сторонники течения в беспоповщине (старообрядчестве), основанного в конце XVII в. Феодосием Васильевым. Социальную базу федосеевского толка составили народные низы, в основном беглые крестьяне, отсюда непримиримое отношение к самодержавию и православной церкви, строгий аскетизм. Однако в 20—30-е гг. XIX в. в связи с социальным расслоением внутри общин федосеевский толк распадается на ряд согласий: часть верующих переходит в поморский толк и в единоверие. Духовным центром Ф. длительное время была община, основанная в 1771 г. в Москве на Преображенском кладбище.
ФЕДОСЕЕВЦЫ
ФЕДОСЕЕВЦЫ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ФЕДОСЕЕВЦЫ
феодосиевцы, - религ.-оппозиц. течение в России, один из толков беспоповщины в расколе, возникший в кон. 17 - нач. 18 вв. на С.-З. Европ. России среди старообрядцев - крестьян и посадских. Основателем первой общины Ф. был быв. дьякон д. Крестецкий Ям (ок. Новгорода) Феодосий Васильев ( 1661-1711), из рода бояр Урусовых. Появление Ф. было выражением недовольства части старообрядцев политикой руководящих кругов беспоповщины (поморцы), к-рые приняли моление за царя, отошли от строгих правил старообрядчества. В 1706 Ф. прекратили все отношения с поморцами. Первоначально Ф. отличались непримиримостью к крепостнич. гос-ву и проповедью строгого аскетизма. Они отвергали моление за царя и брак, считая, что наступило "царство антихриста" и продолжение рода человеческого преступно. Деятельность Ф. была своеобразным выражением недовольства крестьян и горожан феод. системой. Во 2-й пол. 18 в. Ф. становятся самым влиятельным и экономически сильным направлением в беспоповщине, отражавшим настроение выходцев из деревни, вовлеченных в процесс капиталистич. развития; центр с 1771 - община Преображенского кладбища в Москве. Основателем общины и ее первым наставником был И. А. Ковылин (1731-1809), промышленник и торговец из крестьян. Община принимала и беглых крепостных, особенно женщин. Ее руководители иногда выкупали крестьян, принявших учение Ф. Большинство членов общины работало на хл.-бум. мануфактурах и в мастерских в Лефортово и жило при них. В 1-й пол. 19 в. руководящее положение среди Ф. занимали крупные предприниматели (E. P. Гучков, Зимины и др.), воспитывавшие своих приверженцев в духе политич. пассивности и враждебности к революц. борьбе. Элементы социального протеста в учении Ф. утрачиваются. В 1848 Ф. признали моление за царя. Социальная дифференциация в среде Ф. привела к выделению самостоятельных орг-ций (рижские и польские Ф. - "новожены", к-рые признавали брак; "согласия" - аристовцы и кондратьевцы, требовавшие соблюдения аскетизма). Крупные капиталисты - Ф., тяготившиеся безбрачием, переходили в поморские общины, признававшие брак, а нек-рые - в единоверие. Во 2-й пол. 19 в. Ф. перестают играть руководящую роль в беспоповщине и превращаются в узкую замкнутую орг-цию. Небольшие группы Ф. существуют в СССР (главным образом в центр, обл. РСФСР и в прибалтийских республиках). В современных условиях Ф. все более отказываются от религиозной нетерпимости, аскетизма, консерватизма в быту. Лит.: Попов Н. И., Сб. для истории старообрядчества, т. 1, в. 2, М., 1864; его же, Мат-лы для истории беспоповских согласий в Москве, феодосиевцев Преображенского кладбища и поморского монинского согласия, М., 1870; Из истории Преображенского кладбища, М., 1862; Быковский И. К., Преображенский приход старообрядцев-феодосиевцев старопоморского благочестия в Москве, 2 изд., М., 1907; Рындзюнский П. Г., Старообрядческая орг-ция в условиях развития пром. капитализма, ВИРА, (т. 1), М., 1950; Миловидов В. Ф., Старообрядчество в прошлом и настоящем, М., 1969; Заварина A., Из истории поселения старообрядцев в Латгалии, в сб.: Атеизм и религия, Рига, 1969; Подмазов A., Современное старообрядчество в Латвии, там же; Карцов В. Г., Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России, ч. 2, Калинин, 1971. См. также лит. при статьях Беспоповщина и Раскол. А. В. Вершинская. Ленинград.