греч.??????? Aisopos)
(VI в. до н.э.)
греческий баснописец, по преданию, раб из Фракии или Фригии, жил на Самосе. Став свободным, Э. путешествовал по Греции, Вавилону и Египту. Согласно легенде, он был несправедливо осужден жрецами Дельфийского храма на смерть и сброшен со скалы. Сборник басен Э. составил в IV в. до н.э. Деметрий Фалерский. Их сюжеты использовались Федром и Бабрием, а в новое время - Ж. Лафонтеном, И.А. Крыловым и др.
Басни Эзопа / Пер. М.Л. Гаспарова. М., 1968; История греческой литературы: В 3 т. Т.1. М.; Л., 1946. С. 64-66.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Основоположник жанра басни в Греции. По Геродоту, жил рабом и позже вольноотпущенником на Самосе ок. 6 в. до н. э. Его короткие анекдоты, обычно построенные на образах животных, были понятны всем и побуждали к размышлению о морали.
Благодаря римскому баснописцу Федру, переведшему произведения Эзопа, и использованию их в поздней латинской прозе они пользовались популярностью в средние века. Позднее басни Эзопа оказали влияние на творчество Лютера, Лессинга, Крылова.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
др.-гр. легендарный баснописец, по происх. фригиец. В «Истории» Геродота сообщается, что Э. был рабом некоего Иадмона с о-ва Самос и погиб в Дельфах. Составленное во II - I вв. «Жизнеописание Э.» вобрало множ-во вымышленных биогр. подробностей. Сюжеты всех басен, бытовавших в античности, возводились к Э. Первый сб. басен был составлен ок. 300 до н. э. Деметрием Фалерским. Это собр. послужило основой для всех позднейших записей басен, использованных впосл. Федром и Бабрием. Составление дошедшего до нас осн. сб. басен Э. относится к I - II вв. В византийскую эпоху сб. претерпел две редакции, сводившиеся к стилистическим поправкам. Он включает ок. 500 расположенных в алфавит, порядке прозаич. басен, в к-рых действуют гл. обр. животные. Каждая басня представляет собой внутр. замкнутый моральный урок. Персонажи очерчены бегло и явл. лишь носителями сюжетных функций. В основе идейной концепции басен лежат пессимизм, скептицизм, индивидуализм и практицизм. Утверждаются прежде всего 4 положения: в мире царит зло; судьба изменчива, а видимость обманчива; каждый должен довольствоваться своим уделом; каждый должен добиваться пользы для себя. Сюжеты басен, служившие материалом для ритор, упражнений, изложены кратко и сухо. Новоевроп. басня заимствовала значит, часть сюжетов у эсоповской басни.
Соч.: Басни Эзопа. М., 1968 (тоже - 1993)
Я.3.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)