ЕВСТАФИЙ СОЛУНСКИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЕВСТАФИЙ СОЛУНСКИЙ
Фессалоникийский) (Eystatios Tessalonikos), Евстафий Катафлорон (ум. ок. 1193), - деятель визант. церкви, историк и церк. писатель. Митрополит Фессалоник с 1175. В авг. 1185 пережил осаду и взятие Фессалоник норманнами, о чем оставил соч. Известен также своими комментариями к Гомеру и географу Дионисию Периегету, церк. соч. против еретиков, памфлетом о падении нравов монашества, письмами к политич. и церк. деятелям, риторич. речами, в к-рых отразились события войн Византии с сербами, норманнами, венграми и болгарами (при Мануиле и Андронике Комнинах и Исааке II Ангеле) Соч. Е. С. содержат важные сведения по политич., экономич. и культурной истории Византии и юж. славян 12 в.

Соч.: Eustathii metropolitae Thessalonicensis Opuscula. ed. Th. Tafel, Francofurti ad Moenum, 1832, Eustathii Orationes. Fontes rerum Byzantinarum..., ed. W. Regel, I, Petropoli, 1892; La espugnazione di Tessalonica, Palermo, 1961.

Лит.: Успенский Ф. И., Образование Второго Болг. царства, О., 1879; Wirth P., Untersuchungen zur byz. Rhetorik des zw?lften Jh..., M?nch., 1960.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ЕВСТАФИЙ СОЛУНСКИЙ
ок. 1115 – 1195) – византийский филолог, писатель, церковный деятель (сначала писец патриаршей канцелярии в Константинополе, затем профессор Высшей патриаршей школы, митрополит Солуни [Фессалоники] с 1175 г.). Среди его многочисленных учеников были митрополит Афин Михаил Хониат, Григорий Антиох и др. Евстафий Солунский увлекался античной литературой, прекрасно знал поэмы Гомера, использовал цитаты из произведений древнегреческих авторов в монодиях и письмах, в речах к императору Мануилу I, к константинопольскому патриарху. Он составил разнообразные комментарии (исторические, литературностилистические, лексические, аллегорические) к одам Пиндара, к комедиям Аристофана, к путевым заметкам александрийского поэта II в. н.э. Дионисия Периегета, к поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея», в которых использовал все известные ему гомеровские схолии, сочинения греческого географа и историка Страбона, грамматика Афинея и многих других, сохранив для науки ценные античные материалы. Евстафию Солунскому удалось постичь секреты гомеровского искусства и уловить разницу в характере авторского мировосприятия в «Илиаде» и «Одиссее», в соотношении правды и вымысла. Он отметил огромную историкокультурную роль Гомера – «поэта, изобилующего словами», у которого «все нашли ... убежище». В трактате «Об ипокризе» он так же высоко оценил нравственное звучание античных трагедий, склонявших «зрителей и слушателей к красоте добродетели». Литературное творчество Евстафия Солунского отличается многогранностью. Он – автор «Похвалы св. Димитрия», в которой описываются живописные сады Фессалоники; нескольких сатирических памфлетов («Об исправлении монашеской жизни», «О лицемерии»), высмеивающих алчность монахов, их стремление обманом завладеть чужими землями; повести «Взятие Солуни» о норманнском вторжении в 1185 г. В этой повести в центре внимания писателя – бедствие, обрушившееся на цветущий город, убийства, грабежи и зверства «толпы», сметавшей все на своем пути. Как указывает Евстафий Солунский, одной из его задач было «веское порицание и обличение» прямых и побочных виновников «несчастья», среди которых – император Андроник I Комнин, расправившийся со знатью, чиновникибюрократы и чернь, принявшие участие в смуте. Наряду с яркими индивидуальными характеристиками писатель создает коллективный образ жителей Солуни, разделенных на три разряда – воины, духовенство, простолюдины. Евстафий Солунский отказался от скрытых символов, обратился к деталям, к мелочам быта, ярко передал накал страстей, что отличало повесть «Взятие Солуни» от других произведений византийской литературы.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012