в мифах древних римлян бог полей, лесов, пастбищ, животных. При шуме леса или во сне Фавн давал предсказания, сложенные сатурнийским стихом. Существовало представление о Фавне как о лукавом духе, воровавшем детей и посылавшем кошмары и болезни. Отождествлялся с Паном.
Фавн
Фавн
Источник: Исторический словарь
ФАВН
римское божество, отождествлявшееся с греческим Паном. Он считался сыном Пикуса и внуком Сатурна, обладал даром пророчества, был покровителем земледелия и скотоводства. Впоследствии стали полагать, что Фавнов много, как греческих сатиров, и говорили об их близости к нимфам. В честь Фавна справлялись в Риме праздники Луперкалии; Фавн назывался Луперком как охранитель стад от волков.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
ФАВН
в древнеримской мифологии бог гор, лесов, лугов, стад, ниспосылающий плодородие полям, животным и людям, покровитель пастухов и охотников. В древнегреческой мифологии ему соответствовал Пен, многие черты которого были перенесены на Ф. Подобно Сильвану, Ф. живет в лесных чащах, пещерах, пугая путников лесными голосами и внушая им так называемый панический (от бога Пана) ужас. Его женой считалась Фавна (фауна).
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Фавн
(лат. Faunus), древнеиталийский бог плодородия, покровитель скотоводства и земледелия, соответствовал греч. Пану. Ф. считался сыном Пика (одно из воплощений Марса), отцом Латина. В качестве Ф. Фатуя занимался также предсказаниями. Его праздником были Луперкалии. Имеются упоминания о множестве Ф. (Ф. — лесные духи). Сладострастие Ф. стало нарицательным. Пластика: Роден; малая пластика: Пикассо, картины Рубенса, Пальма Старшего, Беклина, симфонич. поэма Дебюсси.
Источник: Словарь античности. 1989
Фавн
в римской мифологии бог полей, лесов, пастбиш, животных. При шуме леса или во сне Фавн давал предсказания, сложенные сатурнийским стихом. Хитростью пойманный Нумой вместе с Пиком, Фавн был вынужден открыть ему, как следует отвращать молнию Юпитера. Фавн считался лукавым духом, воровавшим детей, посылавшим болезни и кошмары. Вступал в связь со всеми животными и соблазнял женщин. Особенно почитался Фавн крестьянами, как покровитель скотоводства и сельской жизни. Считался отцом Латина.
ФАВН
в рим. миф. бог полей, лесов, пастбищ, животных. Существовали представл. как о множественности Ф., так и об одном Ф., женским соотв. к-рому была Фавна, Фатуя, впослед. считавш. его дочерью. При шуме леса или во сне Ф. давал предсказания, сложенные сатурнийским стихом. Хитростью пойманный Нумой вместе с Пиком, Ф. вынужден был открыть ему, как следует отвращать молнию Юпитера. Ф. считался лукавым духом, воровавшим детей, посылавшим болезни и кошмары. Как Инуй или Инкуб вступал в связь со всеми животными и соблазнял женщин. Учреждение культа Ф., отожд. с аркадским Паном, приписыв. Эвандру. Он отправлялся в гроте на склоне Палатина, называвш. Луперкалий (от «волк») и обслуживался коллегией луперков. В праздник луперкалий (15 февраля) луперки приносили Ф. жертву — собаку и козла. После жертвопринош. луперки, обнаженные, с козьей шкурой на бедрах бежали вокруг Палатина, стегали вырезанными из кожи жертвен. козла ремнями встречных женщин, что должно было сделать их плодовитыми. Луперкалии были пастуш. праздником очищения и плодородия, отвращения от стад волков и, возможно, были связаны некогда с культом волка, выступавш. как бог Луперк и затем сливш. с Ф. Особенно почитался Ф. крестьянами, как покровитель скотоводства и сел. жизни. Считался также одним из царей Лаврента, сыном Пика, отцом Латина.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Фавн
лат. Faunus)
в римской мифологии бог лесов и полей, покровитель стад и пастухов. В честь Ф. в Италии 15 февраля праздновали Луперкалии.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
римский бог лесов и полей, покровитель диких животных, стад и пастухов. Считался внуком Сатурна, сыном Пика и Помоны, отцом Латина. По поверьям, Ф. дразнит и пугает путников в лесу, ворует детей, насылает болезни и кошмары, вступает в связь с женщинами и животными. Подобно своему отцу Пику, Ф. обладает пророческим даром. Люди, желавшие узнать будущее, спали в святилищах Ф. на шкуре принесенной в жертву овцы и получали предсказания во сне (обычай инкубации). В честь Ф. справлялся праздник фавналии (декабрь) и луперкалии (15 февраля) - как Ф.-Луперка, защитника стад от волков. Во время луперкалий Ф. приносили в жертву козлов и собак, совершали возлияния вином и молоком. После жертвоприношения жрецы обегали Палатинский холм и стегали встречных женщин ремнями из шкуры жертвенного козла (считалось, что это исцеляет от бесплодия). Ремни жрецов-луперков назывались фебруа, отсюда возникло название месяца - февраль. Ф. изображали с козлиными чертами - козлиными копытами, острыми ушами, небольшими рожками, с телом, частично покрытым шерстью - или просто красивым юношей, часто пляшущим или с чашей вина в руке. Имелись также представления о существовании множества фавнов, наподобие сатиров или силенов.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
Древнеиталийский бог плодородия, покровитель пастбищ, лесов, пастухов, идентифицировался с Паном. Фавн считался отцом Латина. При шуме деревьев или во сне давал предсказания. Культ, посвященный Фавну, назывался луперкалиями. Позже Фавн оказывается среди спутников Бахуса и обитателей Аркадии. Трогательно-мрачный Фавн изображен на картине Пьеро ди Козимо "Смерть Прокруста".
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
в римской мифологии бог лесов и полей, покровитель стад и пастухов. В честь Ф. в Италии 15 февраля праздновали Луперкалии.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
римский бог лесов и полей, покровитель диких животных, стад и пастухов. Считался внуком Сатурна, сыном Пика и Помоны, отцом Латина. По поверьям, Ф. дразнит и пугает путников в лесу, ворует детей, насылает болезни и кошмары, вступает в связь с женщинами и животными. Подобно своему отцу Пику, Ф. обладает пророческим даром. Люди, желавшие узнать будущее, спали в святилищах Ф. на шкуре принесенной в жертву овцы и получали предсказания во сне (обычай инкубации). В честь Ф. справлялся праздник фавналии (декабрь) и луперкалии (15 февраля) - как Ф.-Луперка, защитника стад от волков. Во время луперкалий Ф. приносили в жертву козлов и собак, совершали возлияния вином и молоком. После жертвоприношения жрецы обегали Палатинский холм и стегали встречных женщин ремнями из шкуры жертвенного козла (считалось, что это исцеляет от бесплодия). Ремни жрецов-луперков назывались фебруа, отсюда возникло название месяца - февраль. Ф. изображали с козлиными чертами - козлиными копытами, острыми ушами, небольшими рожками, с телом, частично покрытым шерстью - или просто красивым юношей, часто пляшущим или с чашей вина в руке. Имелись также представления о существовании множества фавнов, наподобие сатиров или силенов.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
Древнеиталийский бог плодородия, покровитель пастбищ, лесов, пастухов, идентифицировался с Паном. Фавн считался отцом Латина. При шуме деревьев или во сне давал предсказания. Культ, посвященный Фавну, назывался луперкалиями. Позже Фавн оказывается среди спутников Бахуса и обитателей Аркадии. Трогательно-мрачный Фавн изображен на картине Пьеро ди Козимо "Смерть Прокруста".
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
ФАВН
• Faunus,
(от faveo — благосклонный, добрый), полевой и лесной бог римлян, покровитель пасущихся в лесу и на поле стад. Это было, следовательно, существо, родственное Сильвану, и Ф. отождествлялся с Паном — греческим богом пастбищ (см. Evander, Эвандр). Подобно Пану, любил он в лесу дразнить и пугать людей, и эта утеха приводила его также в жилища людей, чтобы тревожить их во сне; потому он назывался также Incubus (кошмар). Особенным качеством в нем был дар пророчества; на местах его оракулов, находившихся в лесистых странах, ложились на шкуре, принесенной в жертву, и получали предсказания во сне посредством образов и звуков. Verg. Aen. 7, 81. Ov. fast. 4, 649. От своей пророческой деятельности он назывался Fatuus, Fatuellus (от fari). Он считался сыном вещего Пика и внуком Сатурна, имел от нимфы Марции сына Латина (Verg. Aen. 7, 45); прагматизирующие писатели видели в нем лишь латинского царя. Под влиянием греческой мифологии стали полагать, что Ф. существуют, как и сильваны, во множественном числе и приводили их в связь с нимфами. Faunalia праздновались 5 декабря пастухами и поселенцами под открытым небом. Приносили в жертву козлов, совершали излияния вином и молоком и весело пировали; скоту предоставляли свободно бродить по лесам, и также рабам дозволялось в этот день веселиться на лугах и перекрестках. Horat. Od. 3, 16. Как бог стад, Ф. имел прозвище Lupercus, оборонитель от волков, и под этим именем в честь него, для искупления пастухов и стад, 15 февраля справлялось празднество Lupercalia (Lupercal. Lupercale sacrum), учрежденное Ромулом и Ремом. На этом празднике приносились ему в жертву козлы и козы с особенными искупительными обрядами; прикасались ко лбу двух приведенных к жертвеннику юношей окровавленным жертвенным ножом и тотчас стирали кровавые пятна помоченной в молоке шерстью, после чего юноши хохотали. После жертвоприношений и жертвенного пира жрецы, называвшиеся Luperci, вырезали ремни из шкур принесенных в жертву животных и бежали с места жертвоприношений, Lupercal, на Палатинской горе, через весь город в одних передниках, вырезанных из тех же шкур. Замужние женщины охотно выходили им навстречу и давали бить себя ремнями, веруя, что это приносит благословение браку, очищение и искупление. Ov. fast. 2, 265 слл. Поэтому называли этот день dies februatus, от februare, очищать и искуплять; februum, очистительным средством, называлась шкура, а месяц праздника Februarius. Ф. соответствовало женское божество, Fauna или Fatua, называвшаяся также Luperca.
(от faveo — благосклонный, добрый), полевой и лесной бог римлян, покровитель пасущихся в лесу и на поле стад. Это было, следовательно, существо, родственное Сильвану, и Ф. отождествлялся с Паном — греческим богом пастбищ (см. Evander, Эвандр). Подобно Пану, любил он в лесу дразнить и пугать людей, и эта утеха приводила его также в жилища людей, чтобы тревожить их во сне; потому он назывался также Incubus (кошмар). Особенным качеством в нем был дар пророчества; на местах его оракулов, находившихся в лесистых странах, ложились на шкуре, принесенной в жертву, и получали предсказания во сне посредством образов и звуков. Verg. Aen. 7, 81. Ov. fast. 4, 649. От своей пророческой деятельности он назывался Fatuus, Fatuellus (от fari). Он считался сыном вещего Пика и внуком Сатурна, имел от нимфы Марции сына Латина (Verg. Aen. 7, 45); прагматизирующие писатели видели в нем лишь латинского царя. Под влиянием греческой мифологии стали полагать, что Ф. существуют, как и сильваны, во множественном числе и приводили их в связь с нимфами. Faunalia праздновались 5 декабря пастухами и поселенцами под открытым небом. Приносили в жертву козлов, совершали излияния вином и молоком и весело пировали; скоту предоставляли свободно бродить по лесам, и также рабам дозволялось в этот день веселиться на лугах и перекрестках. Horat. Od. 3, 16. Как бог стад, Ф. имел прозвище Lupercus, оборонитель от волков, и под этим именем в честь него, для искупления пастухов и стад, 15 февраля справлялось празднество Lupercalia (Lupercal. Lupercale sacrum), учрежденное Ромулом и Ремом. На этом празднике приносились ему в жертву козлы и козы с особенными искупительными обрядами; прикасались ко лбу двух приведенных к жертвеннику юношей окровавленным жертвенным ножом и тотчас стирали кровавые пятна помоченной в молоке шерстью, после чего юноши хохотали. После жертвоприношений и жертвенного пира жрецы, называвшиеся Luperci, вырезали ремни из шкур принесенных в жертву животных и бежали с места жертвоприношений, Lupercal, на Палатинской горе, через весь город в одних передниках, вырезанных из тех же шкур. Замужние женщины охотно выходили им навстречу и давали бить себя ремнями, веруя, что это приносит благословение браку, очищение и искупление. Ov. fast. 2, 265 слл. Поэтому называли этот день dies februatus, от februare, очищать и искуплять; februum, очистительным средством, называлась шкура, а месяц праздника Februarius. Ф. соответствовало женское божество, Fauna или Fatua, называвшаяся также Luperca.