то же, что воображение. Психическая деятельность человека, создающая образы и мысленные ситуации, не имевшиеся до этого в его непосредственном жизненном опыте.
ФАНТАЗИЯ
ФАНТАЗИЯ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Фантазия
(греч.), в теории античного искусства и литературы вплоть до Аристотеля Ф. едва ли уделялось должное внимание. Подражание, обязывающее к изображению реальных представлений, всемерная привязанность художника к известным материалам (мифам), признанные формы, художеств, средства и правила (даже если только в теории) оставляли мало места для Ф. У Аристотеля Ф. не эстетич. феномен, а психологич., который он считает обманчивым и несовместимым со своим телеологич. представлением о художеств, творчестве. Через стоич. философию, например у Псевдо-Лонгина, Квинтилиана и Филострата Старшего, понятие «Ф.» проникает в теорию литературы и искусства. Ф. оживляет повествование, построенное на подражании, дедает его более красочным и наглядным, особенно в тех случаях, когда необходимо изобразить нечто невидимое, скрытое от обычных представлений (душевное расположение, божество), или достигнуть особой языковой выразительности.
Источник: Словарь античности. 1989
ФАНТАЗИЯ
Пьеса, появившаяся, очевидно, в 16 веке. Старинные испанские исполнители написали много музыки в этом жанре и даже написали книгу " Искусство исполнения фантазии" В начале фантазия была тем, на что указывает ее название композитора – дух прихоти иипровизации. Во второй трети этого века фантазия стала развиваться по другому пути: никогда не существовало менее свободного сочинения, так как она всегда починялась теме с вариациями или без них, почти всегда на мотив оперы. Свободная музыкальная форма фантазии, как она была раньше, со временем под влиянием моды превратилась в самый подчиненный жанр, когда–либо созданный музыкантами. Когда улеглось первое увлечение модой на фантазию, с наилучшими побуждениями лучшие умы в сфере музыки способствовали исчезновению письменных сочинений в этом жанре, в том числе этому способствовали самые выдающиеся фигуры фантазии, такие как Лист "Гольдберг вариации” и другие. Фантазии многих композиторов безвозвратно утрачены для искусства, несмотря. на то что среди них были очень красивые пьесы. В фантазиях, кроме того, всегда ценилось вдохновение, многие черты жанра каприза. /Педрель/.
Источник: История гитары. Библиографический и терминологический словарь. 1998