Эвридика
ЭВРИДИКА
• Euryd?ce,
1. см. Orpheus, Орфей;
2. супруга Кестора, дочь Климена. Ноm. Od. 3, 453;
3. супруга Креонта фивского. Soph. Aut. 1180;
4. супруга Ила, дочь Адраста. Apollod. 3, 12. 8;
5. супруга Акрисия. Apollod. 2, 2, 2.
1. см. Orpheus, Орфей;
2. супруга Кестора, дочь Климена. Ноm. Od. 3, 453;
3. супруга Креонта фивского. Soph. Aut. 1180;
4. супруга Ила, дочь Адраста. Apollod. 3, 12. 8;
5. супруга Акрисия. Apollod. 2, 2, 2.
Эвридика
в греческой мифологии жена фракийского певца Орфея. Однажды, когда Эвридика с подругами-нимфами водила хороводы в лесу, ее ужалила змея, и Эвридика умерла. Для возвращения любимой жены Орфей спустился в Аид. Звуками своей лиры он укротил Цербера и растрогал Аида и Персефону, которые разрешили Орфею вывести Эвридику на землю при условии, что он не взглянет на нее прежде, чем придет в свой дом. Орфей нарушил запрет и навсегда потерял Эвридику.
ЭВРИДИКА
в греч. миф.: 1) Жена фракийского певца Орфея. Однажды, когда Э. с подругами-нимфами водила хороводы в лесу, ее ужалила змея и Э. умерла. Чтобы вернуть любимую жену, Орфей спустился в аид. Звуками своей лиры он укротил Кербера и растрогал Аида и Персефону, к-рые разрешили Орфею вывести Э. на землю при условии, что он не взглянет на нее прежде, чем придет в свой дом. Орфей нарушил запрет и навсегда потерял Э. 2) Дочь Адраста, супруга Ила, мать царя Трои Лаомедонта. 3) Одна из пятидесяти дочерей Даная. 4) Дочь Лакеодомона и Спарты, супруга аргосского царя Акрисия, мать Данаи. 5) Жена царя Немеи Ликурга, мать Офельта (Архемора), в честь к-рого были учреждены Немейские игры. 6) Жена фиванского царя Креонта.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Эвридика
Имя ряда мифологических персонажей, из которых наиболее известна нимфа или дриада, жена фракийского певца Орфея. Умерла, будучи ужалена змеей. Предание о том, что смерть настигла Эвридику, когда она пыталась убежать от пасечника Аристея, встречается только в "Георгиках" Вергилия. В поисках жены Орфей спускается в Подземный мир, где, очарованные его пением, Плутон и Персефона соглашаются отпустить Эвридику. История эта, как и многие другие легенды античного мира, имеет различные вариации. По наиболее известной, Орфей не должен был оглядываться на Эвридику, пока они не поднимутся из царства мертвых. Однако, не совладав с собой, Орфей нарушает запрет и теряет Эвридику. Такой вариант легенды у Вергилия, Овидия, Сенеки и Стация. По другой версии - Орфей мог взять Эвридику лишь на один день, после которого Гермес, проводник мертвых, забирает ее обратно. Этот сюжет послужил источником многочисленных копий; оригинал же предположительно представлял большой рельеф панели алтаря Двенадцати богов-олимпийцев на рыночной площади в Афинах (датируется концом 5 в. до н. э.). Здесь Эвридика помещена между Орфеем и Гермесом.
В "Пире" Платона дана несколько ироническая версия легенды: Орфей противопоставляется Алкестиде. Ему не хватает мужества умереть за любовь, он сходит в Аид живым и получает лишь тень жены, смерть же его от рук менад - наказание за трусость.
В "Утешении философией" (кн. 3) христианского философа античности Боэция интерпретация легенды гораздо значительнее. Орфей теряет Эвридику в подтверждение того, что душе, однажды обратившейся к богу, нет возврата к чувственным удовольствиям. Представив судьбе Орфея другую цель, Боэций дает новую жизнь жесткой схеме античной литературы, которую она проносит через средние века и Возрождение:
Обдумай предание
И обрати разум к возвышенным целям,
Если ты плоти бежал,
Но снова хоть раз в ад тот заглянешь -
Погиб ты.
Овидий и Вергилий сделали легенду широко известной; в средние века она трансформировалась в балладу о рыцарской любви - "Сэр Орфей", в которой преданный муж вызволяет свою леди Эвродис из плена короля Волшебной страны. В эпоху Возрождения появляется драма Полициано "Орфей" - первая итальянская пьеса на классическую тему. Исполняемая под аккомпанемент, она стала предшественницей ряда опер, из которых наиболее известные сегодня - "Орфей" Монтеверди и "Орфей и Эвридика" Глюка. Последняя имеет счастливый конец - Эвридика возвращается благодаря снисходительности богов. Бурлеск Оффенбаха "Орфей в аду" относится к гораздо более позднему времени.
В 20 в. миф трактуется символически: это относится как к пьесе Ануя "Эвридика", фильму Камю "Черный Орфей" (где в Рио-де-Жанейро играют негритянские актеры), так и к двум сюрреалистическим пьесам Кокто (обе экранизированы).
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
см. Орфей.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
В "Пире" Платона дана несколько ироническая версия легенды: Орфей противопоставляется Алкестиде. Ему не хватает мужества умереть за любовь, он сходит в Аид живым и получает лишь тень жены, смерть же его от рук менад - наказание за трусость.
В "Утешении философией" (кн. 3) христианского философа античности Боэция интерпретация легенды гораздо значительнее. Орфей теряет Эвридику в подтверждение того, что душе, однажды обратившейся к богу, нет возврата к чувственным удовольствиям. Представив судьбе Орфея другую цель, Боэций дает новую жизнь жесткой схеме античной литературы, которую она проносит через средние века и Возрождение:
Обдумай предание
И обрати разум к возвышенным целям,
Если ты плоти бежал,
Но снова хоть раз в ад тот заглянешь -
Погиб ты.
Овидий и Вергилий сделали легенду широко известной; в средние века она трансформировалась в балладу о рыцарской любви - "Сэр Орфей", в которой преданный муж вызволяет свою леди Эвродис из плена короля Волшебной страны. В эпоху Возрождения появляется драма Полициано "Орфей" - первая итальянская пьеса на классическую тему. Исполняемая под аккомпанемент, она стала предшественницей ряда опер, из которых наиболее известные сегодня - "Орфей" Монтеверди и "Орфей и Эвридика" Глюка. Последняя имеет счастливый конец - Эвридика возвращается благодаря снисходительности богов. Бурлеск Оффенбаха "Орфей в аду" относится к гораздо более позднему времени.
В 20 в. миф трактуется символически: это относится как к пьесе Ануя "Эвридика", фильму Камю "Черный Орфей" (где в Рио-де-Жанейро играют негритянские актеры), так и к двум сюрреалистическим пьесам Кокто (обе экранизированы).
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
см. Орфей.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)