лат. Eusebius)
(ок. 260 - 339 н.э.)
римский церковный писатель и историк родом из Палестины; епископ Кесарии; пользовался авторитетом у императора Константина I. Е.К. не признавал, что Христос - творение Бога; составил мировую хронику, которая была дополнена и переведена на латынь Иеронимом. Е.К. написал церковную историю и довел ее до 325 г. (Никейский собор); за это он получил титул «отец истории церкви». Сохранился его панегирик «Житие императора Константина».
Евсевий Памфил. Соч. Т. 1-2. Спб., 1850-1858.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
Евсевий Кесарийский (Памфил)
Евсевий Кесарийский (Памфил)
Евсевий Кесарийский (Памфил)
выдающийся церковный деятель, раннехристианский писатель и историк. Родился около 260 г., предположительно в Палестине, умер в 340 г. Получил образование в Иерусалиме и Антиохии. Ученик христианина Памфила, скончавшегося мученической смертью в 309 г.; в память о нем Евсевий в зрелые годы именовал себя Памфилом. В период диоклетиановских гонений подвергся тюремному заключению и изгнанию, значительную часть жизни провел в скитаниях и путешествиях по Сирии, Палестине, Финикии и Египту. В 311 г. стал епископом Кесарии Палестинской. Евсевий Кесарийский был высокообразованным человеком, знатоком раннехристианской традиции и античной культуры. В своих трудах он умело использовал достижения науки в интересах Христианской Церкви. Евсевию принадлежит огромное количество литературных трудов разнообразной тематики, но на русский язык до сих пор переведены только четыре из них: «Церковная история», «Похвальное слово Константину», «Жизнь Константина» и «О палестинских мучениках». «Церковная история» в 10 книгах Евсевия Кесарийского, важнейшая из его работ, рассказывает о событиях от возникновения христианства до 324 г., содержит ценные фактические сведения и множество поучительных преданий. Также широко известно знаменитое биографическое сочинение «Жизнь Константина» («Vita Constantini») – жизнеописание императора Константина I, основателя Византийской империи, с которым Евсевий Кесарийский был лично близко знаком. С приветственным словом к императору от имени отцов собора («Похвальное слово Константину») Евсевий выступал на Первом Вселенском соборе в Никее в 325 г., активно участвовал в дискуссиях собора по Никейскому символу веры. Однако в догматических вопросах Евсевий не смог преодолеть недостатки богословской системы Оригена, почитателем которого он являлся, как и большинство богословов того времени. В спорах с арианами он был сторонником компромиссов, предпочитал придерживаться примирительной позиции. Поэтому при всех несомненных заслугах Евсевия Кесарийского, он не был канонизирован Церковью после смерти и не вошел в число признанных христианских учителей и отцов Церкви. При этом в Византии IV – VII вв. авторитет Евсевия был непререкаем. Все последующие ранневизантийские церковные историки, каждый по-своему, стремились продолжать его «Церковную историю». На Западе сочинения Евсевия, рано переведенные на латынь, также были известны всем образованным людям и пользовались большой популярностью.
Источник: Словарь античных историков. 2011