Фана
Фана
небытие, отсутствие существования. В суфизме состояние растворения своего «Я» в Боге и обретения истинной сущности. Фана является одной из наивысших ступеней духовного возвышения, которая открывается лишь для немногих. В этом состоянии личность исчезает и приобретает атрибуты Бога. Вместо «раба» появляется Господь. В то же время, многие суфии считают, что, несмотря на то, что человек в состоянии фаны теряет многие присущие ему качества, тем не менее, он остается человеком. Если в это состояние суфий вошел посредством зикра, то такую фану называют «аль–фана филь мазкур», а если посредством возвышенной любви–«аль–фана фильмахбуб». А высшей ступенью фаны является «фана анильфана». Различаются некоторые фазы фаны: а) Фана аззат–состояние небытия, при котором истинным бытием мыслится только Аллах; б) Фана ас–сифат–потеря человеком человеческих атрибутов; в) Фана аль–фиил–полная потеря контроля за своими действиями и поступками. Существуют также ступени и разновидности фаны: 1. Фана фильихван–возвышенное состояние чувства братства к своим единомышленникам из тариката, приоритет их интересов над своими. 2. Фана фишшейх–полное подчинение и подмена личной воли и желаний духовного «путника» (салика) воле и желаниям своего учителя (шейха). 3. Фана фиррасул–после обретения духовным «путником» фаны в своем шейхе, обретение такого же состояния по отношению к личности пророка Мухаммада. 4. Фана филлах–обретение такого состояния «путника», когда личное его «Я» растворяется в Боге и личность заменяется атрибутами Бога. Крайности фаны не признаются и осуждаются ортодоксальным Исламом.