, Лионель (Feininger, Lyonel) 1871, Нью-Йорк — 1956, Нью-Йорк. Немецкий и американский живописец, график. Принадлежал к семье немецких иммигрантов в США. В 1887 отправился в Германию с намерением обучаться музыке, однако по прибытии в Европу решил стать художником. В период 1887—1893 обучался в Школе прикладного искусства в Гамбурге, в берлинской Академии художеств, в мастерской Капогросси в Париже. На первых порах работал как карикатурист, добившись в этой области значительных успехов. Исполняя заказы одной чикагской газеты на комиксы, смог обеспечить себе 2-летнее пребывание в Париже (1906—1908). В это время начал заниматься живописью. Вернувшись в Германию, сблизился с экспрессионистами группы "Мост". При следующем посещении Парижа в 1911 познакомился с кубизмом, который оказал значительное влияние на становление его индивидуального стиля. В живописных работах нач. 1910-х воспринятые от кубизма ломкие формы трактуются как прозрачные кристаллические структуры, усиливающие динамику композиции (Велогонки, 1912, частное собрание; Мост I, 1913, Сент-Луис, Художественная галерея Вашингтонского университета). В дальнейшем, черпая мотивы в средневековой архитектуре Тюрингии, в ее скалистых пейзажах, в парусных регатах и видах городских улиц, Файнингер наполняет их световыми резонансами (Цирхов V, 1916, Нью-Йорк, Музей Бруклин; Купальщики II, 1917, Лондон, собрание Фулд; Архитектура II, 1921, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса; Парусники, 1929, Детройт, Институт искусств). В его картинах грани призматических объектов наделены свойствами зеркальных рефлекторов, отбрасывающих от себя свет мощными пучками. Оптические преломления плоскостей, принимающих в себя многократные отражения, образуют кристаллы сложного строения. В 1919 Файнингер приступил к преподаванию в только что созданном Баухаузе. Он вел мастерскую гравюры и продолжал работать в Баухаузе вплоть до его закрытия нацистскими властями в 1933. В 1935 посетил США. Под впечатлением от организованной нацистами в 1937 выставки "выродившегося искусства", где были представлены и его работы, художник принял решение о репатриации. Поселившись в Нью-Йорке, он нашел в архитектуре Манхэттена мотивы, созвучные своей творческой манере. Его работы американского периода отличаются большей цветовой насыщенностью и живописной свободой.
Лит.: Hess H. Lyonel Feininger. London; New York, 1961.
В. Крючкова