Федоровская культура
Федоровская культура
археол. культура эпохи бронзы. Федоровский тип археол. пам., первоначально был выделен К.В.Сальниковым для р-нов Юж. Зауралья как первый этап андроновской культуры (андроновская культ.-ист. общность -АКИО) (XVIII-XVI вв. до н.э.). Позднее выяснилось, что древности федоровского типа имеют более шир. географию распространения (Зап. Сибирь, Вост. и Ц. Казахстан, Алтай, Минусинская котловина), и утвердилось мнение об их более поздней дате (XIII-XII вв. до н.э.), а также культ. обособленности в рамках АКИО. Федоровская посуда в Зауралье представлена двумя осн. типами -горшками плавной профилировки и плоскими блюдцами. Горшки украшены желобками с геометрическим орнаментом в виде треугольников, лент меандров и т.д., построенных на осн. косой сетки. Узоры нанесены обычно мелкозубчатым гребенчатым штампом. Наряду с классическими нарядными горшками, посуда могильников Ф.К. Юж. Зауралья включает образцы, небрежно украшенные простыми узорами из горизонтальных желобков и поясков из оттисков гладких и гребенчатых штампов. Подобная посуда преобладает в коллекциях пос. и обозначается как посуда бишкульского типа. Осн. способ захоронения нас. Ф.К. в Зауралье - трупосожжение. Характерной особенностью надмогильных сооружений являются каменные ограды, использование камня в устройстве могил. Редко в одной ограде находилось больше трех могил, обычно одна - две. Ямы, как правило, ориентированы по линии С.-В. - Ю.-З. Кремацию совершали как на месте погребения, так и за его пределами. Сопровождающий инвентарь - обычно 2-3 сосуда с заупокойной пищей, глиняное блюдо, редко бронз. вещи (ножи). В лесостепном Зауралье нет ни одного собственно федоровского пос. Федоровская керамика на пос. сопутствует алакульской, к-рая кол-венно преобладает. Исключением является пос. Дуванское XVII. Нет ни одного "чистого" федоровского могильника. В лесостепном Зауралье и Притоболье преобладают смешанные алакульско-федоровские, черкаскульско-федоровские могильники. Детские погребения неизвестны. На тер. кладбища курганы Ф.К. занимают обычно обособленное положение и располагаются компактной группой. Эти особенности Ф.К. в Зауралье дают основание видеть в ее носителях людей, выполнявших особые соц. и скорее всего культовые функции. Проблема происхождения Ф.К. дискуссионна. Существует мнение как о генетической преемственности алакульских и федоровских древностей, так и об их генетической обособленности. Нет единства и по вопросу этнической атрибуции носителей Ф.К.; иссл. высказаны гипотезы об их угорской (В.Н.Чернецов, М.Ф.Косарев, Т.М.Потемкина) и индоиранской (Е.Е.Кузьмина) принадлежности. Лит.: Сальников К.В. Очерки древней истории Южного Урала. М., 1967; Косарев М.Ф. Бронзовый век Западной Сибири. М., 1981; Потемкина Т.М. Бронзовый век лесостепного Притоболья. М., 1985; Зданович Г.Б. Бронзовый век Урало-Казахстанских степей. Свердловск, 1988; Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? М., 1994. Корочкова О.Н.