ФАБРИЦИУС
ФАБРИЦИУС
1. Людвиг (1648-1729) - автор записок о России 17 в. По национальности голландец; в 60-х гг. 17 в. завербовался на воен. службу в рус. армии, участвовал в рус.-польск. войне 1654-67, затем направлен в Астрахань в составе отряда И. С. Прозоровского на подавление восстания С. Т. Разина. В июне 1670 под Черным Яром при переходе на сторону восставших отряда С. И. Львова попал к повстанцам и вернулся с ними в Астрахань. Осенью 1670 бежал в Иран, в 1672 возвратился в Астрахань и служил в рус. армии до 1678, после чего уехал в Швецию. В 1679-1700 Ф. в качестве швед. посланника трижды ездил через Россию в Иран. "Записки" и "Реляция" Ф. являются ценным источником по истории астраханского периода Крестьянской войны под руководством С. Т. Разина. Соч. в кн.: Записки иностранцев о восстании Степана Разина, Л., 1968. 2. Ян Фрицевич (26.VI(8.VII).1877 - 24.VIII. 1929) - сов. воен. и парт. деятель, герой гражд. войны. Чл. Коммунистич. партии с 1903. Род. в имении Шлясков Виндавского у. Курляндской губ. в семье латыш. батрака. Окончил гимназию. В революц. движении с 1891. В 1904-07 отбывал каторгу, а затем ссылку (в т. ч. в 1913-16 на Сахалине), где продолжал революц. деятельность. С 1916 участвовал в 1-й мировой войне 1914-1918 в 1-м латыш. стрелк. полку, в чине штабс-капитана. В окт. 1917 - пред. полкового к-та. С янв. 1918 - чл. ВЦИК. В февр. 1918 командовал Гдовским отрядом, затем - военком Гдовско-Торошинского р-на, пред. ВРК Псковского у. Отличился в боях против нем. интервентов и банд С. Н. Булак-Булаховича. В конце 1918 - нач. 1919 - комиссар 2-й и 10-й стрелк. дивизий при освобождении Прибалтики. С авг. 1919 - нач. охраны Ливно-Елецкого р-на и отряда при ликвидации рейда ген. К. К. Мамонтова, с окт. 1919 - командир бригады 16-й стрелк. дивизии, сражавшейся против войск ген. А. И. Деникина и бурж. Польши. Участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа 1921. Награжден 4 орденами Красного Знамени. После гражд. войны командовал дивизией, корпусом, был с 1928 пом. командующего Кавк. армией. Чл. ЦКК ВКП(б) с 1927. Погиб при аварии самолета, пожертвовав жизнью ради спасения своих спутников. Лит.: Кондратьев Н. Д., Ян Фабрициус, М., 1957; (Чудов И. С.), Ян Фабрициус, М., 1960. Ю. А. Прохватилов. Ленинград.
Фабрициус
, Карел (Fabritius, Carel), наст. имя Карел Питерс, присвоил себе латинизированное прозвище Фабрициус (от faber — плотник), потому что в юности обучался плотничеству 1622, Мидден Бемстер, близ Гааги — 1654, Делфт. Голландский живописец. Основоположник делфтской школы. Родился в семье школьного учителя. Учился у Рембрандта в Амстердаме (1641—1643), не прерывал связи с учителем и тогда, когда после внезапной смерти жены и детей-близнецов в 1643 вернулся в Мидден Бемстер. В 1650 женился второй раз и переехал в Делфт. С 1652 мастер гильдии Св. Луки. В Делфте пользовался влиянием в художественных кругах и известностью, которую ему принесли стенные перспективные росписи в богатых бюргерских домах (не сохранились); современники сравнивали его с мастерами итальянского Возрождения. Работа в Делфте составила чрезвычайно короткий, но поистине блестящий период творчества Фабрициуса, который в 32-летнем возрасте трагически погиб в Делфте при взрыве порохового склада. Он успел написать немного картин, не все из них дошли до нашего времени. Самый талантливый ученик Рембрандта, Фабрициус находился под его сильным влиянием, что заметно и в теплом колорите с преобладанием красноватых, бурых, золотистых тонов, и в широкой, пастозной манере письма, но уже в ранних работах стремился к оригинальным решениям (Воскрешение Лазаря, ок. 1643, Варшава, Нац. галерея). Искусство Фабрициуса несет яркий отпечаток его жизненно-активной незаурядной личности, чей творческий потенциал находил выход в различных областях живописи, отличавшейся порой неравноценным результатом, но всегда смелой новизной и оригинальностью. Мастер стенных перспективных росписей, он неожиданно проявил себя как выдающийся голландский портретист уже в работах 1640-х (Портрет коммерсанта А. де Поттера, Амстердам, Рейксмузеум; Старик в меховой шапке, Гаага, Маурицхейс; Мужчина в шлеме, Гронинген, Музей города), особенно в двух автопортретах (1645, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бенингена; 1654, Лондон, Нац. галерея), в жанре, подтверждавшем, что художник, отходя от воздействия Рембрандта и обращаясь к новой системе живописи, тем не менее оставался его учеником. Автопортреты Фабрициуса с подкупающей откровенностью и правдивостью создают исполненный внутренней силы образ живописца в разные годы его жизни. В более раннем он изобразил себя в виде ремесленника, с открытым воротом рубахи и в кожаном фартуке плотника; в позднем, отмеченном мужественной зрелостью, — как воина в кирасе, на фоне голубого неба и белых облаков. Выразительная внешность Фабрициуса, не раз служившего моделью для его товарищей по мастерской Рембрандта, привлекает внутренней значительностью. В автопортретах господствует реальный солнечный свет, темные силуэты голов выступают на светлом фоне, живописная манера уверенна и энергична. Увлечение проблемами пространства и световой среды отразилось в картине Лестница (нач. 1650-х, Амстердам, Рейксмузеум), изображающей закоулок нижнего этажа дворца герцогов Оранских в Гааге с расходящимися лестницами — веерообразной винтовой, у подножия которой стоит черная собачка, и пологой, сводчатой, с фигурой спускающегося по ней человека — необычный образ замкнутого и сложного архитектурного пространства, пронизанного прихотливой игрой света и приближенного к реальности присутствием живых существ и некоторых деталей убранства. Создаваемое этой картиной созерцательное настроение определяет изобразительный строй композиции Продавец музыкальных инструментов (1652, Лондон, Нац. галерея), где перед художниками того времени стояла задача при отсутствии развернутого сюжета и действия создать целостный образ, в котором человек находится в неразрывном единстве с окружающей средой. В традиции голландского жанра задача такого рода стала новой, но ее решение не сразу далось Фабрициусу, соединившему на одном полотне натюрморт на переднем плане, несоразмерно маленькую фигуру продавца музыкальных инструментов — мотив жанрового характера, а в глубине пустынный и отчужденный городской пейзаж. Оттенок некоторой искусственности был полностью преодолен в знаменитом пронизанном общим лирическим чувством Часовом (1654, Шверин, Художественный музей). Сосредоточив в этом сравнительно крупном полотне внимание на изображении заброшенного уголка города, конкретной и вместе с тем странной с точки зрения житейского смысла пространственной архитектурной среды, с которой так естественно сливается фигура спящего, никому не нужного одинокого стража, Фабрициус создал произведение тонкого эмоционального звучания, сочетающего обыденность и поэзию, иронию и человечность, простоту и содержательную многозвучность каждой детали. Мягкая красочность светлых зеленых, красных, желтых, серо-розовых тонов напоена солнечным светом раннего утра. Высшее достижение в области пленэрной живописи Фабрициуса — маленький Щегленок (1654, Гаага, Маурицхейс), написанный первоначально на дверце стенного шкафа и ставший одним из шедевров мировой живописи. Образные идеи Фабрициуса оказали влияние на многих голландских художников.
Лит.: Schnurman K. S. Fabritius. Antwerpen, 1947; The Age of Rembrandt: Studies in seventeenth century Dutch painting / Ed. by R. E. Fleischer, S. Scott Munsgower. Pennsylvania State. Univ. Park, 1988.
Т. Каптерева
Лит.: Schnurman K. S. Fabritius. Antwerpen, 1947; The Age of Rembrandt: Studies in seventeenth century Dutch painting / Ed. by R. E. Fleischer, S. Scott Munsgower. Pennsylvania State. Univ. Park, 1988.
Т. Каптерева
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006