ФЕДОТОВА Гликерия Николаевна

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ФЕДОТОВА Гликерия Николаевна
10/22.05.1846 - 27.02.1925), русская актриса, педагог. Одна из крупнейших представительниц сценической школы Малого театра (в труппе с 1862), ученица М.С. Щепкина.
Обладала ярким темпераментом, замечательным актерским мастерством, широким творческим диапазоном, что позволяло ей с одинаковым успехом исполнять трагические, комедийные и бытовые роли.
Лучшие образы создала в пьесах Шекспира (леди Макбет, Клеопатра, Катарина, Беатриче), Шиллера (Елизавета в "Марии Стюарт"), А.Н. Островского (Катерина в "Грозе", Лариса в "Бесприданнице" и т.д.).
Специально для Федотовой Островский написал роли Снегурочки и Василисы Мелентьевой в одноименных пьесах.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Федотова Гликерия Николаевна

Федотова (Гликерия Николаевна) - артистка московского императорского театра. Родилась в Орле, в 1846 г.; воспитывалась в московском театральном училище, куда она поступила под фамилией Позняковой; сперва училась балетным танцам и участвовала в балете, но вскоре вполне отдалась драме, под руководством И.В. Самарина . 16 лет она с выдающимся успехом дебютировала на сцене московского Малого театра в комедии Боборыкина "Ребенок" (1862), и была принята в труппу. Через год вышла замуж за артиста той же труппы, Федотова . К ней перешла большая часть первых драматических ролей и она сразу стала одной из первых артисток труппы и любимицей публики. Труппа московского Малого театра еще хранила традиции, унаследованные от таких директоров как Кокошкин и Загоскин , от такого актера как Щепкин : Федотова еще и его самого застала в живых. Труппа насчитывала много артистов не только высокодаровитых, но и серьезно относившихся в своему делу. Среди них крепло и совершенствовалось дарование Федотовой. Репертуар того времени также был для нее благоприятен; остатки прошлого соединялись в нем с правдивыми проявлениями новизны. Время мелодрамы, романтической драмы и водевиля, процветавших в первой половине XIX века, только что миновало, оставив артистке несколько выдающихся классических ролей европейской литературы (в "Гамлете", "Лире", "Разбойниках", "Свадьбе Фигаро" и др.). Наступило время новое: вслед за Гоголем и Грибоедовым выступили Островский и его последователи, вносившие на сцену жизненную правду, освобождавшие художество от всякой ходульности. Роли прежнего времени (даже худшие из них) давали Федотовой сценическую школу и заботливую кабинетную разработку, роли нового времени - правдивый материал, взятый прямо из повседневной жизни, который она могла разрабатывать по личным наблюдениям во всех деталях. Такое счастливое сочетание обстоятельств, при таланте артистки и ее горячей любви к своему призванию, дало ее творчеству замечательное разнообразие. В первое десятилетие Федотова несла на себе весь репертуар первых молодых женских ролей; редкая пьеса обходилась без ее участия. Ей принадлежит почин исполнения в пьесах Островского ("Гроза", "На бойком месте", "Василиса Мелентьева", "Горячее сердце", "Лес", "Бесприданница", "Без вины виноватые"), А. Потехина ("Мишура", "Шуба овечья", "Виноватая"), Писемского ("Ваал"), Николая Потехина ("Мертвая петля", "Нищие духом"), Аверкиева ("Каширская старина"), Антропова ("Блуждающие огни"), Крылова ("В осадном положении", "Змей Горыныч", "В духе времени"), Шпажинского ("Майорша", "Чародейка"), Суворина и Буренина ("Медея") и многие другие. Репертуар ролей в пьесах современных ей писателей не помешал Федотовой продолжать разработку и классических ролей (Леди Мильфорт, королева Елизавета, Клеопатра), менявшиеся сообразно с годами артистки и ее сценической опытностью. Особенность исполнения Федотовой заключается в необыкновенно тщательной отделке малейших деталей роли, что, при замечательной добросовестности к работе, иногда даже вредило ее творчеству, но иногда доводило его и до виртуозности поразительной ("Укрощение строптивой", "Много шуму из ничего" и пр.). Эти свойства игры Ф. делают ее по преимуществу замечательной актрисой в комедиях, в которых иногда она не имеет соперниц. Многочисленные поездки артистки на гастроли в Петербург и во все большие города России упрочили ее известность и вне ставшего ей родным города Москвы.

Источник: Биографический словарь. 2008

Федотова, Гликерия Николаевна

— артистка московского императорского театра. Родилась в Орле, в 1846 г.; воспитывалась в московском театральном училище, куда она поступила под фамилией Позняковой; сперва училась балетным танцам и участвовала в балете, но вскоре вполне отдалась драме, под руководством И. В. Самарина. 16 лет она с выдающимся успехом дебютировала на сцене московского Малого театра в ком. Боборыкина "Ребенок" (1862), и была принята в труппу. Через год вышла замуж за артиста той же труппы, Федотова. К ней перешла большая часть первых драматических ролей и она сразу стала одной из первых артисток труппы и любимицей публики. Труппа московского Малого театра еще хранила традиции, унаследованные от таких директоров как Какошкин и Загоскин, от такого актера как Щепкин: Ф. еще и его самого застала в живых. Труппа насчитывала много артистов не только высокодаровитых, но и серьезно относившихся к своему делу. Среди них крепло и совершенствовалось дарование Ф. Репертуар того времени также был для нее благоприятен; остатки прошлого соединялись в нем с правдивыми проявлениями новизны. Время мелодрамы, романтической драмы и водевиля, процветавших в первой половине XIX в., только что миновало, оставив артистке несколько выдающихся классических ролей европейской литературы (в "Гамлете", "Лире", "Разбойниках", "Свадьбе Фигаро" и др.). Наступило время новое: вслед за Гоголем и Грибоедовым выступили Островский и его последователи, вносившие на сцену жизненную правду, освобождавшие художество от всякой ходульности. Роли прежнего времени (даже худшие из них) давали Ф. сценическую школу и заботливую кабинетную разработку, роли нового времени — правдивый материал, взятый прямо из повседневной жизни, который она могла разрабатывать по личным наблюдениям во всех деталях. Такое счастливое сочетание обстоятельств, при таланте артистки и ее горячей любви к своему призванию, дало ее творчеству замечательное разнообразие. В первое десятилетие Ф. несла на себе весь репертуар первых молодых женских ролей; редкая пьеса обходилась без ее участия. Ей принадлежит почин исполнения в пьесах Островского ("Гроза", "На бойком месте", "Василиса Мелентьева", "Горячее сердце", "Лес", "Бесприданница", "Без вины виноватые"), А. Потехина ("Мишура", "Шуба овечья", "Виноватая"), Писемского ("Ваал"), Ник. Потехина ("Мертвая петля", "Нищие духом"), Аверкиева ("Каширская старина"), Антропова ("Блуждающие огни"), Крылова ("В осадном положении", "Змей Горыныч", "В духе времени"), Шпажинского ("Майорша", "Чародейка"), Суворина и Буренина ("Медея") и мн. др. Репертуар ролей в пьесах современных ей писателей не помешал Ф. продолжать разработку и классических ролей (Леди Милфорт, королева Елизавета, Клеопатра), менявшихся сообразно с годами артистки и ее сценической опытностью. Особенность исполнения Ф. заключается в необыкновенно тщательной отделке малейших деталей роли, что, при замечательной добросовестности к работе, иногда даже вредило ее творчеству, но иногда доводило его и до виртуозности поразительной ("Укрощение строптивой", "Много шуму из ничего" и др.). Эти свойства игры Ф. делают ее по преимуществу замечательной актрисой в комедиях, в которых иногда она не имеет соперниц. Многочисленные поездки артистки на гастроли в Петербург и во все большие города России упрочили ее известность и вне ставшего ей родным города Москвы.


{Брокгауз}






Федотова, Гликерия Николаевна


Род. 1846, ум. 1925. Актриса, педагог. В 1863—1905 гг. ведущая актриса Малого театра. Играла роли русского и зарубежного классического репертуара. Среди ролей — Катерина ("Гроза"), Беатриче ("Много шума из ничего"), Катарина ("Укрощение строптивой") и др. Герой Социалистического Труда (1924). Народная артистка РСФСР (1924).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008