• Fatum,
см. ??????, Мойра, 4.
ФАТУМ
ФАТУМ
ФАТУМ
у древних римлян — олицетворение воли богов, всеохватывающей неотвратимой судьбы, правящей миром и людьми. У стоиков — сила, управляющая миром.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Фатум
(лат. fatum — предопределение), приговор судьбы, определ. богами, неотвратимая судьба, рок; встречается понятие во множеств, числе (fata). Олицетворением Ф. были также богини судьбы парки.
Источник: Словарь античности. 1989
ФАТУМ
рок», «предопределение», «судьба.» — В рим. миф. и рел. понятие Ф. отсутствовало (оно играло большую роль в философии); фатами назыв. божества, подоб-ные мойрам. Эти фаты часто встреч. в надписях в жен. и муж. роде; офиц. культа не имели.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Фатум
лат. fatum - рок)
в этрусской и римской мифологии воплощение неотвратимой судьбы; отождествлялся с греческими мойрами и выступал в облике трех персонажей - фатов. Согласно этрусскому религиозному учению, можно было с помощью жертвоприношений и молитв избежать ф.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
("рок", "предопределение", "судьба")
Представление о надличностной непостижимой силе, определяющей судьбу человека или коллектива, которая у Гомера как подчинена богам (в конечном счете - Зевсу), так и выше их. Чаще всего судьба образно связана с тремя божественными сестрами (мойры - у греков, парки и фаты - у римлян), дочерьми Зевса и Фемиды - согласно Гесиоду. Платон не считал их дочерьми богини Ананке ("необходимость"), вращающей мировое веретено. Их имена - Лахесис ("дающая жребий"), Клото ("прядущая") и Атропос ("неотвратимая"), которая обрезает нить судьбы в момент смерти. Фаты официального культа не имели.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
в этрусской и римской мифологии воплощение неотвратимой судьбы; отождествлялся с греческими мойрами и выступал в облике трех персонажей - фатов. Согласно этрусскому религиозному учению, можно было с помощью жертвоприношений и молитв избежать ф.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
("рок", "предопределение", "судьба")
Представление о надличностной непостижимой силе, определяющей судьбу человека или коллектива, которая у Гомера как подчинена богам (в конечном счете - Зевсу), так и выше их. Чаще всего судьба образно связана с тремя божественными сестрами (мойры - у греков, парки и фаты - у римлян), дочерьми Зевса и Фемиды - согласно Гесиоду. Платон не считал их дочерьми богини Ананке ("необходимость"), вращающей мировое веретено. Их имена - Лахесис ("дающая жребий"), Клото ("прядущая") и Атропос ("неотвратимая"), которая обрезает нить судьбы в момент смерти. Фаты официального культа не имели.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)