Фараон
Фараон
традиционное обозначение древнеегипетских царей, с ХVI в. до н.э. – титул царя.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Фараон
по Корану, царь амалекитов, согласно суре XXVIII, 38, приказавший поклоняться себе как богу.
Источник: Кабус-наме: исторический глоссарий (проект Vostlit)
Фараон
греческое название царей Древнего Египта (от древнеегипетского пер-о Большой дом, Великий дом).
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
фараон
от егип. «пер-аа» большой дом)-титул египетских царей. В Писании упомянуты по имени следующие фараоны: Вафрий, Зарай, Нехао, Сигор, Сусаким.
ФАРАОН
титул древнеегипетских царей. Не желая называть священное имя царя, дабы не нанести, по понятием того времени, ему вред, египтяне вместо имени говорили «пер-о» («Большой дом», «Великий дом», «дворец»). Это слово перешло в Ветхий Завет, переданное как «фараон».
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Фараон
обозначение древнеегипетских царей, позднее титул царя. Термин фараон происходит от древнеегипетского большой дом. Первоначально обозначал царский дворец, а позднее с 16 в. до н.э. самого царя. Фараон носил различные короны: белую - как царь Верхнего Египта, красную - Нижнего Египта, двойную - соединение белой и красной - как символ власти над объединенным государством. Фараон считался сыном бога солнца, земным воплощением бога Гора и наследником бога Осириса. Он был верховным распорядителем земельных, сырьевых, продовольственных ресурсов и населения Египта.
Источник: Исторический словарь
ФАРАОН
(англ. pharaoh), титул властителей Древнего Египта, считавшихся царями и богами одновременно. Это помогает понять причину огромных затрат труда и средств, предусмотренных погребальным обрядом, примером чего являются пирамиды и гробница Тутанхамона. Каждая линия царей образует династию (всего 31), пики могущества приходились на Древнее, Среднее и Новое царства. Ф. изображался с посохом, уреем и другими символами власти. Известно три типа корон. Белая корона Верхнего Египта, «хеджет», выполнялась из накрахмаленного холста в форме луковицы , Красная корона Нижнего Египта, «дешрет», изготавливалась из меди или бронзы. В период Нового царства к ним добавилась Голубая корона, «хепреш», царский военный шлем.
Источник: Археологический словарь. 1990
Фараон
Фараон (pharaoh), традиционное назв. царей Др.Египта. Происходит от егип. "пер-о" ("большой дом") в значении "царский дворец". Египтяне стали использовать это назв. лишь с 950 г. до н.э. Ф. считался правящим на земле богом, сыном Осириса; люди верили, что он является посредником между богами и людьми. Обладал огромной религ., гражд. и воен. властью. Ф. значит, увеличили могущество и расширили границы Египта. Тутмос I покорил большую часть Нубии и дошел до Евфрата. Тутмос III разгромил мощное гос-во Митанни и укрепил господство Египта в Африке. Рам-сес II заключил мир с хеттами, и при его правлении гос-во достигло расцвета. Нам в наследство остались великолепные сооружения Ф., к-рые можно увидеть вКарнаке, Фивах и "Телиополе.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
ФАРАОН
общеприн. обозначение др.-егип. царей, с ХХII династии — титул царя. Термин «Ф.» происходит от др.-егип. слова «пер-о» (букв. большой дом), переданного библ. традицией как Ф. Первонач. термин «Ф.» обозначал «царский дворец» и лишь с ХVIII династии (с эпохи Нового царства) — самого царя. До ХХII династии слово «Ф.» не входило в царскую титулатуру, состоявшую из 5 «великих имен»: личного имени и 4 царских имен (к-рые давались при вступл. на престол). Ф. носил разл. короны: белую — Верх. Египта, красную — Ниж. Египта, двойную — соед. белой и красной как символ власти над объед. госуд. и др. Ф. был верхов. распорядителем зем., сырьевых и продовольств. ресурсов и населения Египта. Согл. др.-егип. верованиям, Ф. был сыном солнца, земным воплощением Гора и наследником Осириса.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ФАРАОН
общепринятое обозначение др.-егип. царей, с XXII династии - титул царя. Термин "Ф." происходит от др.-егип. слова "пер-о" (букв. - большой дом), переданного библейской традицией как Ф. (др.-евр. парох, греч. Parao). Первоначально термин "Ф." обозначал "царский дворец" и лишь с XVIII династии (с эпохи Нового царства) - самого царя. До XXII династии слово "Ф." не входило в царскую титулатуру, состоявшую из 5 "великих имен": личного имени и 4 царских имен (к-рые давались при вступлении на престол). Ф. носил разл. короны: белую - Верх. Египта, красную - Ниж. Египта, двойную - соединение белой и красной как символ власти над объединенным гос-вом и др. Ф. был верховным распорядителем зем., сырьевых и продовольств. ресурсов и населения Египта. Согласно др.-егип. верованиям, Ф. был сыном солнца, земным воплощением Гора и наследником Осириса. Грандиозные памятники-пирамиды и храмы увековечили имена Ф. Лит.: Gauthier H., Le livre des rois d´Egypte, v. 1-5, (Le Cairo), 1907-17; Rosene G., De la divinit? du pharaon, P., 1961.
ФАРАОН
царь, царствующий, управляющий; Быт 12:15, Исх 1:11, 1Цар 2:27, Пс 135:15, Иер 25:19, 1Мак 4:9, Деян 7:10,13, Рим 9:17, Евр 11:24 и др.) — общий титул древних царей Египетских, как титул Птоломеев в Греко-Македонской истории. В Свящ. Писании он прилагается к нескольким лицам, царствовавшим в Египте. Фараоны, упоминаемые в Свящ. Писании, суть следующие: 1) Фараон современный Аврааму. О нем нам известно очень немного. Он мог быть одним из пятнадцатой или пастырской династии (Быт 12:15-20); 2) Салатис, Фараон времен Иосифа, принадлежал по всей вероятности к той же самой династии (Быт 41:1, Деян 7:9,10 и др.); 3) Фараон, упоминаемый при рождении Моисея (Исх 1:11), быть может это Рамсес или Сезострис гражданской истории; 4) Фараон, при котором происходили казни Египетские, и Евреи вышли из Египта (Исх 5:14), быть может — Аменофис гражданской истории; 5) Фараон Фуземен, тесть Соломона (3Цар 3:1, 9:16); 6) Фараон Шишак или Сусаким, покровительствовавший Иеровоаму (3Цар 11:40) и победивший Ровоама (2Пар 12:2-9); 7) Фараон Зарай, разбитый царем Асою (2Пар 14:9-15); 9) Фараон Сигор или Со, с которым вступил в союз Израильский царь Осия, против Ассирийского царя Сеннахирима (4Цар 17:4-7); 9) Фараон Нехао, завоевавший Газу во время своего похода против Навуходоносора (Иер 47:1) и победивший царя Иосию при Мегиддо (4Цар 23:29) и наконец 10) Фараон Хофра, при котором Навуходоносор завоевал Египет (Иер 44:30). Из них особенно замечательны три первые вышеупомянутые Фараоны, современные Аврааму, Иосифу и Моисею. При последнем из них Евреи вышли из Египта. Этот Фараон в наглом упорстве и ожесточении против Бога, говорил: “Кто такой Господь чтобы я послушался Его голоса и отпустил Израиля?” (Исх 5:2) и тем самым приготовил себе и всему своему войску страшную погибель в волнах Чермного моря (Исх 14:15). О нем упоминает и ап. Павел, в пример и назидание всем ожесточенным грешникам (Рим 9:17). Из дочерей сих Фараонов в Библии упоминаются три: одна спасшая жизнь Моисею, другая Бифра — жена Мерода и третья — царевна Египетская, жена Соломона.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Фараон
евр. паро. Фараон — название в Священном Писании почти всех египетских царей, следовательно, своего рода царский титул (Быт. 40; 41 и дал.). Обыкновенно упоминается только титул — фараон, царь египетский, без обозначения собственного имени. Например, 3 Цар. 3:1; 4 Цар. 17:7; 18:1, но иногда присоединяется и последнее, например, «фараон Нехао, царь египетский» (4 Цар. 23:29), «фараон Вафрий, царь египетский» (Иер. 44:30). Значение слова фараон весьма неясно. — По словам Иосифа Флавия оно означает царь, это значение найдено в коптском слове «пуро» или «фуро»; (срав. евр. слово фирах, т.е. князь). Другие относят его к слову Фра или Пра, т.е. солнце, встречаемому в иероглифах. Новейшие египтологи полагают, что это название произошло от слова «пераа», т.е. большой дом, обозначающего царскую власть, которое сравнивают с турецким выражением «Высокая Порта , высокие ворота. Много было положено труда, чтобы в длинных списках царей у Мането (См. «Египет») отыскать фараонов, упомянутых в Библии, но в большинстве случаев положительных результатов еще не достигнуто. Следующие фараоны упоминаются в Библии:
1) Фараон во времена Авраама, который взял себе в жену Сарру, жену Авраама (Быт. 12:15). Этого фараона относят к периоду до владычества Гиксов; предполагают, что это — Аментема или Салатис. 2) Фараон во время Иосифа (Быт. 37:36; главы 39-50; Деян. 7:10,13), один из гиксов. Некоторые полагают, что фараон, о котором говорится в Быт. 37:36, есть отец того фараона, который возвысил Иосифа.
3) Фараон, который не знал Иосифа, притеснял израильтян и сделал их рабами, изнуряя работою над глиной и кирпичами (Исх. 1:8 и дал.). Многие думают, что это был фараон Тотмес 3, который изгнал предыдущую династию гиксов. Открыт рисунок на могиле той эпохи (около 1740 г. до Р.Хр.), на котором, как предполагают, изображено выделывание кирпичей израильтянами. См. «Кирпич». Более достоверно предположение, согласно которому притеснявший израильский народ фараон был тот же, при котором родился и вырос Моисей (Исх. 2). Полагают, что это был Рамзес 2 Великий, называемый греками Сезострисом, который известен большими военными походами и великолепными постройками. От его времени остались многочисленные художественные произведения. Он особенно заботился о школах и библиотеках, и соорудил большие постройки в дельте Нила и в древнем городе Танисе, для каковых пользовался трудом живших там израильтян. 4) Фараон, который ожесточил свое сердце при предупреждениях Господа и после посылаемых Им через Моисея и Аарона казней. Этот фараон мучил народ Божий еще более тяжкими работами (Исх. 2:23) и упорно отказывался отпустить израильтян из Египта, пока не наступила последняя казнь (когда Ангел Божий убил всех первенцев египетских) и фараон был вынужден отпустить Израиля. Но после этого он погнался за ними и потонул вместе со своим войском в Чермном море (Исх. 5-14 главы; Пс. 135:15; Рим. 9:17). Полагают, что это был Менефта или Мернефта. 5) Отец Бифьи, жены израильтянина Мереда (1 Пар. 4:18). 6) Фараон, современник Давида, который выдал за идумеянина Адера сестру своей жены (3Цар. 11:18 и дал.). 7) Тесть Соломона (3Цар. 3:1), который покорил хананейский город Газер и отдал его своей дочери, жене Соломона, в приданое (3Цар. 9:16). 8) Сусаким, победивший Ровоама (3Цар. 11:40; 14:25).См. «Сусаким». 9) Зарай, который напал на Асу (2 Пар. 14:9). См. «Зарай 3.»). 10) Сигор, с которым желал заключить союз Осия (4 Цар. 17:4). См. «Сигор». 11) Тирган, который помог Езекии (4 Цар. 19:9). См. «Тиргак». 12) Фараон Нехао. См. «Нехао». 13) Фараон Вафий (Иер. 44:30), внук или второй наследник Нехао, названный греками Априсом (около 583-570 г. до Р.Хр.), по всей вероятности, тот фараон, который стремился помочь Езекии в войне с Навуходоносором, но ничего не мог сделать, чтобы воспрепятствовать разрушению Иерусалима (Иер. 37:5 и дал.; Иез. 17:11 и дал.). Он был свержен восставшими под предводительством Амазиса египтянами и задушен в Саисе (Срав. Иер. 44: 30).
1) Фараон во времена Авраама, который взял себе в жену Сарру, жену Авраама (Быт. 12:15). Этого фараона относят к периоду до владычества Гиксов; предполагают, что это — Аментема или Салатис. 2) Фараон во время Иосифа (Быт. 37:36; главы 39-50; Деян. 7:10,13), один из гиксов. Некоторые полагают, что фараон, о котором говорится в Быт. 37:36, есть отец того фараона, который возвысил Иосифа.
3) Фараон, который не знал Иосифа, притеснял израильтян и сделал их рабами, изнуряя работою над глиной и кирпичами (Исх. 1:8 и дал.). Многие думают, что это был фараон Тотмес 3, который изгнал предыдущую династию гиксов. Открыт рисунок на могиле той эпохи (около 1740 г. до Р.Хр.), на котором, как предполагают, изображено выделывание кирпичей израильтянами. См. «Кирпич». Более достоверно предположение, согласно которому притеснявший израильский народ фараон был тот же, при котором родился и вырос Моисей (Исх. 2). Полагают, что это был Рамзес 2 Великий, называемый греками Сезострисом, который известен большими военными походами и великолепными постройками. От его времени остались многочисленные художественные произведения. Он особенно заботился о школах и библиотеках, и соорудил большие постройки в дельте Нила и в древнем городе Танисе, для каковых пользовался трудом живших там израильтян. 4) Фараон, который ожесточил свое сердце при предупреждениях Господа и после посылаемых Им через Моисея и Аарона казней. Этот фараон мучил народ Божий еще более тяжкими работами (Исх. 2:23) и упорно отказывался отпустить израильтян из Египта, пока не наступила последняя казнь (когда Ангел Божий убил всех первенцев египетских) и фараон был вынужден отпустить Израиля. Но после этого он погнался за ними и потонул вместе со своим войском в Чермном море (Исх. 5-14 главы; Пс. 135:15; Рим. 9:17). Полагают, что это был Менефта или Мернефта. 5) Отец Бифьи, жены израильтянина Мереда (1 Пар. 4:18). 6) Фараон, современник Давида, который выдал за идумеянина Адера сестру своей жены (3Цар. 11:18 и дал.). 7) Тесть Соломона (3Цар. 3:1), который покорил хананейский город Газер и отдал его своей дочери, жене Соломона, в приданое (3Цар. 9:16). 8) Сусаким, победивший Ровоама (3Цар. 11:40; 14:25).См. «Сусаким». 9) Зарай, который напал на Асу (2 Пар. 14:9). См. «Зарай 3.»). 10) Сигор, с которым желал заключить союз Осия (4 Цар. 17:4). См. «Сигор». 11) Тирган, который помог Езекии (4 Цар. 19:9). См. «Тиргак». 12) Фараон Нехао. См. «Нехао». 13) Фараон Вафий (Иер. 44:30), внук или второй наследник Нехао, названный греками Априсом (около 583-570 г. до Р.Хр.), по всей вероятности, тот фараон, который стремился помочь Езекии в войне с Навуходоносором, но ничего не мог сделать, чтобы воспрепятствовать разрушению Иерусалима (Иер. 37:5 и дал.; Иез. 17:11 и дал.). Он был свержен восставшими под предводительством Амазиса египтянами и задушен в Саисе (Срав. Иер. 44: 30).