Ф е о ф и л а к т Русанов

Найдено 1 определение
Ф е о ф и л а к т Русанов
Екзарх и Митрополит Грузии, Член Св. Синода и Грузинской Синоидальной Конторы, Комиссии Духовных Училищь и Московского Общества Любителей Российской Словесности, Кавалер Орденов Св. Александра Невского, Св. Владимира 1-й степени и Св. Анны I степени, родился 1765 года в Архангельской губернии из Духовного Звания, обучался сперва в бывшей Олонецкой Семинарии, а потом в Александровской Академии, при коей по окончании круга наук был и Учителем Поэзии и Риторики около полугода; а в 1794 году по пострижении в Монашество определен Законоучителем в Греческий Корпус, с 1796 года переименованный Корпусом Чужестранных Единоверцев; в Марте 1795 года произведен в Архимандрита Зеленецкого Монастыря; в 1796 году по Указу от 29 Мая переименован Архимандритом Сергиевой Пустыни; 8 Ноября 1798 года – Новогородского Антония Римлянина Монастыря, с пожалованием в Члены Св. Синода; а 8 Октября 1799 года – первоклассного Иверского Монастыря. Во все продолжение сего производства оставался он   Законоучителем при Корпусах, Чужестранных Единоверцев и втором Кадетском, и в том же 1799 году 26 Сентября пожалован во Епископа Калужского; 30 Октября хиротонисан в С.-Петербурге и того же числа пожалован Орденом Св. Анны 1-го класса; в 1807 году вызван на чреду присудствования в Св. Синод; в следующем 1808 году Февраля 21 пожалован паки Членом Св. Синода; а Декабря 25 – Архиепископом; в 1809 году Марта 5 переименован Рязанским; а в 1813 по Именному Указу от 11 Ноября уволен в свою Епархию; в 1817 году Мая 14 определен в Грузию Екзархом Св. Синода. Там он устроил и привел в порядок Иерархические дела и распорядил Епархии Грузинские; и за сие пожалован в 1819 году Февраля 17 Саном Митрополита; а в 1821 году Июня 11 Орденом Св. Владимира 1-й степени; но в следующем же месяце Июле 19 числа того же 1821 года скончался от горячки в Грузии и погребен в Сигнахском Георгиевском Соборе. Из сочинений его известны несколько Поучений, которые издавал он сперва порознь, а в 1806 году в Москве совокупно 28, после коих напечатал он еще некоторые в С.-Петербурге порознь на разные случаи и предметы; но больше упражнялся он в переводах с Французского, а   частию с Латинского и Греческого, и именно: 1) с Латинского перевел Боеция Утешение Философское, напечатано в С.-Петербурге 1794 г. в 8 долю листа; 2) с Греческого перевода, сделанного Преосвященным Евгением, бывшим Архиепископом Славенским, Бозоброво Рассуждение о достоверности книг Евангельских и истины свидетельств Апостольских, напечатано в 8 долю листа в Москве 1803 г., с присовокуплением различных мыслей о Богослужении и Нравоучении; 3) С Французского Пастырское наставление о превосходстве Религии, сочинение де ла Люзерна, напечатано в Москве 1804 г. в 8 долю листа; 4) Врачевство от уныния и отчаяния, в 2 частях, напечатано в Калуге 1805 г. в 8 долю листа; 5) Начала против безверия, сочинение Камюзета против известной книги Дидеротовой, названной Система Природы, напечатано в Калуге 1806 г. в 8 долю листа; 6) Созерцание Христианства, сочинено Дженнингсом, в 2 частях, напечатано в С.-Петербурге 1803 г. Все сии переводы потом вместе издал он вторично в С.-Петербурге 1809 г. в 4 частях, в 8 долю листа.  

Источник: Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, 1827 г. (репринт 1995 г.)