ФАЛЬКОНЕ
ФАЛЬКОНЕ
Этьенн Морис (1716–1791) — фран-цузский скульптор, чей талант наиболее полно раскрылся в России (1766–1778). Работал в стиле барокко, известен своими аллегорическими и мифологическими статуями и группами. Руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры, создавал произведения, в которых рокайльные мотивы сочетались с чистыми классицистическими формами. В России Фальконе создал памятник Петру I, ныне известный всем как «Медный всадник». В нем он выразил свое понимание личности Петра, ее исторической роли в судьбе России. Мастер отказался от канонизированного образа императора-победителя, римского цезаря, в окружении ал-легорических фигур добродетелей и славы. Конь, вставший на дыбы, усмиряется твердой рукой могучего всадника. Пьедесталом памятника стала гранитная ска-ла, обработанная в форме морской волны. Вынесенный на одну из красивейших площадей Петербурга, этот памятник стал пластическим образом целой эпохи. В памятнике отразились идеи мощного подъема страны, драматического перелома в истории. При этом Фальконе продемонстрировал умение преодолевать технические трудности: фигура коня опирается только на задние ноги, хвост, как считали долгое время, точкой опоры не является. Значительное место в наследии мастера занимают его теоретические сочинения, написанные в духе эстетики французских просветителей.
ФАЛЬКОНЕ
falconet) Этьен Морис (1716, Париж – 1791, там же), французский скульптор. Сын столяра. Обучался в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже в мастерской Ж. Б. Лемуана (1734–45). Ранняя мраморная статуя «Милон Кротонский» (1754), за которую Фальконе получил звание академика, выполнена в традициях барокко. Работал по заказам фаворитки Людовика XV мадам Помпадур для ее парижской резиденции, замков Креси и Бельвю. Приобрел популярность как автор «Грозящего Амура» (1757) и грациозных женских фигурок в стиле рококо («Психея», 1758). В 1757–66 гг. руководил мастерской Севрской мануфактуры, где изготавливались модели фарфоровых статуэток по рисункам Ф. Буше, самого Фальконе и др. мастеров.
Философ и художественный критик Д. Дидро рекомендовал скульптора императрице Екатерине II как мастера, достойного выполнить монумент Петру I. В 1766–78 гг. Фальконе жил в Санкт-Петербурге, работая над бронзовым памятником Петру I (установлен в 1782 г. на Сенатской площади, ныне – площадь Декабристов). «Медный всадник» стал главным творческим свершением мастера и символом Санкт-Петербурга. В духе идей Просвещения император представлен не только как полководец, но и как законодатель и реформатор страны. Отказавшись от давней традиции, идущей от статуи Марка Аврелия, скульптор изобразил Петра I не спокойно восседающим на коне, а властно останавливающим вздыбленного скакуна на краю обрыва. Голова императора выполнена по модели ученицы скульптора М. Колло. Постаментом для памятника послужила природная скала («гром-камень»), обработанная в виде волны и зримо олицетворяющая образ усмиренной стихии. Вздыбленный конь опирается лишь на задние ноги; дополнительной третьей опорой для многотонной статуи служит змея, символизирующая попранные царем зависть и козни врагов, прикрепленная к хвосту коня.
В России Фальконе создал также два неосуществленных эскиза памятника Екатерине II. В 1778–80 гг. скульптор жил в Гааге, подготавливая к печати свои литературные работы (изданы в 6 томах в Лозанне, 1781). Значительная часть его трудов посвящена теоретическим основам скульптуры и полемике с современниками по вопросам оценки античного наследия. В 1780 г. Фальконе вернулся в Париж. Последние годы жизни он был прикован к постели параличом и не мог работать.
Философ и художественный критик Д. Дидро рекомендовал скульптора императрице Екатерине II как мастера, достойного выполнить монумент Петру I. В 1766–78 гг. Фальконе жил в Санкт-Петербурге, работая над бронзовым памятником Петру I (установлен в 1782 г. на Сенатской площади, ныне – площадь Декабристов). «Медный всадник» стал главным творческим свершением мастера и символом Санкт-Петербурга. В духе идей Просвещения император представлен не только как полководец, но и как законодатель и реформатор страны. Отказавшись от давней традиции, идущей от статуи Марка Аврелия, скульптор изобразил Петра I не спокойно восседающим на коне, а властно останавливающим вздыбленного скакуна на краю обрыва. Голова императора выполнена по модели ученицы скульптора М. Колло. Постаментом для памятника послужила природная скала («гром-камень»), обработанная в виде волны и зримо олицетворяющая образ усмиренной стихии. Вздыбленный конь опирается лишь на задние ноги; дополнительной третьей опорой для многотонной статуи служит змея, символизирующая попранные царем зависть и козни врагов, прикрепленная к хвосту коня.
В России Фальконе создал также два неосуществленных эскиза памятника Екатерине II. В 1778–80 гг. скульптор жил в Гааге, подготавливая к печати свои литературные работы (изданы в 6 томах в Лозанне, 1781). Значительная часть его трудов посвящена теоретическим основам скульптуры и полемике с современниками по вопросам оценки античного наследия. В 1780 г. Фальконе вернулся в Париж. Последние годы жизни он был прикован к постели параличом и не мог работать.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Фальконе
, Этьенн Морис (Falconet, Etienne Moris) 1716, Париж — 1791, Париж. Французский скульптор. Происходил из среды ремесленников. Его отец был столяром, дядя — мастером по обработке камня — это стало добротной основой для будущей профессии. Фальконе — один из крупнейших французских скульпторов XVIII в. Учился у Ж. Лемуана. На протяжении всей жизни Фальконе много читал, изучал философию, писал сам, оставив глубокие, не утратившие актуальности Размышления о скульптуре. Его другом был писатель, просветитель, художественный критик, участник создания Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел Д. Дидро. При вступлении в Королевскую академию Фальконе представил скульптурную группу Милон Кротонский, терзаемый львом (1744—1745, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; ок. 1754, Париж, Лувр). Согласно преданию, борец Милон из Кротона, шестикратный победитель на Олим- пийских играх 532—516 до н. э., пытался расщепить пень, с которым не могли справиться лесорубы. Однако его рука оказалась намертво защемленной в расщелине пня, и в это время атлета растерзал лев. Композиция отмечена несомненным талантом мастера, с энергией и темпераментом передана ярость схватки, в работе проявился интерес художника к сильным, ярким характерам, к темам, исполненным героического пафоса и драматизма. К сожалению, в течение многих лет тяга скульптора к героическим образам оставалась невостребованной. Первый заказ Фальконе получает в 1748 — Франция, обнимающая бюст Людовика XV — по рисунку Ш. Куапеля, первого художника короля. "Это была работа, вынужденная бедностью", — признавался мастер. В последующие годы скульптор работает в духе модного в ту эпоху стиля рококо (от франц. rocaille — раковина), создавая миловидные камерные скульптуры, принесшие ему славу. Для замка Бельвю маркизы Помпадур Фальконе выполняет статую Музыка (1751—1752, Париж, Лувр). От образа поющей девушки веет чистотой, трогательным простодушием; мелодичность ритмов и линий превращает скульптуру в олицетворение гармонии. В 1757—1766 Фальконе возглавлял модельную мастерскую Севрской мануфактуры. Талант мастера, художественный вкус, тонкое понимание особенностей материала (знаменитые статуэтки Севра делались из фарфора без покрытия глазурью — т. н. "бисквит") облагородили продукцию мануфактуры. Некоторые модели Фальконе выполнял по рисункам известного живописца Ф. Буше, многие создавал сам. Его влияние ощущалось и после отъезда скульптора в Россию. К 1757 относится триумфальный успех Фальконе в Салоне, где он выставил Купальщицу и Грозящего амура (обе — Париж, Лувр). Автору удалось вдохнуть в мифологический образ бога любви ощущение естественности и жизненности. Изящество, грация движений, таинственная улыбка, предвещающая очередную шалость амура, передают и прелесть детства, и опасное очарование лукавого божества. Пленительной легкости и светлой радости исполнена Девочка — Психея (1758, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Пластически совершенна статуэтка Флора (1750—1760, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) с ее классической отточенностью силуэта, чистотой линий, красотой и гармонией форм. Композиция построена на плавно круглящихся, гибких контурах, отмечена особой мелодичностью ритмов. "Вылеплены" не только плоть, объемы, но и внутристатуарное пространство — это не пустоты, а пространственные паузы, подчиненные тем же гармоническим ритмам, что и формы. Флора — подлинный шедевр камерной пластики. Работы Фальконе полны обаяния, они словно источают свет и озарены улыбкой их создателя, влюбленного в жизнь и красоту: "Самое идеально прекрасное в скульптуре, как и в живописи, должно быть сгустком подлинно прекрасной природы", — писал Фальконе (Зима, 1771, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Пигмалион и Галатея, 1763, Париж, Лувр). В 1760-х в произведениях скульптора начинают все ощутимее проявляться веяния классицизма, работы становятся сдержаннее по чувству, строже, лаконичнее по форме: Нежная грусть (1763, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Однако область малой пластики все меньше удовлетворяла мастера. Он чувствовал, что способен на большее, его вдохновляли идеи и образы, которым становилось тесно в границах камерной формы. Отчасти ему удалось реализовать свои замыслы в цикле скульптур для церкви Сен-Рок (1753—1766). Из 8 композиций (Благовещение, Распятие и др.) сохранилось лишь Моление о чаше (1757—1762, Париж, церковь Сен-Рок); остальные погибли во время революции 1789—1794. Самой большой удачей в жизни Фальконе стал заказ Екатерины II на памятник Петру I для Петербурга. Русская императрица состояла в переписке со многими выдающимися людьми Европы, в том числе и с Дидро. Именно он посоветовал привлечь в качестве автора для столь ответственного предприятия своего друга Фальконе. Дидро справедливо полагал, что гений скульптора еще не имел возможности выразить себя в полную мощь, что на родине его "обрекли на создание изящной скульптуры, на мадригалы, на идеи изысканные и утонченные". Россия, превратившаяся в XVIII в. в могучую державу, реформы Петра I, сама неординарная личность русского царя вызывали в Западной Европе пристальный интерес: Вольтер написал Историю России при Петре Великом. Фальконе принял предложение, договор был подписан в июне 1766, и скульптор 12 лет жил и работал в России. Чем более Фальконе проникался созидательным размахом деятельности Петра I, тем более его захватывал образ могучего правителя России, захватывал и вдохновлял. Ему хотелось создать нечто грандиозное и великое, под стать Петру, создать главный памятник столицы. Однако, когда французский скульптор приехал в Санкт-Петербург, ему сразу же предложили несколько проектов монумента. Проект президента Академии художеств И. И. Бецкого изобиловал аллегорическими фигурами, рельефами, надписями и т. д. В другой Записке, представленной в Сенат, автору рекомендовалось сделать так, чтобы Петр правым глазом смотрел на Адмиралтейство и в сторону империи, а левым — смотрел на Васильевский остров и Ингерманландию. Фальконе язвительно заметил, что "подобное положение глаз возможно лишь при косоглазии". Независимый и мыслящий скульптор отверг все предложения, чем вызвал недовольство Бецкого, который впоследствии доставлял ему много неприятностей. К чести Екатерины II она приняла сторону Фальконе, сказав ему: "Посмейтесь над глупцами и идите своей дорогой". Скульптор так определял идею монумента: "Я ограничусь только статуей героя, которого не рассматриваю ни как полководца, ни как победителя. Надо показать людям прекрасный образ законодателя, простирающего свою десницу над страной... он поднимается наверх скалы, служащей пьедесталом — это символ побежденных трудностей". Великолепна фигура Петра, он кажется летящим на своем скакуне, в нем воплощены созидательные силы России, ее мощь, ее надежды. Выразительно и грозно лицо властелина; в работе над головой Петра скульптору помогала его ученица М. А. Колло. Блистательно решение постамента — без него памятник многое бы потерял, ибо динамика его форм подчеркивает устремленность вперед. Фальконе решил использовать в качестве постамента естественную скалу, и такая нашлась в окрестностях столицы — гигантский "Гром-камень". Кажется, сама природа (или гений Петербурга) помогали мастеру в создании своего великого творения. После необходимой обработки, которая должна была подчеркивать пластическую идею монумента, многотонная громада с величайшими трудностями была доставлена в столицу и заняла место на Сенатской площади. После завершения работы над монументом и отливкой его в бронзе Фальконе покинул Россию, и открытие памятника, приуроченное к 20-летию воцарения Екатерины II, состоялось в 1782 без него. Некоторое время мастер жил в Гааге, где готовил к изданию свои литературные труды (вышедшие в Швейцарии в 1781), а в 1780 вернулся в Париж. Академия художеств Франции присудила Фальконе звание адъюнкт-ректора. Скульптор скончался в 1791, оставив после себя прекрасные, полные юной грации и обаяния камерные скульптуры, и один из самых гениальных монументов в истории мировой пластики.
Лит.: Переписка императрицы Екатерины II с Фальконетом. СПб., 1876; Аркин Д. Медный всадник. Памятник Петру I в Ленинграде. М.; Л., 1958; Зарецкая З. В. Фальконе. Л.; М., 1965; Falconet. Euvres. Lausanne, 1781. Vol. 1—6; Reau L. Etienne-Maurice Falconet. Paris, 1922. Vol. 1—2; Levitine G. The sculpture of Falconet. Greenwich, 1972.
В. Стародубова
Лит.: Переписка императрицы Екатерины II с Фальконетом. СПб., 1876; Аркин Д. Медный всадник. Памятник Петру I в Ленинграде. М.; Л., 1958; Зарецкая З. В. Фальконе. Л.; М., 1965; Falconet. Euvres. Lausanne, 1781. Vol. 1—6; Reau L. Etienne-Maurice Falconet. Paris, 1922. Vol. 1—2; Levitine G. The sculpture of Falconet. Greenwich, 1972.
В. Стародубова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006