Евсевий Кесарийский
ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ
ок. 264 — 340) — видный рим. историк церкви. Автор богослов. и ист. соч. В «Церковной истории» Е. К. последовательно была изложена офиц. история христ. церкви. В «Хронике» дан краткий обзор событий всемирной истории, доведенный до 20-х гг. 4 в. Е. К. принадлежит биография имп. Константина.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ
лат. Eusebius Caesariensis, греч. Еysebios o tns Kaisareias), Евсевий Памфил (ок. 263-340), - рим. церк. писатель и историк, епископ Кесарии Палестинской с 311. Получил богословское образование в традициях Оригена, стремился использовать достижения антич. науки в интересах христ. церкви. В отношениик арианству занимал примирит. позицию, хотя и подписал символ веры на Никейском соборе (325). "Церковная история" Е. К., рассказывающая о событиях от возникновения христианства до 324, содержит наряду с ценными сведениями много легендарных и фантастич. преданий. В "Приготовлении к Евангелию" Е. К. доказывает, что начатки христианства существовали и в древнем мире. Е. К. принадлежит также панегирич. "Житие императора Константина", где восхваляется союз церкви с гос-вом (вопрос о подлинности сохранившегося текста "Жития" еще обсуждается в лит-ре), и ряд др. соч., дошедших частью лишь в переводах. Соч.: Kirchengeschichte, hrsg. E. Schwartz, 5 Aufl., Lpz., 1952; Werke, в., 1954; в рус. пер. - Соч. Евсевия Памфила, пер. с греч., т. 1-2, СПБ, 1849-58. Лит.: Розанов Н., Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской, 2 изд., М., 1881; Eger H., Kaiser und Kirche in der Geschichtstheologie Eusebs von C?sarea, "Zeitschrift f?r die neutestamentliche Wissenschaft und Kunde der ?lteren Kirche", 1939, Bd 38, S. 97-115.
ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ
260/265 – 339) – основоположник церковной историографии, оказавший большое влияние на христианскую литературу последующих столетий и на становление византийской государственности. Он учился в школах Кесарии и Антиохии, где изучал греческий, еврейский и латинский языки, сочинения Платона, Пифагора и неоплатоников Плотина, Оригена и др. При Диоклетиане Евсевий подвергся преследованию и был заключен в тюрьму (307 г.) вместе со своим учителем Памфилом, после казни которого (309 г.) его отправили в изгнание. В 313 г. он стал епископом в Кесарии Палестинской. Войдя в доверие к императору Константину I, он принял участие в первом Вселенском соборе в Никее (325 г.), где выступил с благодарственной речью. К числу ранних произведений Евсевия относятся «Апология» в защиту основателя христианской школы в Кесарии Оригена, осуществившего первое критическое издание текста Ветхого Завета, и «История палестинских мучеников», в которой рассказывается о скитаниях Евсевия по Палестине, Египту, Сирии, Финикии и о его встречах с христианами, подвергшимися преследованию. Одна из глав книги посвящена Памфилу. Он первым обратился к истории христианства от его возникновения до 324 г. в 10 книгах «Церковной истории», в которых приводились документы и отрывки из несохранившихся произведений, а также была дана библиография трудов богословов и ересиархов. Основные положения Евсевия об избранности христиан и богоизбранности христианской церкви легли в основу церковной историографии. Евсевий выступил также как один из основоположников христианской концепции всемирной истории, четко выявив идею прогресса и рассмотрев ее в «Хронике» от сотворения мира до Никейского собора 325 г. на материале библейских сказаний и различных документов римской империи. Это сочинение было расширено и переведено на латынь одним из отцов западной церкви Иеронимом. К нему примыкают составленные Евсевием «Хронологические таблицы и сокращенное изложение всеобщей истории эллинов и варваров». Евсевий Кесарийский известен как первый биограф Константина I (272 – 237, император с 306 г.). В панегирическом «Житии императора Константина», в похвальных речах к 20летнему и 30летнему юбилеям его правления историк создал образ идеального христианского правителя, в котором Бог «явил подобие единодержавной своей власти». Этот мудрый и справедливый монарх, «новый Моисей», по определению Евсевия. Он способствовал обновлению Римской империи, распространению христианства (в годы его правления было сооружено более 8 христианских храмов в Риме, а также в Иерусалиме, Вифлееме и на Масличной горе) и укреплению союза церкви и государства. В этом автор видел главную обязанность императора. В «Житии императора Константина» Евсевий создал новый тип экфразиса, объединив грекоримскую традицию (подробное описание внешнего вида памятника искусства) с древнееврейской (технология изготовления памятника, особенности его восприятия зрителем) и дополнив описание образносимволическим толкованием отдельных частей или всего произведения в целом, – так называемый толковательный экфразис (описание картины над входом в императорский дворец, креста из драгоценных камней и золота на потолке главного зала дворца и др.). Евсевий Кесарийский стоит у истоков развития христианской риторики: он соединил античные жанры панегирика и гомилия со свойственной им патетикой, антитезой, музыкальностью с христианской проповедью. Евсевий внес вклад и в разработку справочной литературы, составив своеобразный каталог «Ономастикон», предназначенный для паломников, которые посещали «святые» места. В нем были собраны все географические названия, встречающиеся в Библии. Иероним перевел этот справочник на латынь под заглавием «О местоположении и именах селений иудеев». Разработанная Евсевием Кесарийским концепция императорской власти и христианского государства, управляемого наместником Бога на земле – императором, определение им полномочий светской и духовной власти и создание христианской, основанной на Библии концепции всемирной истории, оказали большое влияние на всех последующих церковных писателей (Созомен, Евагрий, Феодорит Киррский и др.).
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012