Владимир Андреевич (1886, Москва – 1964, там же), русский график и живописец, теоретик искусства. Народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Учился в студии К. Ф. Юона в Москве (1903–05) и школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906–07). Занимался искусствоведением в Мюнхенском (1907–06) и Московском (1907–13) университетах. Член художественного объединения «Четыре искусства» (1924–28).
Известен прежде всего как мастер книжной иллюстрации в технике ксилографии («Фамарь» А. П. Глобы, 1923; библейская «Книга Руфь», 1925; «Новая жизнь» Данте, 1934; «Рассказы» Б. А. Пильняка, 1932, и др.). Разработал стройную теорию оформления книги, согласно которой книга является «инструментом для чтения», целостным организмом. Все ее элементы (начертание шрифта, формат, композиция страницы, стиль иллюстраций) должны быть подчинены задаче выявления основной идеи автора и представлять собой художественное целое. В иллюстрациях Фаворского нет подробного рассказа, но воссоздается сам «дух» литературного произведения, преобладает эпическое начало. Лаконичный стиль мастера, сохраняющий цельность плоскости листа, отличается выразительностью линий и плотной черной штриховкой. С сер. 1930-х гг. Фаворский часто использовал белый штрих, активнее передающий светотень. В 1940-е гг. его произведения обретают черты классичности («Сонеты» У. Шекспира, 1948; стихи Р. Бернса в переводах С. Я. Маршака, 1950; «Слово о полку Игореве», 1953; «Борис Годунов», 1956, и «Маленькие трагедии», 1961, А. С. Пушкина).
Фаворский создавал также станковые гравюры, среди которых преобладают романтические исторические портреты («Ф. М. Достоевский», 1929; «Пушкин-лицеист», 1935; серия «Великие русские полководцы», 1945–47). С 1942 г. обращался, наряду с ксилографией, к технике линогравюры, выявляя ее декоративные и публицистические возможности («За мир», 1959). Работал в области монументальной живописи (работы не сохранились) и для театра.
Фаворский проявил себя как выдающийся педагог: преподавал во Вхутемасе – Вхутеине (1920–30), где в 1923–25 гг. был ректором; в Полиграфическом институте (1930–34), Институте изобразительных искусств (1934–38), Институте прикладного и декоративного искусства (1942–48) в Москве. Его учениками были А. Д. Гончаров, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов. Творчество Фаворского оказало значительное влияние на русское искусство советского периода, в особенности на графиков и художников «сурового стиля». Теоретические труды Фаворского остаются актуальными и в наши дни.
0.00 байт
ВЛАДИМИР ФАВОРСКИЙ. ЭПИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. КИРГИЗСКАЯ СЕРИЯ РИСУНКОВ
В статье представлена работа В.А. Фаворского над киргизским героическим эпосом «Манас». В серии созданных художником рисунков нашли проявление его художественные и теоретические подходы к искусству графики и иллюстрирования книг.