Федин, Константин Александрович
Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.
Константин Александрович рассказывал мне, что И.В.Сталин находил время, чтобы то приглашать его к себе, то приезжать к писателю домой. В просторной светлой комнате до последних дней свято чтилось место, где обычно сидел Иосиф Виссарионович. И редкий гость усаживался на этот стул.
Беседы их нередко затягивались до утра. Обсуждались темы общественной значимости советской литературы, характер и роль прежней и новой интеллигенции. Сталина интересовало мнение Федина о том или ином писателе, создаваемом им литературном герое. Сам же часто удивлял собеседника знанием новых произведений, о которых он, Федин, еще даже не слышал.
Константин Александрович особо выделял теплоту И.В.Сталина, когда речь заходила о Максиме Горьком, что во многом помогло ему при работе над фундаментальном исследованием «Горький среди нас». А на вопрос о его творческом методе, отвечал, что почитает себя корабелом и, как корабелы годами строят корабли, так и он, Федин, неспешно оттачивает образ персонажа романа, подолгу работает над каждым словом.
Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013
[1892—] — советский писатель. Род. в Саратове. Отец из крестьян, впоследствии был торговцем. Федин окончил коммерческое училище в Козлове. С 1911 по 1914 учился в Московском коммерческом ин-те. С 1914 по 1918 — гражданский пленный в Германии. С 1918 работал в Наркомпросе, редактировал ряд газет и журналов, служил в Красной армии. С 1921 занялся исключительно лит-ой работой. В этом же году вступил в литературное объединение "Серапионовы братья". С 1934 — член президиума ССП.
Первые литературные опыты Ф. относятся к 1910. В 1913—1914 в "Новом Сатириконе" напечатал "Мелочи". Широкую популярность Ф. приобрел после выхода из печати романа "Города и годы" [1924]. В 1939 награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Путь творческого развития Ф. во многом типичен для ряда советских писателей. Начав с отрицания мира прошлого, Ф. пришел к утверждению революции, дающей выход из "окуровских" тупиков, из глухих, заброшенных "пустырей".
Первый сборник Ф. носит символический заголовок "Пустырь" [1923]. На бесплодных "пустырях" уездных городов старой России живут, или, вернее, прозябают жалкие обыватели, чудаки, неудачники. Галерею этих людей, искривленных жизнью, с их мелкими, порой ненормальными, страстишками и зарисовывает Ф. в своих ранних рассказах ("Анна Тимофевна", "Рассказ об одном утре" и др.). В этих произведениях, выдержанных преимущественно в манере сказа, своеобразно сочетаются простые народные образы с вычурными, декадентскими. Это эклектическое соединение различных стилистических приемов особенно ярко проявилось в повести "Анна Тимофевна" [1923].
"Города и годы" — роман о путях интеллигенции в революции. Центральный образ романа — Андрей Старцев — пассивный, запутавшийся в противоречиях гуманист-интеллигент, "с тоской ждавший, чтобы жизнь приняла его". Развенчивая своего героя, Ф. утверждает обреченность и неизбежность гибели той части интеллигенции, к-рая не может выйти из индивидуалистического тупика. Тем не менее автор сочувствует своему герою, не нашедшему своего жизненного пути, относится к нему с жалостью и скорбью.
В противовес Старцеву контрастирующие с ним образы большевиков, Курта и других партийцев, говорящих готовыми формулами, даны обезличенно. Ф. стремится разрешить в романе ряд социально-исторических проблем, выясняя причины возникновения мировой войны, революции и т. д. Пацифистское осуждение войны, романтическое восприятие революции характерно для Ф. на данном этапе его творческого пути.
Роман Ф. сложен и в отношении стиля. Художественно более самостоятельный, чем ранний сборник рассказов, роман "Города и годы" представляет своеобразное сочетание психологически насыщенного повествования с авантюрной интригой. Повествование нередко прерывается развернутыми отступлениями автора, написанными в приподнято-патетическом тоне, иногда ритмической прозой с обилием лирических восклицаний, риторических вопросов и т. д. Патетическое напряжение романа создается также благодаря ряду описаний, носящих символически обобщенный характер, выдержанных в торжественном тоне. Ядовито-саркастический тон лирических отступлений автора, в которых он стремится к разоблачению мировой войны, немецкой буржуазии, немецкого филистерства, сменяется романтически приподнятым там, где он стремится передать пафос революции.
Следующий цикл произведений Федина по своей идейно-тематической сущности резко отличается от романа "Города и годы". В рассказах "Наровчатская хроника", "Мужики", "Тишина" и др. [1925—1926] Ф. возвращается к миру и героям "Пустыря". Сплетение анекдотического и трагического характерно для этих рассказов. Вне времени, вне исторической действительности живут эти чудаки — обыватели провинциальных городов. Несмотря на революцию, они не меняют облика, не нарушают своей жизни и привычек.
Особенно выделяется рассказ "Трансвааль" с монументальной фигурой кулака-культуртрегера Сваакера, соединившего в, себе, по словам Ф., "черты Фомы Опискина и Квазимодо". Образ фединского кулака, который "все может", который держит в повиновении всех соседних крестьян, вырастает в рассказе Ф. в абстрактно-символический образ. В "Трансваале" Ф. искаженно представляет послереволюционную деревню, противопоставляя "всемогущество" кулака якобы обезличенной, пассивной толпе крестьян.
К теме "интеллигенция и революция" Ф. возвращается в романе "Братья" [1928], посвященном в основном проблемам искусства. Центральная фигура романа — один из братьев, музыкант Никита Карев — близок Андрею Старцеву. Как и Старцев, он живет в своем замкнутом, "обособленном" мирке. Но если в "Городах и годах" Ф. с самого начала подчеркивает обреченность Старцевых, то для индивидуализма Никиты Карева писатель находит оправдание. Одиночество музыканта, его "скорбный музыкантский послух" дают ему возможность создать величайшую "симфонию-роман, запечатлевшую на себе все то великое, что принесла нам революция".
Тезис об особом "избранническом" пути художника, о трагедийности подлинного искусства является идейным стержнем романа. Роман "Братья", композиционно напоминающий "Города и годы" (те же временные сдвиги, многопланность, лирические отступления автора и т. д.), построен по принципу стилевых контрастов. Реалистически-бытовая струя, к-рая особенно ярко выявляется в описании семейства Каревых, "смурского мира", контрастирует с мистико-трагической линией романа, связанной с судьбой Никиты Карева, живущего в постоянном предчувствии, "в молчаливом ожидании катастроф".
Роман Ф. "Похищение Европы" [1934—1935] отражает борьбу двух миров, двух систем, двух культур, оканчивающуюся победой социалистического мира над капиталистическим. Интерес Ф. к социальным проблемам в этом произведении выступает еще резче, чем в прежних. Личная интрига здесь в большей степени, чем в ранних произведениях, подчинена общественно-политическим вопросам. Мир обреченной на гибель капиталистической Европы (I кн.) показан "глазами большевика" Рогова. Мир обновленной, крепнущей Страны Советов (II кн.) дан в восприятии капиталиста, голландского короля леса Ван-Россума. Образ Филиппа Ван-Россума получился значительно полнокровнее, чем нечеткий образ Рогова, этого интеллигента, готового участвовать в строительстве социализма, но еще не утратившего своих индивидуалистических черт. Картины Западной Европы — кризиса, безработицы, забастовки, биржевого ажиотажа — в романе вышли рельефнее, чем изображение строительства Страны Советов.
Имеющиеся в повествовании полемические диалоги, рассуждения, речи отчетливо обнажают идейный замысел произведения, но органически не врастают в его художественную ткань. Этот недостаток романа особенно остро чувствуется во второй книге.
В последнем своем произведении "Я был актером" [1937], построенном на автобиографическом материале, Ф. возвращается к теме Германии периода империалистической войны, теме, затронутой в "Городах и годах". Но уже не сложная социально-философская проблематика, а реалистическое живописание быта немецкого захолустного городка, полубогемных, полумещанских нравов провинциального театрика в центре внимания автора.
В последних произведениях Ф. постепенно освобождается от "орнаментализма", "увлечения словесной игрой", от "ритмической прозы", "легкого бреда сказом" — этой, по выражению самого Ф., "литературной кори", которой "переболело большинство писателей" его "поколения", и переходит к более простому, свободному от вычурности и витиеватости языку. Усиление реалистических тенденций — такова закономерная эволюция творчества Ф., характерная для ряда советских писателей.
Библиография
: I. Coбp. соч. в 4-х тт., изд. "Прибой", Л., 1927; то же, ГИХЛ, М. — Л., 1929—1930 (т. I. Пустырь. Повести и рассказы; т. II. Города и годы. Роман; т. III. Трансвааль. Повести и рассказы; т. IV. Братья. Роман); Трансвааль. Рассказы, Гиз, М. — Л., 1927; Старик, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1930; Повести и рассказы, Изд-во писат. в Ленинграде, [Л.], 1933; изд. 2-е, "Сов. писатель", М., 1936; Похищение Европы. Роман, кн. I, Л., 1934, и кн. II, Л., 1935 (неск. изд.). Я был актером. Повесть, "Сов. писатель", 1937. Статьи: Как я работаю, "Литературная учеба", 1930, № 4; Язык литературы, "Литературная учеба", 1933, №№ 3—4; Автобиография: "Писатели", под ред. В. Лидина, "Современные проблемы", М., 1926.Л. Поляк.
{Лит. энц.}
Федин,
Константин АлександровичРод. 1892, ум. 1977. Писатель. Участник объединения "Серапионовы братья". Произведения: "Города и годы" (роман, 1924), "Братья" (роман, 1927—28), "Первые радости" (трилогия, 1945), "Необыкновенное лето" (роман, 1947—48), "Писатель, искусство, время" (1957), "Костер" (роман, 1961—65), "Горький среди нас" (1941—68) и др. В 1959—71 гг. первый секретарь Союза писателей СССР, председатель правления Союза писателей СССР (с 1971 г.). Лауреат Государственной премии СССР (1949). Действительный член АН СССР (1958). Герой Социалистического Труда (1967).