феод. гос-во (909-1171), названное по имени правившей исмаилитской династии фатимидов. Образовалось в Ифрикии (на терр. совр. Туниса) в результате восстания берберов-шиитов и разгрома ими Аглабидов. В янв. 910 в быв. резиденции Аглабидов - Раккаде (близ Кайруана) - последний "скрытый" исмаилитский имам Убейдаллах был провозглашен халифом и махди. К сер. 10 в. Фатимиды, стремившиеся к созданию мировой исмаилитской империи, подчинили себе почти всю Сев. Африку и Сицилию; их флот совершал набеги на Сев. Средиземноморье. В 969 армия Фатимидов, возглавлявшаяся полководцем-славянином Джаухаром, завоевала Египет. Столицей Ф. х. с 973 стал Каир (до 921 - Кайруан, затем - Махдия). Преодолев сопротивление своих быв. союзников-карматов, дважды вторгавшихся в Египет, Фатимиды к нач. 11 в. подчинили терр. Сирии. Однако из-за противодействия Византии и местных правителей, часто приводившего к воен. действиям, положение Фатимидов в Сирии не было прочным. К концу 10 - нач. 11 вв. сюзеренитет Фатимидов распространился также на нек-рые другие терр. Однако вопрос о вассальной зависимости Нубии от Ф. х. нек-рыми учеными (напр., Р. Фораном) подвергается сомнению. Ф. х. был централизованным военно-теократическим гос-вом; халиф одновр. считался исмаилитским имамом. Власть передавалась по наследству и фактически ограничивалась интересами определенных групп правящего класса (так, вначале особым влиянием пользовалась плем. берберская знать; постоянной опорой было духовенство). Отношение к иноверцам, преим. к иудеям и христианам, характеризовалось веротерпимостью, исключая период жестоких гонений при Хакиме. Ведущей отраслью х-ва было земледелие, осн. на использовании разливов Нила, а гл. производителем - крестьянин (феллах). Примерно до сер. 11 в. в Ф. х. наблюдался рост и укрепление гос. собственности на землю; сбор поземельного налога (хараджа) производился или непосредственно гос. чиновниками, или сдавался на откуп. При халифе Муиззе (953-975) был установлен твердый гос. контроль за взиманием хараджа. Фатимиды поощряли и развитие вакфного землевладения (см. Вакф). В Ф.х. широкое развитие получило гор. ремесло, также находившееся под контролем гос. чиновников и обслуживавшее преим. двор. В ремесле иногда применялся труд рабов. Наиболее развито было ткачество, крупными центрами к-рого являлись Александрия, Дамьетта, Тиннис, где находились халифские мастерские. Процветали изготовление изделий из кожи, стекла, металла, гончарное дело, выделка бумаги и пергамента. Ф.х. вел торговлю с Индией (транзит пряностей), Византией, итал. городами (Амальфи, Венецией, Генуей, Пизой и др.). Фатимидская золотая чеканка отличалась высоким качеством. После завоевания Египта берберское плем. ополчение было заменено разноплеменной армией из быв. рабов и наемников, вскоре ставшей осн. политич. силой в стране; усилению ее могущества способствовало и зарождение практики военно-ленных пожалований (икта). В сер. 11 в. в связи с засухой в Египте свирепствовали эпидемии и голод. Бедствие усугублялось борьбой между отд. частями армии (тюрками и суданцами). Будучи не в состоянии принять решительные меры, халиф Мустансир (1036-94) передал фактич. власть в Египте полководцу Бадру аль-Джамали, назначив его везиром. Энергичные действия Бадра на нек-рый период упрочили положение, но халифы с этого времени оказались оттесненными на второй план везирами, опиравшимися на армию. Упадку гос-ва способствовали расколы в среде исмаилитов из-за наследования халифата и имамата, возникавшие после смерти Мустансира (1094) и Амира (1130). Сопротивление народов порабощенных стран также способствовало ослаблению Ф. х. В 1048 от него отделилась Сев. Африка. Сицилия в 1071 была завоевана норманнами. Сирия попала под власть крестоносцев и сельджуков. Вторжения в Египет крестоносцев и кровавая борьба между претендентами на везират послужили причиной появления в стране отрядов правителя Сев. Сирии и Ирака Нур-ад-дина (из династии сельджукских наместников Зенгидов), успешно вытеснявшего крестоносцев из Сирии. В 1169 везиром в Ф.х. был назначен сирийский военачальник Салах-ад-дин, к-рый после смерти фатимидского халифа Адида (1171) совершил гос. переворот и установил в Египте господство династии Айюбидов. В 10-11 вв. в Ф. х. наблюдался подъем духовной жизни. С перенесением столицы в Каир он сделался крупнейшим культурным центром мусульм. мира, затмив Багдад и не уступая богатством и пышностью Константинополю и Кордове. В нач. 11 в. в Каире был осн. "Дом знаний" ("Дар аль-хикма"), где наряду с теологией преподавались и светские науки, и обсерватория. В Ф.х. жили и творили: выдающийся оптик, астроном и математик Ибн аль-Хайсам, астроном ас-Садафи, знаменитый врач Ибн Ридван, философы Абу Хатим ар-Рази, Хамид-ад-дин Кирмани, историки Ибн Зулак, Мусаббихи, мастер эпистолярного жанра кадий аль-Фадиль и др. От фатимидского периода в Египте сохранились ценные памятники архитектуры (мечеть аль-Азхар, мечеть аль-Хакима, гор. ворота и мавзолей в Каире и др.), а также образцы прикладного искусства. Источн.: Аль-Макризи, Иттиаз аль-хунафа, Каир, 1948; Al-Maqrizi, El-mav?´iz wa´l i´tib?r f? dhikr el-Khitat wa-1-?th?r, ?d. par G. Wiet, v. 1-5, Le Caire, 1911-27; Ibnal-Dawadari, Die Chronik. Sechster Teil. Der Bericht ?ber die Fatimiden, hrsg. von S. Munaggid, Cairo, 1961; Stern S. M., Fatimid decrees, L., 1964; Насир-и Хусрау, Сафар-намэ, пер. Е. Э. Бертельса, М.-Л., 1933. Лит.: Иностранцев К., Торжеств. выезд фатимидских халифов, "ЗВОРАО", 1906, т. 17, в. 2-3; Певзнер С. В., Фатимидский тираз из собрания Гос. Эрмитажа, "Эпиграфика Востока", 1960, т. 13; Хрбек И., Славяне на службе у Фатимидов, в кн.: Сообщения чехословацких ориенталистов, М., 1960; Чураков М., Хариджитское движение и восстание шиитов в Магрибе, "Палестинский сборник", No 13(76), M.-Л., 1965; Семенова Л. A., О рабстве в фатимидском Египте, в сб.: Арабские страны, М., 1970; Me? A., Мусульм. Ренессанс (пер. с нем.), М., 1973; Босворт К. Э., Мусульм. династии, пер. с англ., М., 1971; W?stenteid F., Geschichte der Fatiraiden-Chalifen, Gott., 1881; Goeje M. J. de. M?moire sur les Carmathes du Bahrain et les Fatimides, Leide, 1886; O´Leary L., A short history of the Fatimid khalifate, L., 1923; Mamour P., Polemics on the origin of the Fatimi Caliphs, L., 1934; Madelung W., Fatimiden und Bahrainkarmaten, в кн.: "Der Islam", Bd 34, No 1, В., 1959; Cahen Cl., L´administration financiere de l´arm?e Fatimide d´apr?s al-Makhzumi, "Journal of the Economic and Social History of the Orient", Leid., 1972, v. 15, pt 1-2; Forand P., Early Muslim Relations with Nubia, "Der Islam", Bd 48, No 1, В., 1971. Л. А. Семенова. Москва. —***—***—***— Халифат Фатимидов в 909-1171 гг.