ФАСТЫ
ФАСТЫ
у древ. римлян первонач. назв. дней, благо-приятных для ведения гос. дел, (в противоположность назв. дней, непригодных для гос. дел, — дней религ. праздников, культа мертвых и др.). Позднее назв. «Ф.» утвердилось за рим. календарем.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ФАСТЫ
в Древнем Риме первоначально название дней, считавшихся благоприятными для ведения государственных дел. Позднее название римского календаря. Так же называли погодные списки высших должностных лиц, жрецов, триумфаторов, составлявшиеся жрецами-понтификами.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Фасты
(лат. dies fasti — дни судебных решений). Рим. верховными жрецами принято разделение года на благоприятные и неблагоприятные для судопроизводства дни. Ф. легли в основу рим. календаря, поэтически оформлены Овидием. Понятие Ф. было перенесено на годовые списки рим. должностных лиц, которые являются хронологич. вехами начального периода рим. истории. В просопографич. исследованиях под Ф. понимают подборки списков ведущих рим. должностных лиц с точки зрения пространства и времени, служащие раскрытию важнейших историч. связей.
Источник: Словарь античности. 1989
ФАСТЫ
лат. fasti) - у древних римлян первоначально назв. дней, благоприятных для ведения гос. дел, - dies fasti (в противоположность назв. дней, непригодных для гос. дел, - дней религ. праздников, культа мертвых и др. - dies nefasti). Позднее назв. "Ф." утвердилось за рим. календарем. Ф. назывались также погодные списки имен высших должностных лиц - магистратов (консулов, преторов и т.д.), а также жрецов, триумфаторов и др., составлявшиеся жрецами-понтификами. Ф. изд. в Corpus Inscriptionum latinorum, ed. Th. Mommsen, v. 1, Berolini, 1863.
Фасты
лат. fasti)
у римлян первоначально название дней, благоприятных для ведения государственных дел. В период Республики ф. называли календарь, а также списки имен высших правительственных лиц (консулы, преторы и т.п.), жрецов и триумфаторов. Ф. хранились в Царском доме на Форуме и впервые стали доступны непосвященным в 304 г. до н.э., когда их выставили в виде записей на досках. Обнародование ф. явилось толчком к развитию римской историографии.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
у римлян первоначально название дней, благоприятных для ведения государственных дел. В период Республики ф. называли календарь, а также списки имен высших правительственных лиц (консулы, преторы и т.п.), жрецов и триумфаторов. Ф. хранились в Царском доме на Форуме и впервые стали доступны непосвященным в 304 г. до н.э., когда их выставили в виде записей на досках. Обнародование ф. явилось толчком к развитию римской историографии.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
ФАСТЫ
• Fasti,
1. см. Dies, День;
2. римский календарь, т. е. росписи особенных дней, dies fasti, nefasti, intercisi, comitialis с перечислением на каждый день выпадающих праздников, игр, жертвоприношений и т. п. и с присовокуплением заметок об исторических событиях, также с обозначением захода и восхода созвездий, первоначально велся понтификами, с 304 г. до Р. X. составлялся и издавался также и частными лицами; так Овидий написал поэтический праздничный календарь под названием Ф. (см. Ovidius, Овидий). Сохранились отрывки из официальных и неофициальных Ф., высеченные на камне или написанные красками; лучшие изд. Момзена в 1 т. Corp. Inscr. Lat;
3. годичная роспись с обозначением властей, по которым назывались годы (fasti consulares, praetorii), подлежащих жрецов (fasti sacerdotales, fasti fratrum arvalium), отпразднованных в течение каждого года триумфов (fasti triumphales). До нас дошли также отрывки таких Ф., именно знаменитые fasti Capitolini (так называемые по нынешнему месту хранения); первоначально они были высечены на одной из стен Касторова храма или же Регии (см. Regia, Регия); напечатаны также в Copr. Inscr. Lat., т. I. Отдельно издали fasti praetorii Wehrmann (1875), H?lzl (1876), fasti censorii — de Boor (1873).
1. см. Dies, День;
2. римский календарь, т. е. росписи особенных дней, dies fasti, nefasti, intercisi, comitialis с перечислением на каждый день выпадающих праздников, игр, жертвоприношений и т. п. и с присовокуплением заметок об исторических событиях, также с обозначением захода и восхода созвездий, первоначально велся понтификами, с 304 г. до Р. X. составлялся и издавался также и частными лицами; так Овидий написал поэтический праздничный календарь под названием Ф. (см. Ovidius, Овидий). Сохранились отрывки из официальных и неофициальных Ф., высеченные на камне или написанные красками; лучшие изд. Момзена в 1 т. Corp. Inscr. Lat;
3. годичная роспись с обозначением властей, по которым назывались годы (fasti consulares, praetorii), подлежащих жрецов (fasti sacerdotales, fasti fratrum arvalium), отпразднованных в течение каждого года триумфов (fasti triumphales). До нас дошли также отрывки таких Ф., именно знаменитые fasti Capitolini (так называемые по нынешнему месту хранения); первоначально они были высечены на одной из стен Касторова храма или же Регии (см. Regia, Регия); напечатаны также в Copr. Inscr. Lat., т. I. Отдельно издали fasti praetorii Wehrmann (1875), H?lzl (1876), fasti censorii — de Boor (1873).