Еврейское население Харькова

Найдено 1 определение
Еврейское население Харькова
Первые евреи из Польши и Турции стали приезжать в Х-в на ежегодную крещенскую ярмарку с начала XVIII ст. и некоторые из них осели в городе. К 1780-м здесь сложилась небольшая община; в 1799 открылось еврейское кладбище. Евреи Х-ва подвергались определенному преследованию со стороны властей и различных кругов общества. В январе 1804 сенатский указ ограничил торговлю еврейских купцов на ярмарке только оптовыми операциями, а в декабре того же года Слободско-Украинская губерния оказалась единственной из украинских, которая не была включена в черту оседлости. В 1821 запрещалось даже временное пребывание евреев в городе. Однако они продолжали селиться. В 1813 появились студенты-евреи в университете, в 1823 появилась еврейская улица, в 1927 введена воинская повинность для евреев. В 1850-е в Х-ве были зарегистрированы две еврейские общины - купеческая и солдатская. В эпоху царствования Александра II (1855–1881) начался расцвет еврейской общины в городе. В 1866 в Х-ве зарегистрировано 775 постоянно проживающих евреев, в 1867–906, в 1873–2397, в 1879–5194 человек. Если в 1860 в ярмарке участвовало ок. 4 тыс. евреев, то в 1863 - уже ок. 20 тыс. В 1866 евреи составляли 20 % студентов Харьк. университета. В 1879 из 102 тыс. жителей Х-ва 5055 чел. считали своим родным языком еврейский. Близкие цифры показывает перепись 1886, когда еврейским языком пользовалось 5,2 % населения. Несмотря на реакционную политику Александра III, введение процентной нормы на обучение в университете и сокращение там количества студентов-евреев, общее соотношение евреев среди жителей Х-ва продолжало возрастать. По переписи 1897 здесь проживало 9848 евреев (ок. 8 % населения), из которых 876 были портными и швеями, 725 - торговцами, 487 - военнослужащими, более 200 - рантье. С начала 1870-х отмечена активность еврейской молодежи Х-ва в общественном движении (Л. Гольденберг, И. Белкинд и др.), а в 1880-х в торгово-финансовой деятельности. В 1886 здесь функционировали банки семьи Рубинштейн, Рабиновича, торговые дома братьев Сойфер, Волкенштейна. В 1900–1917 евреи занимали ключевые позиции в финансовой сфере: им полностью или частично принадлежали коммерческий банк, отделения Петербургского Международного банка и Азово-Донецкого банка, Еврейское ссудосберегательное товарищество. К 1913 евреи составляли 25 % купцов 2-й гильдии и 90 % купцов 1-й гильдии. Важную роль они играли в медицине, культурной жизни города. С 1905 наблюдается бурное развитие еврейской общественной жизни (благотворительная детальность, изучение еврейского языка и др.). Еврейские политические организации участвовали в революционных событиях 1905–1907 (городской комитет Бунда, Социалистическая еврейская рабочая партия и др.). В 1908 был арестован Харьк. комитет РСДРП, почти полностью состоявший из евреев. Город был одним из центров распространения сионистской литературы (М. Шляпников, Р. Кресин, Е. Браунштейн, А. Брудный, А. Левинсон). Вместе с тем, Х-в стал одним из центров антисемитизма в России (создание первой в Украине организации «Русское собрание», выпуск антисемитской литературы и др.). Однако демократические силы в Х-ве не допустили погромов, прокатившихся по многим городам империи в начале ХХ ст. (в Кишиневе в 1903, Киеве в 1905 и др.). В это время в Х-ве были построены новые синагоги, в т.ч. Хоральная (1913). Начало Первой мировой войны характеризовалось прибытием в город евреев-беженцев. Несмотря на трудности военного времени, еврейская культурная жизнь в Х-ве не прекращалась (работа театров, курсов, обществ). Разгром структур национальной общинной автономии и ликвидации частного бизнеса после национально-освободительной революции и гражданской войны (1917– 1921) и нэпа изменили облик еврейского Х-ва. Многие коммерсанты и общественные деятели города эмигрировали (В. Сойфер, С. Кузнец, М.Е. Букиник и др.). Вместе с тем, 1920–1930-е были временем максимального роста соотношения еврейского населения. По переписи 1920 они составляли 20,8 %, а в 1926 (1927) - ок. 20 %. Некоторое снижение этой величины в 1939 (до 15 %) может объясняться перемещением части евреев в Киев, в связи с переводом туда столицы и др. крупные города страны, а также притоком в город сельского населения, смешанными браками, при которых дети принимали национальность подавляющей части населения. Евреи принимали активное участие в политической, культурной, научной жизни Х-ва. В 1923 среди чиновников республиканского госаппарата евреи составляли 40 %, украинцы лишь 12 %. В 1926 уже в период работы в ЦК КП(б)У Л.М. Кагановича это соотношение было изменено до 18 % и 38 % соответственно. В довоенном Х-ве было несколько еврейских клубов и театров (1й Еврейский рабочий театр-студия с 1921, УкрГОСЕТ в 1925–1926, Еврейский рабочий клуб, вокальный ансамбль Евоканс в 1929–1939 и др.), несколько школ с преподаванием на идиш, действовал еврейский педагогический техникум. Большая часть евреев успела покинуть Х-в до оккупации немецкими войсками в октябре 1941. Оставшаяся их часть была уничтожена в декабре 1941 - январе 1942 в Дробицком Яру, в синагоге на Гражданской ул. Общее количество уничтоженных евреев составляет по различным данным от 11 до 15 тыс. Чехословацкий отдельный батальон под командованием Л. Свободы, отличившийся в боях под Соколово, более чем на половину состоял из евреев (из 500 погибших здесь 240 были евреи). В 1945 вновь была создана еврейская религиозная община Х-ва. Послевоенные репрессии, пик которых пришелся на 1949, коснулись, в т.ч. многих известных евреев Х-ва. Были обвинены или арестованы В. Морский, О. Бескин, А. Эфрос, Г. Гельфандбейн, Б. Милявский, Л. Жаданов, З. Кац, В. Черняков, Я. Хазин, Д. Клебанов, Д. Юхвид, К. Коган-Ясный и др. Интересный штрих для понимания антиеврейской направленности определенных ограничений по национальному признаку дает состав аспирантов харьк. вузов: в 1949 они составляли 15 % от общего их количества, а в 1950 - только 6,8 %. Одним из результатов такого положения, при котором считать себя евреем становилось невыгодно, было дальнейшее снижение соотношения еврейского населения: в 1959 они составляли ок. 7 %, в 1979 - 6,4 %, в 1989 - 3 %. После 1967 евреи города приняли участие в борьбе за выезд; пионерами такого движения были Х. Спиваковский, А. Левин. В период перестройки стала возрождаться еврейская культурно-общественная жизнь: создание общества еврейской культуры (1989), возвращение евреям здания Хоральной синагоги (1990), с 1991 функционирует Восточно-украинское отделение Еврейского Агентства, с 1993 - Израильский культурно-информационный центр, работает еврейская средняя школа, еврейский музыкальный театр, спортивное общество Маккаби. В 1989–1997 из Х-ва выехало ок. 15 тыс. евреев; в 1997 их оставалось ок. 50 тыс. По переписи 2001 численность еврейского населения Харьковщины составила 11,5 тыс. чел. (0,4 % по обл. или ок. 0,8 % по Х-ву), что вчетверо меньше, чем в 1989. Они сместились с третьего места, которое устойчиво занимали в течение всего предыдущего столетия, на четвертое-пятое, уступив белорусам и почти сравнявшись с армянами.

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.