петербурге), Е. со всей страстностью переносит свои искания в область малых форм сценического гротеска ("Веселый театр" и театр "Кривое зеркало", руководимый известным театральным критиком А. Р. Кугелем). Крайний субъективизм, эстетический культ "искусственности" Е. были конечно только отражением пресыщенности эпохи буржуазного "декаданса" (упадочничества), имевшего в Евреинове одного из ярких, темпераментных и разносторонних выразителей.
Библиография
: Введение в монодраму, СПб., 1909; Испанский театр XVI — XVII вв., Сб. ст. Дризенa H., Mиклашевского К. и Евреинова Н., СПб., 1911; К постановке "Хильперика", Реферат, СПб., 1913; Pro scena sua. Режиссура. Лицедеи. Посл. проблемы театра, СПб., 1913; Театр как таковой. Обоснование театральности в смысле положительного начала сценического искусства и жизни, СПб., 1913 (2-е дополн. изд. под ред. П. Ярославцева, П., 1923); Драматические сочин., т. II, СПб., 1914; Театр для себя, ч. 1, СПб., 1915; Происхождение драмы. Первобытная трагедия и роль козла в ее возникновении, Фольклористические очерки, П., 1921; Первобытная драма германцев. Из праистории театра германо-скандинавских народов, П., 1922; Театральные инвенции, М., 1922; Театральные новации, П., 1922; Театрализация жизни. (Поэт, театрализующ. жизнь), [характеристика В. Каменского], М., 1922; "Самое главное". Для кого комедия, а для кого и драма, в 4 д., П., 1921; Оригинал о портретистах. (К проблеме субъективизма в искусстве), М., 1922; Драматические сочин., т. III (Пьесы из репертуара "Кривого зеркала"), П., 1923; Азазель и Дионис. О происхождении сцены в связи с зачатками драмы у семитов, предисл. Б. И. Кауфмана, М., 1924.Эм. Бескин.
{Лит. энц.}
Евреинов,
Николай НиколаевичРод. 1879, ум. 1953. Режиссер, драматург, теоретик и историк театра. Один из создателей "Старинного театра" (1907—08, 1911—12), главный режиссер театра "Кривое зеркало" (1910—14). С 1925 г. в эмиграции (Франция). Наиболее известные постановки: "Похищение из сераля" Моцарта (1925, Ленинград), спектакли "Русской оперы" в Париже (1929— 30, "Снегурочка", "Сказка о царе Салтане", "Руслан и Людмила"). Работал также в Праге.
Отец Е. - видный инженер и чиновник министерства путей сообщения, мать - из обрусевшего французского рода. Детство Е. прошло в Екатеринославе, Дерпте, Пскове и др. городах, где работал отец; окончил гимназию в Москве. Первые любительские театральные опыты Е.
относятся к годам обучения в Петербургском училище правоведения (1892-1901), окончив которое, Е. поступил на службу в министерство путей сообщения и одновременно в Петербургскую консерваторию в класс композиции Н.Римского-Корсакова. В 1906 редактор левой газеты «Новый путь». Писал пьесы, которые ставились в провинции и столицах, позднее вошли в 1-й том его драматических сочинений (1908). Свой собственный драматургический стиль и почерк Е. обрел постепенно с включением в режиссерскую работу. Организатор (1907-8) и главный режиссер (1911-12) Старинного театра, ставившего перед собой задачу реконструкции театральных систем прошлого (средневековья, испанского театра). В 1908 был приглашен В.Комиссаржевской режиссером в ее театр, где поставил «Франческу да Римини» ДАннунцио, «Ваньку Ключника» Ф.Сологуба, «Царевну» («Саломею») О.Уайльда, Запрет последней постановки церковными властями привел к фактическому банкротству театра. Весной 1909 вместе с Ф.Комиссаржевским организовал «Веселый театр для пожилых детей», где впервые была поставлена его арлекинада «Веселая Смерть», а также пьесы К.Пруткова.
Необычайный успех Е. в жанре театральной миниатюры и пародии привел к приглашению его главным режиссером в театр «Кривое Зеркало» (1910), где он проработал вплоть до революции. За эти годы Е. осуществил постановку около 10 0 миниатюр и пьес, в том числе им написанных: «В кулисах души», «Ревизор», режиссерская буффонада в 5-ти «построениях одного отрывка», «Школа этуалей», «Кухня смеха», «Четвертая стена» и др. Пользовался популярностью в кругах художественной интеллигенции как пародист и театральный насмешник, один из непременных участников петербургского артистического подвала «Бродячая собака» и его преемника - «Привала комедиантов», где выступал с «интимными песенками», частушками, «музыкальными гримасами» - импровизациями на фортепиано и др. инструментах.
В 1908-11 преподавал на драматических курсах Риглер-Воронковой.
Работал над статьями и книгами «Введение в монодраму» (1909), «Крепостные актеры» (1911), «Нагота на сцене» (1911), «Бердслей» (1912), «Театр как таковой» (1912), «Театр для себя» (в 3-х частях, 1915-17), в которых разработал понятие «театральность» - по его мнению, это природой заложенный инстинкт преображения, присущий биологически едва ли не всему живому от птиц и рыб до человека.
Создатель оригинальной драматургической теории, Е. разработал также принцип «монодрамы», в которой отношение персонажа к окружающему миру должно стать точкой зрения каждого из публики: зритель должен настолько вжиться в душевный мир действующего лица пьесы, что он как бы превращается в этого персонажа. Теории Е. и дискуссии вокруг них во многом обогатили практику нового театра XX в.Е. был одной из ключевых фигур русского художественного авангарда: дружил с футуристами (Д.Бурлюк, В.Маяковский, В.Хлебников), в 1910 оформил их выставку, участвовал в диспутах о настоящем и будущем искусства.Е.
рисовали И.Репин, М.Добужинский, Ю.Анненков, Маяковский, С.Сорин и др, Осенью 1917 уехал на юг, работал в Киеве, Сухуми, Тифлисе. Вернувшись в Петроград осенью 1920, возглавил постановку одного из наиболее масштабных массовых празднеств революции - «Взятие Зимнего дворца».
Читал лекции по истории и теории театра, работал в театре «Вольная комедия», ставил спектакли в московском «Кривом Джимми». Особый успех имела его пьеса «Самое Главное» (20.2.1921, «Вольная комедия»), впоследствии она шла в большинстве стран Европы и Америки. В послереволюционное время написал книги «Оригинал о Портретистах», «Происхождение драмы» (обе - 1922), «Азазел и Дионис», «Распутин», «Театр у животных» (все - 1924).В 1925, во время гастролей «Кривого Зеркала» в Варшаве, уехал через Польшу в Париж, не собираясь тогда еще остаться за границей. 1926 провел в США, где консультировал постановку своих пьес «Самое Главное» - на сцене «GuildTheatre» и «Корабль Праведных» - в «lrving Place Jewish Art Theatre» (Нью-Йорк), читал доклады о театре.
С января 1927 постоянно проживал в Париже, где продолжал плодотворно работать как драматург, режиссер, сценарист. В 1929-30 поставил «Снегурочку», «Сказку о царе Салтане», «Руслана и Людмилу» для парижской «Русской оперы» М.Кузнецовой, Участвовал в организации и подготовке программ недолговечных эмигрантских театров миниатюр, в том числе «Летучей мыши» (франц. программы 1928, 1937), «Бродячих комедиантов» (1934). В 1937 завершил работу над фундаментальным эстетическим трактатом «Откровение искусства» (первонач, назв.
«Искусство как сверхмастерство», неопубл.). В 1934-35 работала Сорбонне с группами студентов над реконструкцией спектаклей средневекового театра. В 1935 поставил «Царя Салтана» и «Горе от ума» в Пражском Национальном театре, Успех «Самого Главного», переведенного более чем на 15 языков, как и отдельные постановки других его пьес: «Театр Вечной Войны» (1927), «Корабль Праведных» (опубл. в 1935), «Радио-поцелуй или Робот Любви» (1925, неопубл,), «Любовь под микроскопом» (1931, неопубл.) - способствовали материальному благополучию Е. В то же время ему откровенно не везло в киномире - большинство созданных по его сценариям и при его участии фильмов по техническим причинам не стали событием («Плодородие», 1928; «Только не в губке», 1931). Не пользовались особой популярностью и книги Е, по философии театра - сборники дореволюционных статей и отрывков из книг, переведенные на английский, французский, испанский и итальянский языки.
В годы 2-й мировой войны Е. сотрудничал с рядом русскоязычных парижских театров, писал мемуары о годах, проведенных в «Кривом Зеркале» («В школе остроумия» - не опубл.), создал либретто балета «Шота Руставели». Его исторический очерк «Караимы» помог представителям немногочисленной группы этого народа в Париже избежать депортации в нацистские лагеря смерти. Послевоенные годы Е. проводил в написании «Истории русского театра» (1948), редактировании старых пьес: «Шаги Немезиды» (1939, опубл. в 1956-о сталинском терроре), «Чему нет имени» (1937, опубл. в 1963) и создании новых - «Граждане второго сорта» (1950). В 1945 выступал с циклом передач по французскому радио о выдающихся деятелях русской культуры, с которыми ему приходилось общаться - М.Горьком, К.Станиславском, Н.Римском-Корсакове, В.Маяковском, А.Таирове, М.Зощенко и др. Одна из последних работ Е.-режиссера - постановка ревю из его одноактных пьес на французском языке - в КазиноМонпарнас («Инфернальная Комедия», 1948). Последнее публичное выступление Е. состоялось на вечере, посвященном Московскому Художественному театру 7,11.1948. Перед смертью он успел закончить книгу об эмигрантском театре в Париже («Памятник мимолетному», 1953) и русскую версию «Истории русского театра» (1955), Похоронен на кладбище Сен-Женевьевде-Буа, На доме в Париже, где жил Е., в 1979 установлена мемориальная доска.
Источник: Энциклопедия Русской эмиграции