Еврипид

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЭВРИПИД
480 — 406 гг. до н. э.) — третий из великих греческих трагиков, родился на острове Саламине. Он изучал философию под руководством Анаксагора и был близок к Сократу. До нас дошли восемнадцать его трагедий, в которых люди изображены не такими, какими они должны быть, а такими, какие они есть.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Еврипид
около 480- 406 гг. до н.э.) - древнегреческий поэт-драматург. Младший из трех великих афинских трагиков (Эсхил, Софокл и Еврипид). Для Еврипида характерно (необычное для античной трагедии) усиление бытового элемента, интерес к частным судьбам людей, живой отклик на современные ему философские учения. Он создает образы страдающих героев и героинь. До нас дошло 17 трагедий Еврипида, в том числе Медея, Электра, Ифигения в Тавриде, Ифигения в Авлиде и др.

Источник: Исторический словарь

Еврипид
(лат. Euripidius, ок. 480 – 406 гг. до н. э) — древнегреческий трагедийный поэт; младший из трех великих афинских трагиков (Эсхил, Софокл). Сохранились 17 трагедий и сатирическая драма «Киклоп». Его произведения: «Медея» (431 г.), «Ипполит» (428 г.), «Геракл» изображают трагическую развязку родственных отношений. Ужасы войны он отразил в «Гекубе» и разбитые судьбы людей — в «Андромахе» и «Троянках». Творчество отличалось резким критическим отношением к мифологическим традиционным нормам. Широко ввел в драматическое действие рассудочные интонации философского диспута, судебных трений, соединив крайний рационализм с психологизмом. Язык Еврипида близок к разговорному, его драмы отличают богатые словесные оттенки. Он оказал большое влияние на Менандра, Сенеку Младшего, через них — на европейскую драматургию.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

ЭВРИПИД
Еврипид (ок. 480 — 406 до н.э.) — др.-греч. поэт-драматург, крупнейший (наряду с Эсхилом и Софоклом) представитель классич. афин. трагедии. Написал ок. 90 драм, до нас дошло 17 трагедий и сатировская драма «Киклоп». Жил в Афинах в пору их величайшего расцвета при Перикле, однако он был очевидцем и начавш. упадка во время Пелопоннесской войны (431 — 404 до н.э.). Творчество Э. явл. вершиной и одноврем. концом греч. героич. трагедии. В драмах Э. получила отражение эпоха кризиса полиса, породившая критику традиц. миф. представлений («Электра», «Орест»), религ. скепсис («Геракл», «Ипполит»), дискуссии о формах политич. власти («Гераклиды», «Просительницы»), о праве сильной личности («Фини-киянки») и пр. Поддерживая в начале Пелопоннесской войны внеш. политику Афин, Э. уже тогда отразил бедствия, приносимые войной («Гекуба»), а во время подготовки Сицилийской экспедиции (415) выступил с трилогией (из к-рой сохран. трагедия «Троянки»), осуждающей захватнич. войну.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ЕВРИПИД
(около 480–406 гг. до н.э.) — один из трех выдающихся древнегреческих драматургов, создавший свои произведения в эпоху кризиса греческого полиса. На материале древних мифов он создал драмы, в которых отражены духовные и социальные проблемы эпохи кризисов. Мир у Еврипида перестал быть разум-ным космосом, главным мотивом поведения человека стали не нравственные понятия, а личная страсть, которая рассматривается драматургом как роковая сила, живущая в душе человека. Боги в его трагедиях «Ипполит», «Медея», «Электра», «Ифигения в Авлиде», «Ифигения в Тавриде» и др. мало симпатичны, неразборчи-вы в средствах, от их действий часто страдают ни в чем не повинные люди.
Жизненно правдивыми являются у Еврипида образы простых людей. Его герои сами вершат свою судьбу в соответствии с чертами своего характера. В их изоб-ражении свою главную задачу драматург видит в том, чтобы понять мотивы действий людей с точки зрения их психологии. Он вводит многочисленные психологические детали, более выверенные психологические ситуации, что позволяет назвать его трагедии психологическими. Новым было и создание Еврипидом соци-ально-бытовой драмы, в которой изображались не идеальные герои, а заурядные, ничем не примечательные люди. В отличие от классической трагедии драмы («Алкеста», «Елена», «Ион») благополучно кончались, были насыщены комическими происшествиями, судьбы героев в них определялись не богами, а случаем. Творческий метод Еврипида имел многочисленных последователей. Без него была бы невозможна римская драма, в особенности Сенека. Кроме того, он оказал сильное влияние на современную драму, начиная с Ренессанса и до Сартра.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ЭВРИПИД
Еврипид (Eyripidn;) (ок. 480 или 484-406 до н. э.), - др.-греч. поэт-драматург, крупнейший (наряду с Эсхилом и Софоклом) представитель классич. афин. трагедии. Написал ок. 90 драм, до нас дошли 17 трагедий исатировская драма "Киклоп". Жил в Афинах в пору их величайшего расцвета при Перикле, однако он был очевидцем и начавшегося упадка во время Пелопоннесской войны (431-404 до н. э.). Творчество Э. является вершиной и одновременно концом греч. героич. трагедии. В драмах Э. получила отражение эпоха кризиса полиса, породившая критику традиционных мифологич. представлений ("Электра", "Орест"), религиозный скепсис ("Геракл", "Ипполит"), дискуссии о формах политич. власти ("Гераклиды", "Просительницы"), о праве сильной личности ("Финикиянки") и пр. Поддерживая в начале Пелопоннесской войны внеш. политику Афин, Э. уже тогда отразил бедствия, приносимые войной ("Гекуба"), а во время подготовки Сицилийской экспедиции (415) выступил с трилогией (из к-рой сохранилась трагедия "Троянки"), осуждающей захватнич. войну. Сочувствие к страданиям человека соединялись в трагедиях Э. с размышлениями о подлинной ценности человеческой личности и ее ответственности перед гражд. коллективом ("Ифигения в Авлиде").

Соч.: Euripidus fabulae, v. 1-3, Oxf., 1921-24; в рус. пер. - Трагедии, т. 1-2, (М., 1969).

Лит.: Беляев Д. Ф., Воззрения Еврипида на сословия и состояния, внутр. и внешнюю политику Афин, "ЖМНП", 1882, ч. 223, 1885, ч. 229; Лурье С. Я., К вопросу о политич. борьбе в Афинах в кон. 5 в. ("Андромаха" и "Лисистрата"), "ВДИ", 1954, No 3; Delebecque E., Euripides et la guerre du P?loponn?se, P., 1951; Goossens R., Euripides et Ath?nes, Brux., 1962.

Э. Д. Фролов. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ЕВРИПИД
euripides) (480 или 484 до н. э., остров Саламин – 406 до н. э., Македония), древнегреческий драматург. В древности считался третьим великим трагиком античной Греции после Эсхила и Софокла. Дебютировал на состязаниях драматургов в 455 г. до н. э., а впервые победил в 441 г. до н. э. Побеждал при жизни всего четыре раза (и один раз – посмертно). Последние годы жизни провел в Македонии при дворе царя Архелая. Античные авторы приписывали Еврипиду 92 драматических произведения. До наших дней дошли сатировская драма «Циклоп» и 17 трагедий: «Алкестида» (438 до н. э.), «Медея» (431), «Гераклиды» (430), «Ипполит» (428), «Гекуба» (ок. 424), «Геракл» (ок. 423), «Андромаха» (ок. 422), «Умоляющие» (ок. 420), «Ион» (ок. 418), «Троянки» (415), «Ифигения в Тавриде» (ок. 414), «Электра» (ок. 413), «Елена» (412), «Финикиянки» (410), «Орест» (408), «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки». Манеру драматурга, которого Аристотель назвал трагичнейшим из поэтов-трагиков, отличает повышенный интерес к психологии персонажей, к изображению трагических ситуаций, где особенно ярко раскрываются черты человеческой личности. По этой причине современники относились к нему как к поэту-философу, созданные им образы воспринимали как реалистические. Сохраняя в своих сочинениях старые жанровые признаки трагедии, Еврипид основательно приблизил жанр к современности: многие его сюжеты были публицистическими откликами на важные общественные события. Гуманизм автора и новизну его пьес исследователи видят и в многократном выведении на сцену в качестве персонажей женщин и рабов, в попытках заставить публику сопереживать им. Еврипиду подражали авторы новой аттической комедии, позднее к его сюжетам обращались Ж. Расин («Федра», «Ифигения», «Андромаха»), И. В. Гете («Ифигения в Тавриде»), Ф. Шиллер («Мессинская невеста»).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

ЕВРИПИД
485/480 на Саламине — 406 до н.э. в Пелле) — младший из 3 классич. греч. трагедийных поэтов, происходил из зажиточ. семьи; в 408 до н.э. по приглашению макед. царя Архелая прибыл к его двору в Пеллу. Им поставлены 22 тетралогии, причем он четырежды был признан победителем (впервые в 455). Сохран. 17 трагедий и сатирич. драма («Киклоп»), подлинность «Реса» оспаривается. Е., по Аристотелю, «наиболее трагич. поэт», на материале древ. мифов он создал драмы, в к-рых отражены духов. и соц. проблемы эпохи кризисов. Осовременивание легенд, спорность воплощения им нек-рых образов богов, рационализм, скептицизм и поиски истины, склонность ставить под сомнение общеприн. обычаи часто мешали современникам Е. в полной мере осознать его величие. Жизненно правдивыми явл. у Е. образы простых людей, несмотря на их связь с мифами (вмешательство богов) его герои сами вершат свою судьбу в соотв. с чертами своего хар-ра. Е. находился под влиянием софистов, в какой-то степени на судьбе персонажей отразилась его критич. позиция по отношению к прошлому, стремление «оценить с позиций разума». В ряде произв. Е. изображает трагич. развязку родств. отношений, в т.ч. в «Алкестиде» (438) (жена приносит себя в жертву, чтобы спасти обреч. на смерть мужа), в «Медее» (431) (месть жены, преданной мужем), «Ипполите» (428) (любовь Федры к своему пасынку Ипполиту), в «Геракле» (отец в припадке безумия убивает жену и детей). Ужасы войны, страдания пленников, а также разбитые войной судьбы Е. отразил в «Гекубе», «Андромахе» и «Троянках», в к-рых угадывается тревога автора о грозящей Афинам опасности. В по-ставл. уже после его смерти пьесе «Вакханки» показаны последствия оргиастич. культа Диониса. В интерпретации сказаний об Атридах («Электра», «Орест», 4О8 до н.э.; «Ифигения в Авлиде», поставлена после смерти автора; «Ифигения в Тавриде») отразилась неудовлетворенность автора традиц. представлениями о богах. Ему принадлежат также «Ион», «Гераклиды», «Просительницы», «Финикиянки», «Елена» (412). Язык Е. близок к разговорному, используем. в народе, его драмы отличают богатые словесные оттенки (персонажи Е. часто спорят — влияние совр. ему риторики). Хор в его драмах часто не имеет больш. отношения к действию. Творч. метод Е. имел мн. последователей: новая аттич. комедия приняла его произв. в кач-ве образца (Менандр, мотивы узнавания, интриги); рим. драма, в особенности Сенека, без Е. просто немыслима.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Еврипид
(греч. Euripides, лат. Euripides), род. 485/84 или 480 до н. э. на Саламине, ум. в 406 до н. э. в Пелле, младший из 3 классич. греч. трагедийных поэтов, происходил из зажиточной семьи; в 408 до н. э. по приглашению македонского царя Архелая прибыл к его двору в Пеллу. Им поставлены 22 тетралогии, причем он четырежды был признан победителем (впервые в 455). Сохранилось 17 трагедий и сатирич. драма («Киклоп»), подлинность «Реса» оспаривается. Е., по Аристотелю, «наиболее трагич. поэт», на материале др. мифов он создал драмы, в которых отражены духовные и социальные проблемы эпохи кризисов. Осовременивание легенд, спорность воплощения им некоторых образов богов, рационализм, скептицизм и поиски истины, склонность ставить под сомнение общепринятые обычаи часто мешали современникам Е. в полной мере осознать его величие. Жизненно правдивыми являются у Е. образы простых людей, несмотря на их связь с мифами (вмешательство богов); его герои сами вершат свою судьбу в соответствии с чертами своего характера. Е. находился под влиянием софистов, в какой-то степени на судьбе персонажей отразилась его критич. позиция по отношению к прошлому, стремление «оценить с позиций разума». В ряде произведений Е. изображает трагич. развязку родств. отношений, в т. ч. в «Алкестиде» (438) (жена приносит себя в жертву, чтобы спасти обреч. на смерть мужа), в «Медее» (431) (месть жены, преданной мужем), «Ипполите» (428) (любовь Федры к своему пасынку Ипполиту), в «Геракле» (отец в припадке безумия убивает жену и детей). Ужасы войны, страдания пленников, а также разбитые войной судьбы Е. отразил в «Гекубе», «Андромахе» и «Троянках», в которых угадывается тревога автора о грозящей Афинам опасности. В поставл. уже после его смерти пьесе «Вакханки» показаны последствия оргиастич. культа Диониса. В интерпретации сказаний об Атридах («Электра», «Орест», 408 до н. э.; «Ифигения в Авлиде», поставлена после смерти автора; «Ифигения в Тавриде») отразилась неудовлетворенность автора традиционными представлениями о богах. Ему принадлежат также «Ион», «Гераклиды», «Просительницы», «Финикиянки», «Елена» (412). Язык Е. близок к разговорному, используемому в народе, его драмы отличают богатые словесные оттенки (персонажи Е. часто спорят — влияние совр. ему риторики). Хор в его драмах часто не имеет большого отношения к действию. Творч. метод Е. имел мн. последователей: новая аттич. комедия приняла его произведения в качестве образца (Менандр, мотивы узнавания, интриги); рим. драма, в особенности Сенека, без Е. просто немыслима. Он оказал сильное влияние на совр. драму, начиная с Ренессанса (частично благодаря Сенеке), в т. ч. и на Сартра.
        
        рис. Герма Еврипида.

Источник: Словарь античности. 1989

Еврипид
с Саламина, ок. 485-406 гг. до н. э., греческий трагический поэт. Происходил из состоятельной афинской семьи. Его отец Мнесарх (или Мнесархид) имел какую-то собственность на Саламине, другую - в аттическом округе Флия. Е. получил прекрасное образование (вероятно, он был учеником Анаксагора, знал также Продика, Протагора и Сократа). Был жрецом Зевса во Флии и единожды участвовал в афинском посольстве в Сиракузы. По характеру скорее нелюдим, он наиболее охотно находился в своем жилище на Саламине, посвящая время исследованиям и писательскому труду; там у него была своя библиотека. В 455 г. Е. впервые выступил в трагическом агоне и занял третье место, первый успех к нему пришел в 441 г. Подвергшись нападкам за новизну взглядов, он лишь 5 раз получил первую награду (в том числе одну посмертно). В 408 или 407 г. навсегда покинул Афины. Он удалился в Пеллу, ко двору македонского царя Архелая, где среди прочего написал в честь царя пьесу Архелай (фр.). Умер в Пелле, по легенде, растерзанный сворой гончих псов. Е. был дважды женат, в первый раз на Мелите, второй - на Хорине (или Хориле), с которой прижил 3 сыновей (один из них, Еврипид, тоже трагический поэт, поставил после смерти отца его последние произведения). - Драматическое творчество Е. насчитывало 92 произведения, объединенные в трилогии или тетралогии часто не связанные сюжетно. Целиком сохранилось 17 трагедий и одна сатирова драма, а также свыше 1000 фрагментов. В творчестве Е. различают 3 периода; произведения, написанные в каждый из них, имеют общие черты, роднящие их между собой. Первую группу составляют драмы, которые можно назвать психологическими, так как Е. со знанием дела описывает в них переживания женщин, одержимых сильными страстями. Алкест (Alkestis; 438 г.), са ранняя из сохранившихся пьес, представляла последнюю часть тетралогии, состоявшей из сатировых драм. Отсюда ее трагически-бурлескный характер. Е. использовал здесь мотив обмана смерти: жена отдает жизнь за мужа, нов награду за добровольную жертву сама вырывается из рук смерти. В драме Медея (Medea; 431 г.) трагический конфликт разыгрывается в истерзанном страстью сердце женщины. Преданная и обманутая варварская царица после тяжелой, мастерски описанной внутренней борьбы убивает собственных детей, чтобы таким способом отомстить их отцу, неверному Ясону. Жертвой страсти представляется также Федра, героиня трагедии Ипполит Увенчанный (Hippolytos stefaneforos; 428 г.), являющей новой обработкой плохо принятой публикой пьесы под названием Ипполит, скрывающий облик (Hippolytos kalyptomenos). Федра старается скрыть и одолеть страстную любовь к своему пасынку Ипполиту. Когда тайна раскрывается, отвергнутая и униженная, она совершает самоубийство, мстя Ипполиту из могилы клеветой. В Гекубе (ок. 425 г.) Е. показал трагедию страдающей матери и царицы уничтоженного народа. Эта удрученная горем, но полная достоинства женщина превращается в жаждущую крови мстительницу. Гекуба - великая трагедия мести, интриг и клеветы. К тому же кругу мифов принадлежит Андромаха (ок. 419 г.; в Афинах не ставилась), представляющая трагедию униженной и брошенной в крайнюю нужду богатой женщины. Другую группу составляют патриотические и политические драмы: Гераклиды (Herakleidai; ок. 429 г.) - история детей Геракла, ищущих в Аттике помощи против врагов. Конфликт двух образов - жестокой силы (Еврисфей) и царского великодушия (Демофон) - должен был по замыслу Е. соотноситься с положением в греческом мире, разделенном началом Пелопонеской войны на два лагеря: Спарты и Афин. Эхо этой войны мы слышим также в Плакальщицах (Hiketides; ок. 420). Главный герой драмы, афинский царь Тесей, который на просьбы матерей аргивянок помогает им отыскать останки погибших сыновей, воплощает здесь высокие идеалы афинского государства. Безумный Геракл (Herakles mainomenos; предположительно, ок. 416 г.) - трагическая повесть о незаслуженном унижении героя, которое настигло его в конце жизни. Геракл на вершине славы в припадке безумия убивает жену и детей. Очнувшись, он хочет покончить с собой, но его удерживает испытанный друг Тесей. Древние называли эту трагедию "хвалой Тесею", мудрость которого символизирует здесь мудрость управляемого им государства. Троянки (Troades; 415 г.) представляют собой ряд трагических картин, рассказывающих о судьбах троянских пленниц после падения города, это одна из наиболее пессимистических трагедий Е., утверждающая, что война приносит тлько несчастье, как побежденным, так и победителям. Третья, са поздняя группа включает пьесы со сложной интригой и запутанным действием, стержнем которого являются великолепно обрисованные характеры. Электра (вероятно, 413 г.) с точки зрения содержания - это уже известная нам трагедия о матереубийстве Ореста (после трагедий Эсхила и Софокла). У Е. вся история разыгрывается в скромной хижине крестьянина, которому Электра была отдана в жены. В действиях Ореста поэта интересуют прежде всего моральные проблемы. После убийства матери Орест и Электра охвачены чувством вины, от которого нет лекарства. Не помогает даже ссылка на приказ Аполлона, который, отдавая его, сам заслужил осуждение. Пьесой, полной интриг и приключений, окрашенной скорее басенным, чем трагическим настроением, является Елена (Helene; 412 г.). Поэт обработал здесь известную из Палиподии Стесихора версию мифа, согласно которой в Трое находилась лишь тень Елены, подлинная же Елена, как верная и любящая жена ждала Менелая в Египте. После многих приключений поэт соединяет прежде разлученных супругов. В этой легкой пьесе также скрыта критика войны: столько лет греки сражались из-за призрачной тени! Можно увидеть в этой пьесе и подобие изобилующего интригами и чудесными приключениями греческого романа. Развернутой драматической интригой обладает также Ион (Ion; между 413 и 409 гг.), описывающий судьбу героя, сына Аполлона, предка ионийцев. Мотив подкинутого ребенка и взаимного узнавания, наряду со счастливым концом пьесы, приводят к тому, что эта "спокойная трагедия" представляется предвестницей комедий Менандра. Вновь узнавание (на этот раз родителей) и не менее сложная интрига делают из Ифигении в Тавриде (Ifigeneia he en Taurois; между 413 и 409 гг.) необычайно эффектную драму. В Ифигении в Авлиде (Ifigeneia he en Aulidi; 406 г.) главная героиня, вначале пораженная и взволнованная, после тяжкой внутренней борьбы сознательно решает пожертвовать жизнью, чтобы обеспечить удачу грекам, терпящим поражение в войне с троянцами. Драма Орест (408 г.) представляет собой психологическое исследование последствий страшного дела для самого матереубийцы и его окружения. Отвергнутый богами и преследуемый людьми, Орест изо всех сил старается спастись. Приговоренный к смерти, он пытается отомстить Менелаю, от которого тщетно ожидал помощи. Остальные трагедии Е. трудно причислить к одной из вышеназванных групп. К ним принадлежат: Финикиянки (Foinissai; ок. 408 г.), сюжетом которых так же, как и сюжетом Семерых против Фив Эсхила является братоубийственная борьба сыновей Эдипа, содержащие ряд прекрасных сцен: среди них блестящие описание битвы и обзор войска со стен города, и Вакханки (Bakchai; 407 г.) - единственная сохранившаяся "дионисийская" драма. Е. описал в ней историю царя Пенфея, который отважился препятствовать Дионису в его победоносном шествии по миру, и жестокую месть разгневанного бога. Трагедия эта, интерпретируе различными способами, то как доказательство безбожия Е., то, в других источниках, как свидетельство его обращения, несомненно доказывает, что поэт умел постигать и оценивать иррациональные стороны человеческой натуры. В сатировой драме Циклоп (Kyklops; дата написания не установлена), единственном целиком сохранившемся образце этого жанра, Е. описал приключение Одиссея в пещере Полифема. Е. написал также трагедию Ресос (воссоздающую эпизод из X книги Илиады). Ее место в рукописях Е. заняла трагедия неизвестного автора под тем же названием, созданная, вероятно, в IV в. до н. э. Сюжеты своих произведений Е. брал из мифов, отыскивая их малоизвестные локальные версии, а известные мифы изменял в соответствии с принципами своего искусства и собственными воззрениями. Е. дегероизировал мифологические образы. Из монументальных героев Эсхила он сделал простых людей, которые по-человечески принимают трагическую судьбу. Боги у Е. подвержены тому же нравственному суду, что и люди. Как рационалист, Е. подрывал веру в божественное происхождение государственных институтов и нравственно-правовых норм. Он доказывал, что не существует разницы между свободным и рабом., греком и варваром, признавая, что единственным критерием достоинства человека является его нравственность. Он преследовал любые проявления несправедливости и жестокости, говорил о войне, как о тотальном зле, угрожающем высшим человеческим ценностям. Хороший наблюдатель, Е. старался всегда вскрыть психологические мотивы поступков своих героев. С несравненной прозорливостью и прямотой обнажал он как дурные, так и добрые черты человеческой натуры. Прослывший женоненавистником, он с особой силой описывал их страсти, однако, ему удалось показать и их самоотверженность. Драматическое новаторство Е. столкнулось с критикой современников, которых отталкивал определенный схематизм предваряющих действие прологов (обычно произносимых каким-либо божеством), а более всего - появляющийся в конце deus ex machina (то есть, бог на сценической машине). Он был нужен среди прочего для того, чтобы действие, отошедшее довольно далеко от общепризнанной версии мифа, вернуть в традиционное русло. Хор в драмах Е. играл меньшую роль, чем у его предшественников, связь его выступлений с действием также более произвольна (исключением являются Вакханки, одна из последних пьес Е.) Зато Е. увлеченно вводил сольные арии (монодии). Замечательны у него поэтические споры-агоны, чаще всего по существу трагического конфликта, в которых яснее всего обозначилось влияние софистов. Многие существенные элементы переняла у Е. новая комедия (см. Менандр), а за ней и позднейший европейский театр: Е. первым ввел в своих пьесах мотив узнавания и интригу, разработал монолог, который должен был отразить внутренние переживания героя, а прежде всего отважился представить на сцене любовь. Е. оценили лишь после смерти; о последующей его популярности свидетельствует само число сохранившихся трагедий, многие сцены из которых отражены в живописи и скульптуре. В Риме произведения Е. переводились чаще, чем трагедии Эсхила и Софокла; его влиянию подвергся прежде всего Сенека, переработавший несколько его трагедий.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Еврипид
484–406 до н. э.) Древняя Греция подарила человечеству трех великих трагиков — Эсхила, Софокла и Еврипида. Еврипид последний и самый младший в их ряду. Ко времени его появления творчество Эсхила уже утвердило трагедию как ведущий литературный жанр. Насмешник Аристофан говорил, что Эсхил «первый из греков нагромоздил величавые слова и ввел красивую шумиху трагической речи». Еврипид облегчил язык трагедии, осовременил его, приблизил к разговорной речи, потому, видимо, он был более популярен у последующих поколений, нежели у своего, привыкшего к «величавым словам». Начало творческой деятельности Еврипида пришлось на период высшего расцвета афинского государства, возглавившего союз множества мелких государств и островов Эгейского архипелага при правлении Перикла в 445–430 годах до н. э., а вторая половина его жизни совпала с начинающимся кризисом в пору Пелопоннесской войны (431–404 годы до н. э.), когда демократические Афины столкнулись с другим могущественным объединением — олигархической Спартой. Ненависть афинян к Спарте стала эмоциональным содержанием трагедии Еврипида «Андромаха», где спартанский царь Менелай, его жена Елена, виновница Троянской войны, и их дочь Гермиона выведены коварными и жестокими людьми. В «век Перикла» Афины сделались главным культурным центром всего греческого мира, привлекающим творческих людей со всех его концов. Этому способствовал и сам Перикл, необычайно образованный для своего времени человек, прекрасный оратор, талантливый полководец, тонкий политик. При нем перестраивались Афины, возводился Парфенон, замечательный ваятель Фидий возглавлял строительные работы и украшал храм своими скульптурными работами. Подолгу жили в Афинах историк Геродот, философ Анаксагор, софист Протагор (которому принадлежит знаменитая формула: «Человек есть мера всех вещей»). В то время Гиппократ начал создавать медицину, Демокрит и Антифонт развивали математическую науку, расцветало ораторское искусство… Афины называли «школой Греции», «Элладой Эллады». Неудивительно, что патриотическое воодушевление отразилось во многих произведениях искусства того времени, среди них были и особо отмеченные патриотическим чувством трагедии Еврипида — «Гераклиды», «Просительницы», «Финикиянки». Древние «Жизнеописания» Еврипида утверждают, что он родился в день победы в Саламинском сражении (где греческий флот разгромил персов) в 480 году до н. э. на острове Саламине. В этом сражении участвовал Эсхил, а шестнадцатилетний Софокл выступал в хоре юношей, прославлявших одержанную победу. Так была представлена древнегреческими летописцами преемственность трех великих трагиков — слишком красиво, чтобы быть правдой. «Паросская хроника» называет датой рождения Еврипида 484 год до н. э., что исследователям представляется более достоверным. В «Жизнеописаниях» говорится, что Еврипид был сыном лавочника Мнесарха и торговки овощами Клито. И эти сведения ученые подвергают сомнению, поскольку они взяты из комедии Аристофана («Женщины на празднике Фесмофорий»), известного своими нападками на трагика: он намекал и на его низкое происхождение от простой зеленщицы, и на неверность его жены и т. д. По другим источникам, которые считаются более надежными, Еврипид происходил из знатного рода и даже служил при храме Аполлона Зостерия. Он получил прекрасное образование, имел одну из самых богатых библиотек своего времени, дружил с философами Анаксагором и Архелаем, софистами Протагором и Продиком. Это больше похоже на правду — за избыток ученых рассуждений в его трагедиях современники называли Еврипида «философом на сцене». Подтверждает последнюю биографическую версию и римский писатель Авл Геллий в «Аттических ночах», где говорит, что Еврипид имел средства и учился у Протагора и Анаксагора. Еврипида описывают замкнутым, мрачным человеком, склонным к уединению, плюс ко всему еще и женоненавистником. Угрюмым он изображен и на сохранившихся портретах. Если переложить древние характеристики Еврипида на язык наших понятий, можно сказать, что он был крайне честолюбивым (впрочем, это одно из условий творчества), обостренно впечатлительным и обидчивым человеком Можно ли считать его женоненавистником? Думается, вряд ли (и здесь не обошлось без Аристофана). Даже «демонической» Медее Еврипид позволяет произнести слова, за много веков предвосхитившие некрасовскую тему «долюшки женской»: Да, между тех, кто дышит и кто мыслит, Нас, женщин, нет несчастней. За мужей Мы платим и недешево. А купишь, Так он тебе хозяин, а не раб. И первого второе горе больше. А главное — берешь ведь наобум: Порочен он иль честен, как узнаешь? А между тем уйди — тебе ж позор, И удалить супруга ты не смеешь. (Перевод И. Анненского)   Причин для мрачного состояния духа у Еврипида хватало. Его произведения редко пользовались успехом у современников. В состязаниях поэтов, принятых в Древней Греции, Еврипид побеждал всего три раза (и два после смерти — за трагедии «Вакханки» и «Ифигения в Авлиде», поставленные его сыном). Впервые его трагедия («Пелиады») появилась на сцене в 455 году до н. э., а первую победу он одержал только в 441-м. К примеру, Софокл выходил в победители восемнадцать раз. Еврипид поддерживал близость с выдающимися умами своего времени, приветствовал все новации в области религии, философии и науки, за что подвергался нападкам умеренных общественных кругов. Выразителем их взглядов являлась аттическая комедия, самым ярким представителем которой был современник трагика Аристофан. В своих комедиях он высмеивал и общественные взгляды, и художественные приемы, и личную жизнь Еврипида. Возможно, этими обстоятельствами объясняется тот факт, что на склоне лет, в 408 году до н. э., Еврипид принял приглашение македонского царя Архелая и переселился в Македонию. Там им написана трагедия «Архелай» в честь предка своего покровителя, а также «Вакханки» — под впечатлением местного культа Диониса. В Македонии он и ушел из жизни в 406 году до н. э. Даже смерть его была окружена слухами и сплетнями. По одной версии, он якобы был растерзан собаками, по другой — женщинами. Здесь слышатся отзвуки той же комедии Аристофана «Женщины на празднике Фесмофорий». По ее сюжету женщины, разгневанные на Еврипида за то, что он выводит их слишком неприглядными в своих трагедиях, сговариваются его убить. В комедии самосуд не состоялся, зато «украсил» биографию трагика. Еврипиду принадлежат 90 трагедий, из которых до нас дошло 18. Хронологию их появления на сцене исследователи определяют приблизительно: «Алкестида» (438 год до н. э.), «Медея» (431), «Гераклиды» (ок. 430-го), «Ипполит» (428), «Циклоп», «Гекуба», «Геракл», «Просительницы» (424–418), «Троянки» (415), «Электра» (ок. 413), «Ион», «Ифигения в Тавриде», «Елена» (ок. 412), «Андромаха» и «Финикиянки» (ок. 411-го), «Орест» (408), «Вакханки» и «Ифигения в Авлиде» (405). Сюжеты для своих трагедий, как и его предшественники, Еврипид черпал из сказаний Троянского и Фиванского циклов, аттических преданий, мифов о походе аргонавтов, подвигах Геракла и судьбе его потомков. Однако, в отличие от Эсхила и Софокла, у него уже совсем иное осмысление мифа. Он отошел от традиции возвышенных, нормативных образов и стал изображать мифологических персонажей как земных людей — со всеми страстями, противоречиями и заблуждениями. Еврипид выработал и новые принципы изображения человека, показывая психологические мотивы поступков, а не типологически предусмотренные, как было прежде: герой поступает героически, злодей — злодейски. Ему первому удалось представить психологическую драму, когда борения, смятения чувств персонажей передаются зрителям и вызывают сочувствие, а не просто осуждение или восхищение. Пожалуй, наиболее ярко это выражено в трагедии «Медея». В основе «Медеи» — сюжет из мифа о походе аргонавтов. Ясон добыл в Колхиде золотое руно с помощью дочери колхидского царя волшебницы Медеи. Личность яркая, сильная, бескомпромиссная, она под влиянием страсти к Ясону оставляет родной дом, предает отца, убивает брата, обрекает себя на несносное существование в чужой стране, где ее презирают как дочь «варварского» народа. Между тем Ясон обязан ей и жизнью, и престолом. Когда он покидает Медею, чтобы жениться на наследнице коринфского царя Главке, обида и ревность настолько ослепляют Медею, что она задумывает самую страшную месть — убийство их детей. Терзания Медеи, в безумии мечущейся между материнскими чувствами и властью мстительного порыва, столь ужасны, что невольно вызывают сочувствие. Здесь трагедия, рок в чистом виде — Медея обречена, у нее нет никакого выхода. Она не может вернуться домой и не может остаться в Коринфе, откуда ее изгоняет Ясон ввиду новой женитьбы. Не уверена она и в будущем своих детей, даже если оставит их с отцом, ведь они для греков — дети «варварки». И Медея принимает решение: Так клянусь же Аидом я и всей подземной силой, Что не видать врагам моих детей, Покинутых Медеей на глумленье… «Медея», непревзойденная трагедия во всей мировой литературе, до сих пор не сходит со сцен. Одна из самых ярких современных исполнительниц Медеи — замечательная актриса Любовь Селютина в московском Театре на Таганке, где эта трагедия неизменно идет с аншлагами. Слава пришла к Еврипиду, увы, после смерти. Современники не сумели его оценить. Исключение составил только остров Сицилия. Древнегреческий историк Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывает о том, как отдельным афинским воинам, плененным и попавшим в рабство во время неудачного сицилийского похода, удалось вырваться на родину: «…некоторых спас Еврипид. Дело в том, что сицилийцы, вероятно, больше всех греков, живущих за пределами Аттики, чтили талант Еврипида… Говорят, что в ту пору многие из благополучно возвратившихся домой горячо приветствовали Еврипида и рассказывали ему, как они получали свободу, обучив хозяина тому, что осталось в памяти из его стихов, или как, блуждая после битвы, зарабатывали себе пищу и воду пением песен из его трагедий. Нет, стало быть, ничего невероятного в рассказе о том, что в Кавне какому-то судну сначала не позволяли укрыться в гавани от пиратов, а затем впустили его, когда после расспросов удостоверились, что моряки помнят наизусть стихи Еврипида» («Никий и Красс»). Спустя век трагедии Еврипида начали пользоваться большим успехом и у него на родине, в то время как Эсхил и Софокл стали терять популярность. Позднее к трагедиям Еврипида неоднократно обращались римские драматурги. К примеру, «Медею» перерабатывали Энний, Овидий, Сенека. В эпоху классицизма Еврипид оказал влияние на Корнеля («Медея»), Расина («Федра», «Андромаха», «Ифигения», «Фиваида, или Братья-враги»). Вольтер по мотивам его трагедий написал «Меропу» и «Ореста». Шиллер на основе «Финикиянок» Еврипида создал «Мессинскую невесту». В России интерес к Еврипиду возник давно — известны «Андромаха» П. А. Катенина, а также многочисленные переводы. Один из лучших переводчиков Еврипида Иннокентий Анненский написал и несколько подражаний, использовав сюжеты не дошедших до нас трагедий. Угрюмый Еврипид, так страдавший когда-то из-за своих редких побед в состязаниях поэтов, одержал главную победу — над временем, и по сей день его трагедии украшают театральные сцены. Любовь Калюжная

Источник: 100 великих писателей. 2004

ЕВРИПИД
   • Eurip?des,

         ??????????, третий между знаменитейшими греческими трагиками, драмы которых уцелели отчасти. Он родился по обыкновенному указанию в 480 г. до Р. X., на острове Саламине, именно в самый день знаменитой морской битвы, как гласит предание, его родители бежали из Афин, при приближении персидского войска и вместе со многими жителями искали убежища на Саламине. Вернее, кажется, то известие, что 485 г. до Р. X. был годом его рождения. Отцом его был Мнесарх, по преданию мелочной торговец или шинкарь (???????); мать называлась ?????? и, как говорят, торговала овощами. Что отец Е. располагал кое-какими материальными средствами, можно заключить из того тщательного воспитания, которое он дал своему сыну. Молодой Е. усердно упражнялся в гимнастических искусствах, чтобы подготовиться к агонам, и мальчику приписывают даже победу, вероятно на Панафинеях, вследствие которой он будто бы получил даже приз. Кроме того, его называют в числе тех мальчиков, которые на Фаргелиях подавали вино праздничным плясунам; такой чести удостаивались только сыновья благородных туземных фамилий. Говорят, что он занимался также и живописью; одну из его картин показывали впоследствии в Мегарах. Все вышесказанное, если оно не вымышлено, относится к детству и к самой ранней юности поэта. По достижении полного юношеского возраста, он сблизился с Анаксагором, который в то время с большим успехом читал лекции в Афинах и впоследствии слушал софистов Продика и Протагора, а с Сократом вступил в тесную дружбу, продолжавшуюся всю его жизнь. В трагедиях Е. заметны неоспоримые следы философского направления, полученного поэтом от Анаксагора; они доказывают также, что наш поэт был восприимчив к риторическим уловками софистов, которые он и применял в своих трагедиях. Главным образом этим философским занятиям, кажется, Е. посвятил время своего юношества; в противоположность этому об участии его в общественных делах, о домогательстве должностей, одним словом, о политических стремлениях Е. мы не имеем никаких сведений. Но на образ жизни и на его характер близкое знакомство с Анаксагором имело, кажется, большое влияние. А именно он был угрюм (?????????), мрачен и мало обходителен. Об его уединенной жизни и главным образом о его исключительных занятиях науками говорит известие о его значительной библиотеке. Причину ненависти к женскому полу, в которой его часто упрекали и которые будто бы проглядывает в некоторых его трагедиях, особливо же в «Гипполите», трудно определить: был ли тому причиной угрюмый характер поэта или же его домашние или супружеские отношения — неизвестно; во всяком случае, ясно то, что он тщательно изучил характер женщин, вследствие чего женщины в его пьесах описываются как с выгодной, так и с невыгодной стороны. Е. был сначала женат на дочери Мнесилоха, Хойрине или, вернее, Хойриле. От нее у него было трое сыновей. Старший был Мнесархид, купец, средний, Мнесилох, актер, а третий, носивший имя отца, Е., поставил по смерти его некоторые из отцовских трагедий на сцене. Жена Е., однако, изменила ему, и он развелся с ней. После того он женился на Мелитое, которая оказалась не лучше первой его жены и сама его бросила. Время, когда Е. начал свою драматическую деятельность, тоже неизвестно. По одному, очень вероятному известию он начал ее на 26-м году своей жизни, по другим же известиям — уже на 18-м. К этому дебюту принадлежали «Пелиады», ныне затерянная пьеса. С этих пор Е. посвятил безустанно свою деятельность театру вместе с другими современными трагиками. Большая часть его биографов приписывает ему 92 пьесы, между ними 8 сатирических драм, Варрон же лишь 75; александрийцы упоминают о 78 пьесах, из которых три пьесы считались будто подложными. Таким образом, выходит, что и александрийцы приписывали ему только 75 драм. Известно около 80 заглавий. Одержал победу Е. только 4 раза. Лишь относительно немногих пьес в точности известно, когда они были играны. Большое число драм Е., сравненное с немногими выпавшими ему на долю победами и призами, доказывает, с каким постоянством наш поэт продолжал избранный им путь, не обращая внимания на оппозицию комиков и неблагоприятные приговоры присуждавших призы. А что его стихотворения были очень распространены и известны в народе, об этом свидетельствует то предание, что многие попавшие в плен в Сицилии афиняне обязаны были своим спасением и пропитанием знанию трагедий Е., из которых они декламировали стихи и места жителям названного острова и тем самым трогали и восхищали их. Лишь в очень преклонных летах Е. удалился из Афин, а именно после представления на сцене его трагедии «Орест» (408 г. до Р. X.) он отправился в Магнесию, где его приняли как общественного гостя. Маловероятно мнение, что причиной его выселения были неприятные домашние обстоятельства и беспрерывные насмешки комиков. Вскоре затем он отправился в Пеллу в Македонии ко двору царя Архелая, где он, пользуясь большим почетом, вместе с трагиком Агафоном, композитором Тимофеем и живописцем Зевксисом, провел последние два года своей жизни. Он умер ок. 406 г. до Р. X., будучи смертельно ранен охотничьими собаками, как гласит одно очень маловероятное предание. Е. как поэт все более и более поддавался духу своего времени. Прежняя трагедия была преимущественно им низведена к голой истине действительной жизни. Он представлял людей своего времени такими, какими они были в действительности. При этом он выставлял на сцене результаты и правила тогдашней философии и пускал в ход диалектику софистов. Длинные рассказы в свойственных ему прологах, равно как и часто встречающаяся развязка при помощи появления какого-нибудь бога — так называемого deus ex machina — доказывают, что драматическое действие и естественное развитие его для него были второстепенными моментами. Хоровые песни не находятся более в тесной связи с действием и действующими лицами, как у Эсхила и Софокла: песни эти являются у него скорее чем-то привычным, от чего нельзя отказаться, хотя оно само по себе не представляется необходимым. Зато Е. отличается своим знанием человеческого сердца и его страстей. Трогать и возбуждать сострадание — для него главная цель, почему древние и называют его ????????????. Будучи приверженцем Анаксагора, он часто находится в разногласии с народными верованиями и с содержанием мифов в том отношении, что он или отвергает их, признавая неверными, или же представляет благородные характеры и поступки — мелочными и обыкновенными. Аристофан видит в нем как бы представителя всего новейшего направления трагедии и осмеивает поэтому преимущественно его, главным образом в «Лягушках». Аристофан представил его как поэта и орудие охлократии и дал таким образом мерило для оценки Е., на которое в новейшее время недостаточно обратили внимание его безусловные восхвалители и порицатели. От Е. сохранилось 18 трагедий и одна сатирская драма.

       1. ?????, представленная до 423 г.; содержание ее — очистительная жертва Поликсены на могиле Ахиллея и мест Гекубы Полиместору, убийце Полидора.

       2. ???????, представленная в 408 г.; одна из самых слабых трагедий. Орест обвиняется Тиндаром в матереубийстве. Менелай, к которому Орест обращается за помощью и содействием, отказывает ему в этом. Тогда Орест решается убить Елену для того, чтобы отомстить за себя; однако Аполлон спасает Елену, и дело кончается двойною свадьбою между Орестом и Гермионою и Пиладом и Электрою. Трагедия имеет много схожего с Алкестидою и была, может быть, написана для той же цели.

       3. ?????????, озаглавленная по хору финикийских дев; содержание: смерть враждебных братьев Этеокла и Полиника. Это одна из последних трагедий, поставленных Е. в Афинах на сцене, но, без сомнения, не одна из последних по своему достоинству.

       4. ??????, 431 г., содержание ее: месть Медеи своему супругу Ясону, собирающемуся жениться на дочери царя Креонта Коринфского; Медея убивает невесту и собственных своих детей и затем спасается бегством на запряженной драконами колеснице в Афины к Эгею.

       5. ????????? ????????????, представленная в 428 г. и удостоенная первого приза. Трагедия эта представляет любовь Федры, супруги Фесея, к своему пасынку Гипполиту. Федра, не будучи в состоянии перенести позор пристыжения со стороны пасынка, умирает, но предварительно клевещет на сына отцу, который проклинает сына и делается причиной его смерти. В конце концов невинность Гипполита узнается, благодаря Артемиде. Тем же самым сюжетом воспользовался поэт уже ранее в затерянной трагедии, ????????? ????????????. «Медея» и «Гипполит» — наилучшие между уцелевшими трагедиями; они обнаруживают драматический талант поэта в высшем совершенстве и блеске.

       6. ´????????, 438 г., в хронологическом порядке первая из уцелевших трагедий. Алькестида, чтобы продолжить жизнь супруга своего Адмета, добровольно предает себя смерти; Геракл, будучи прежде гостеприимно принят Адметом, приводит ее назад из подземного царства. Пьеса походит скорее на новейшую драму, чем на древнюю трагедию, и отличается, особенно в конце, комическим характером; она была играна на 4-м месте тетралогии вместо сатирской драмы, чем и объясняется ее характер.

       7. ?????????, написанная после 420 г.; содержание: смерть Неоптолема, женившегося после взятия Трои сперва на вдове Гектора Андромахе, а потом на дочери Менелая Гермионе, невесте Ореста. Разгневанный Орест велит убить Неоптолема и уводит свою невесту в Спарту.

       8. ????????, представленная, вероятно, ок. 420 г. до Р. X. Матери павших под Фивами семи героев отправляются вместе с аргосским царем Адрастом к Фесею в Элевсин и просят его принудить Креонта выдать трупы. Фесей привозит трупы в Элевсин, где их и сжигают. Адраст обещает, что аргивяне никогда не будут сражаться против афинян. В трагедии этой попадаются разные политические намеки на борьбу афинян с беотийцами после битвы при Делии.

       9. ????????? ?? ??? ???????, ровно как и «Вакханки», поставленная на сцене лишь после смерти поэта. Ифигения, в качестве жертвы назначенная понести смерть, спасается от смерти самою Артемидою, которая подкидывает лань и увозит Ифигению в качестве своей жрицы в Тавриду. Конец этой отличной драмы (стих 1506 слл.) подложен.

       10. ????????? ? ??? ???????. Орест с Пиладом по приказанию Аполлона приходит к царю Фоанту в Тавриду за изображением Артемиды. Будучи взят в плен, Орест, по местному обычаю, должен быть принесен в жертву, но его узнает сестра его Ифигения. Оба составляют план для бегства. Артемида удерживает Фоанта от преследования.

       11. ´?????? (подложная) по 10-й песне «Илиады»; содержание: ночная экспедиция Одиссея и Диомеда в неприятельский лагерь, смерть Долона и фракийского царя Реса. Е. действительно сочинил трагедию под заглавием ´??????; уцелевшая же драма не что иное, как ученическая работа неизвестного автора.

       12. ???????, 415 г., описывает падение Трои и жалкую участь царского дома Приама в отдельных картинах и сценах.

       13. ??????; содержание: прибытие Вакха в Фивы, убиение Пенфея собственной его матерью, Агавою, в наказание за то, что он сопротивлялся введению культа бога.

       14. ???????????, ок. 421 г. Потомки Геракла, преследуемые Еврисфеем, который попадает в плен и делается жертвою их мести. Трагедия эта не лишена политических намеков на неблагодарность дорического населения Пелопоннеса.

       15. ?????, 412 г. После взятия Трои Менелай приезжает в Египет, застает там Елену и узнает, что он и греки сражались под Троей из-за призрака. Тамошний царь Феоклимен хочет жениться на Елене, которая посредством хитрости благополучно спасается со своим супругом Менелаем.

       16. ´???, может быть, ок. 420 г. молодого Иона, сына Аполлона и Креусы, дочери афинского царя Эрехфея, брошенного матерью, Пифия в Дельфах воспитывает в числе жрецов для богослужения в храме. Посредством изречений оракула Аполлон заставляет верить царя Ксуфа, женившегося на Креусе, что Ион — его (Ксуфа) сын, родившийся до брака. Креуса хочет убить как неизвестного ей сына, так и супруга, подозреваемого ею в неверности, таким же образом и Ион пытается отомстить неизвестной ему матери за посягательство на его жизнь. Наконец мать признает Иона, и Ксуф назначает его преемником.

       17. ???????? ??????????, 422 г. Геракл, приведенный Герой в бешенство, убивает свою супругу Мегару и своих детей. Пришедши в себя, он искупает свою вину очистительными жертвоприношениями и ищет успокоения в Афинах.

       18. ???????, самая слабая драма Е.; содержание: убийство Клитемнестры Орестом и его сестрою Электрою.

       19. ??????, единственная уцелевшая сатирская драма, описывает ослепление Одиссеем киклопа Полифема по 9-й песне «Одиссеи». Хор состоит из сатиров, бурей занесенных со своим вожаком Силеном на остров.

         Критику и объяснение Е., текст которого сильно пострадал от интерполяций и небрежности переписчиков, значительно подвинули вперед Valckenaer, Porson, Elmsley и G. Hermann, в новейшее время в особенности Kirchhoff и Nauck. Полные издания Musgrave (1778, вновь изд. Morus Beck, 1778 слл.), L. Dindorf (1825), A. Witzschek (1841; 1855 сл.), Kirchhoff (1867), W. Dindorf (5-е изд., 1868) и A. Nauck (1871). Неполные издания: Porson (4 трагедии, 1797 и чаще), Seidler (3 трагедии, 1812 и сл. г.), G. Hermann (8 трагедий, 1831 и сл. г.). Pflugk и Klotz (11 трагедий 1829 и сл. г., некоторые трагедии в нескольких изданиях). Отдельные трагедии: «Финикиянки» Valckenaer (1755 и 1802), Geel (1846) и Kinkel (1871); «Медея» Elmsley (1818; 1822), Kirchhoff (1852), Sch?ne (1853), Wecklein (1874); «Гипполит» Valckenaer (1868) и Monk (1811; 1821); «Алкестида» Monk (1816; 1823), G. Hermann (1825), W. Dindorf (1834); «Андромаха» Lenting (1829); «????????» G. Hermann (1811) и Wilamowitz-M?llendorf (1875); «Ифигения» Markland (1771; 1811); «Ифигения в Авлиде» Vater (1845) «Таврическая Ифигения» Sch?ne (1853); 3-е изд. K?chly (1872) и Wecklein (1876); «Реc» Vater (1837); «Троянки» Kirchhoff (1852); «Вакханки» Elmsley (1821), G. Hermann (1823), Sch?ne (2-е изд., 1858); «Гераклиды» Elmsley (1813); «Ион» G. Hermann и van Herwerden (1875; 1827); «???????? ??????????» G. Hermann (1810).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

"Нужно" ли "учиться христианству из Ипполита" - Еврипидовой трагедии?

А. А. Бронзов
Читать PDF
0.00 байт

Реки и ворота Фив в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида как часть образовательного пространства гор

Можайский Андрей Юрьевич
В статье дана характеристика упоминания рек и ворот Фив в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида и показано, как происходило совмещение топографии с историческими и мифологическими смыслами в массовом сознании греков классического п
Читать PDF
0.00 байт

Выбор грамматика: популярность «Финикиянок» Еврипида в эллинистическом и римском образовании

Рафаэлла Крибиоре, Пичугина Виктория Константиновна
Читать PDF
0.00 байт

Особенности интерпретации античного наследия Л.С.Бакстом в оформлении трагедии Еврипида "Ипполит" (1

Байгузина Е. Н.
В статье представлены особенности интерпретации античного наследии Бакстом в первой трагедии, оформленной художником в 1902 г. «Ипполит» Еврипида.
Читать PDF
0.00 байт

Интерпретация Античности в костюмах трагедии Еврипида «Ипполит»

Лисина А. С.
В статье проведен анализ театрально-декорационного творчества Л.Бакста. Слава к Леону Баксту пришла еще при жизни. Всё больше появляется полных реконструкций балетов, оформленных Л. Бакстом.
Читать PDF
0.00 байт

О СПЕКТАКЛЕ ГРЕЧЕСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА "МЕДЕЯ" ЕВРИПИДА (ГРЕЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ, ЛЕТО 2003 ГОДА)

Валакас Костас
Работа под общим названием «Один эпизод из летописи современного театра: «Медея» Стафиса Ливафиноса, Эпидавр, Греция, 2003» состоит из двух статей, посвященных названному спектаклю.
Читать PDF
0.00 байт

Космос и хаос: репрезентативность культа Диониса в трагедии Еврипида «Вакханки»

Обидина Ю.С.
В статье рассмотрен культ Диониса глазами «очевидца» греческого трагика Еврипида, с целью показать репрезентативность культа в отдельно взятом авторском тексте и значимость мистериальных практик для коллектива граждан.
Читать PDF
0.00 байт

«Электра» Еврипида в переводе М. Л. Гаспарова

Теперик Тамара Фёдоровна
В статье впервые в отечественной науке анализируется перевод «Электры» Еврипида, изданный М. Л. Гаспаровым в журнале «Литературная учеба» в 1994 г. Из предисловия переводчика следует, что это не альтернатива переводу И.
Читать PDF
0.00 байт

Любовь в трагедии или трагедия любви «Ипполит» Еврипида

Поплавская Л. Б.
In this article we analyse the history of mythical legend about the virgin ancient Greek deine of Trezen and Attic, whose cult existed at the same time as that of the Greek Arthemis, and the literary interpretation of this myth by
Читать PDF
0.00 байт

Образ Артемиды в трагедии Еврипида «Ипполит»

Демина Н.А.
Читать PDF
0.00 байт

Время и образ Федры в произведениях Еврипида «Ипполит», Ж. Расина «Федра» и в лирике М. Цветаевой

Иванова Ирина Сергеевна
Статья рассказывает о трансформации бродячего античного сюжета о страсти матери к своему пасынку, показывает, как каждая эпоха вносит свои изменения в изображение героини, поставленной в пограничную ситуацию между счастьем и долго
Читать PDF
0.00 байт

Перевоспитание дочери, жены и матери в трагедии Еврипида «Медея»

Пичугина Виктория Константиновна
Путем сопоставления отдельных диалогов трагедии Еврипида «Медея» в тексте обозначаются фрагменты, в которых зафиксированы представления драматурга о современной ему педагогической реальности.
Читать PDF
0.00 байт

«Адметов дом» в «Алкесте» Еврипида

Никольский Борис Михайлович
В статье высказывается предположение о том, что Еврипид связывал имя Адмета, главного персонажа «Алкесты», с обозначением дома, и рассматривается важная роль, которую играет образ дома в трагедии.
Читать PDF
0.00 байт

Речь, зрение и оправдание в "Ипполите" Еврипида и "Елене" Горгия

Никольский Борис Михайлович
Два важных мотива «Ипполита» Еврипида мотивы речи и зрения.
Читать PDF
0.00 байт

«Греки, измыслившие варварские злодейства»: образ варвара в «Троянских» трагедиях Еврипида

Чепель Елена Юрьевна
Оппозиция греки-варвары функционирует в трагедиях «Андромаха», «Гекуба», «Троянки» как важное художественное средство для создания этосов персонажей, развития трагического конфликта и эмоционального воздействия на зрителей.

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • Еврипид (Эврипид)

    греч. Euripides) (ок. 485 - 406 до н.э.)    один из наиболее известных афинских драматургов. Число написанных им трагедий превышало 90. Сохранилось 18 произведений Е.: «Алкестида», «Медея», «Гераклиды», «Ипполи