произв. живописи (I - IV вв.), происходящие гл. обр. из оазиса Фаюм (Египет). Исполнены в технике энкаустики (I - нач. II в.), восковой или чистой темперы (II - IV вв.) на доске, реже - холсте. Болып-во Ф. п. найдено в погребениях, вставленными в бинты мумии (доски) или вклеенными в пелены (холст). Мн. из них писались при жизни изображенного, возможно, с натуры, украшали атриум дома, после смерти использовались для погребения (судя по следам обрезки досок). Ф. п. имели ритуал, характер, их прототип - др.-египет. погребальные маски, но, в отличие от посл., в них преобладает не типическое, а индивидуальное. В ранних Ф. п. (2-я пол. I - нач. II в.) великолепно переданы не только внеш. черты, но и характер портретируемого, широко используется светотень; во 2-й пол. II в. при сохран. остроты и живости характеристики появляется известная обобщенность и схематизм в трактовке деталей. В III в. усиливаются черты графичности, поза строго фронтальна, взгляд застыл, индивидуальное сходство постеп. уступает место типическому.
Лит.: Павлов В. В. Египетский портрет I - IV веков. М., 1967
О.Т.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)