ФЕЙЕРБАХ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Фейербах
Ансельм (нем. Feuerbach) (1829–1880), нем. живописец. Во время пребывания в Париже познакомился с историч. живописью Т. Кутюра («Римляне времен упадка»), которая произвела на него огромное впечатление. В 1856 — 1873 и с 1876 до конца жизни находился в Италии. В монументальном стиле и декоративных композициях Ф. стремился воплотить сюжеты античной тематики. Его картины (например, «Медея», Нюрнберг; «Битва амазонок», Мюнхен; «Ифигения», Дармштадт; «Трапеза у Платона», Карлсруэ и Берлин) связаны с Ренессансом, они оказали определ. влияние на представления об античности на рубеже 19–20 вв.

Источник: Словарь античности. 1989

ФЕЙЕРБАХ
Feuerbach), Людвиг Андреас (28.VII.1804 - 13.IX.1872) - нем. философ-материалист, один из непосредственных предшественников марксизма. Род. в г. Ландсхут (Бавария) в семье криминалиста А. Фейербаха. В 1823-28 учился в Гейдельбергском и Берлинском ун-тах. В Берлине слушал лекции Гегеля и стал его последователем, хотя и расходился с ним в отношении к религии. Написал в духе гегелевского идеализма дисс. "О едином, всеобщем и бесконечном разуме". С 1828 преподавал философию в Эрлангенском ун-те. За публикацию в 1830 соч. "Мысли о смерти и бессмертии" ("Gedanken ?ber Tod und Unsterblichkeit"), направленного против веры в бессмертие души, был лишен права преподавания. В 1833-38 выпустил соч. в трех томах по истории новой философии от Бэкона до Спинозы, Лейбница и Бейля. После женитьбы (в 1836) в течение многих лет почти безвыездно жил в дер. Брукберг (Тюрингия). Наряду с Д. Штраусом и Б. Бауэром явился родоначальником младогегельянства. В 1839 в работе "К критике философии Гегеля" ("Zur Kritik der Hegeischen Philosophie") P. окончательно порывает со спекулятивной, идеалистич. философией и переходит на позиции материализма. В 1841 выходит его гл. произв. "Сущность христианства" ("Das Wesen des Christentums"), в 1842 - "Предварительные тезисы к реформе философии" ("Vorl?ufige Thesen zur Reform der Philosophie"), в 1843 - "Основные положения философии будущего" ("Grunds?tze der Philosophie der Zukunft"), а в 1845 - "Сущность религии" ("Das Wesen der Religion"), в к-рых он обосновывает свои материалистич. и атеистич. взгляды. Работы Ф. этих лет оказали значит. влияние на К. Маркса и Ф. Энгельса, содействовали их переходу от идеализма к материализму, явились в известной мере посредствующим звеном между гегелевской философией и диалектич. материализмом. Историч. заслуга Ф. состоит в том, что он возродил в Германии и углубил материализм и атеизм франц. материалистов 18 в. Он дал материалистич. решение осн. вопроса философии: "действительное отношение мышления к бытию таково: бытие - субъект, мышление - предикат. Мышление исходит из бытия, а не бытие из мышления" (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955, с. 128). Но основоположники науч. коммунизма критиковали материализм Ф. за его метафизичность, созерцательность, антро- пологизм и непоследовательность. В понимании истории Ф. оставался идеалистом. "Поскольку Фейербах материалист, история лежит вне его поля зрения; поскольку же он рассматривает историю - он вовсе не материалист. Материализм и история у него полностью оторваны друг от друга..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 44). Ф. приветствовал революцию 1848-49, хотя по существу не понял ее. В 1870 он вступил в с.-д. партию. Ф. умер в Рехенберге (близ Нюрнберга), где жил с 1860; похоронен в Нюрнберге.

Соч.: S?mtliche Werke, Bd 1 - 10, Lpz., 1846-66; S?mtliche Werke, Bd 1 - 10, Stuttg., 1903-11; Gesammelte Werke, hrsg. von W. Schuffenhauer, Bd 1 -, В., 1967-; Feuerbach in seinem Briefwechsel und Nachla?. Dargestellt von K. Gr?n, Bd 1-2, Lpz.-Hdlb., 1874; Ausgew?hlte Briefe von und an L. Feuerbach, hrsg. von W. Bolin, Bd 1-2, Lpz., 1904; Brietwechsel, Lpz., 1963; в рус. пер. - Избранные философские произведения, т. 1-2, М., 1955; История философии, собр. произв., т. 1-3, М., 1967.

Лит.: Маркс К., (Письма) Л. Фейербаху, 3 окт. 1843 и 11 авг. 1844, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27; его ж е, (Письмо) Л. Фейербаху, 20 окт. 1843, Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 257-58; его же, Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, М., 1956; его же, (О Фейербахе), там же; Энгельс Ф., Фейербах, там же; Маркс К. и Энгельс Ф., Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений, М., 1966; Энгельс Ф., (Письмо) К. Марксу, 18 окт. 1846, Марко К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 53-57; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18 (см. Указат. имен); его же, (Конспект книги Фейербаха "Лекции о сущности религии"), там же, т. 29; его же, (Конспект книги Фейербаха. "Изложение, анализ и критика философии Лейбница"), там же; История философии, т. 3, М., 1943, гл. 7; История философии, т. 2, М., 1957, гл. 2; Быховский Б. Э., Л. Фейербах, М., 1967; Rawidowicz S., L. Feuerbachs Philosophie, В., 1931; Arvon H., L. Feuerbach..., P., 1964; Schuffenhauer W., Feuerbach und der Junge Marx, В., 1965.

Г. А. Багатурия. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Фейербах
, Ансельм (Feuerbach, Anselm) 1829, Шпейер — 1880, Венеция. Немецкий живописец. Племянник философа Л. Фейербаха. С 1836 занимался в Университете Фрейбурга. В 1845—1848 учился в дюссельдорфской Академии художеств у Шадова, К. Ф. Зона, Ширмера, в 1848—1850 — у К. Раля в мюнхенской Академии художеств, где увлекся исторической живописью. В 1850 некоторое время посещал Академию художеств Антверпена. С 1851 по 1854 занимался в ателье Кутюра в Париже, испытал его влияние, интересовался живописью Курбе. С 1855 по 1873 жил в основном в Италии. Сначала работал в Риме, где имел мастерскую, посетил Падую, Венецию, Флоренцию, Болонью. С 1873 по 1876 преподавал в венской Академии художеств, как профессор живописи руководил классом исторической живописи. Посетил Карлсруэ. С 1876 постоянно жил в Венеции. Начинал как портретист (Мужской портрет, 1851, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), часто писал автопортреты (1851—1852, Карлсруэ, Кунстхалле; Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), придавая образам внешнюю театральность поз и аксессуаров. В 1852, следуя традиции романтиков, обратился к восточным темам, создав серию полотен к Дивану И. В. Гете (Хафиз в парижском кабачке, Мангейм, Кунстхалле; Хафиз у фонтана, Мюнхен, галерея Шака). В этих работах 1850-х проявился интерес к разработке колорита под влиянием живописи Делакруа и Курбе. В созданных в Италии картинах Горный ручей (1865, Винтертур, собрание О. Рейнхардта) и Водопад (1856, Мангейм, Кунстхалле) пейзажные мотивы выглядят несколько искусственно и декоративно, что свидетельствует о влиянии манеры Т. Кутюра. Гораздо более самостоятелен пейзаж Вид порта Анцио (1866, Карлсруэ, Кунстхалле), в котором заметно овладение приемами пленэрной живописи. Познакомившись в Италии с произведениями мастеров Возрождения, художник нередко вдохновлялся их полотнами, заимствуя и как бы перефразируя понравившиеся ему детали. Форму поэтической имитации итальянских образцов обретают исполненная в Риме картина Пьета (1863, Мюнхен, галерея Шака), написанные по венецианским и римским впечатлениям Семейная сцена (1866, Мюнхен, галерея Шака) и Поэзия музыки (1856, Карлсруэ, Кунстхалле). Подобные отсылки к наследию великих мастеров прошлого найдут затем развитие в приемах символистов. Многие произведения Фейербаха отмечены влиянием академической и салонной живописи середины века. В полотне Пир Платона (1868—1869, Карлсруэ, Кунстхалле) популярный для времени сюжет из античной истории трактован как бытовая сцена. Статике фигур и искусственности антуража античной виллы вторят здесь сухость композиции и отвлеченность колорита. Под влиянием идеальных портретных образов назарейцев исполнены картины Портрет Нанны Ризи (1861, Штутгарт, Музей земли Вюртемберг; 1864—1865, Карлсруэ, Кунстхалле) и Играющая на мандолине (1865, Эссен, частное собрание). В отличие от работ последних приближение образа известной римской натурщицы Нанны Ризи к некоему собирательному возвышенному идеалу отвечает вкусам салонной живописи с присущей ей натуралистичностью и внешней красивостью. В живописи Фейербаха 1870—1880-х с особой силой проявился поиск возвышенного художественного идеала, связанный с общими тенденциями немецкого искусства последней трети XIX в. — т. н. эпохи Грюндерства. Художник апеллирует к искусству романтиков, в часто варьируемых картинах с образами Данте (Данте и равеннские дамы, 1858, Карлсруэ, Кунстхалле; Смерть Данте, 1858, Шпеер, Картинная галерея), Медеи (Медея, 1870, Мюнхен, Новая пинакотека), Ифигении (Ифигения, 1870, Винтертур, собрание О. Рейнхардта; 1871, Дармштадт, Музей земли Гессен) воплощается тема судьбы, жертвенности, человеческих переживаний. Исполненные в холодной колористической гамме, приближенные к бытовой живописи сцены не лишены театрального пафоса, присущего салонной живописи на романтический сюжет. В позднем полотне художника Поле блаженства (1877, Винтертур, собрание О. Рейнхардта) с изображением Аполлона в окружении муз мифологический сюжет призван создать некую иллюзию романтического мира мечты о прекрасном золотом веке, получившей развитие в живописи символистов. Но сцена лишена поэзии и тонкой живописности решения, присущих произведениям Г. фон Маре, отвечая, скорее, салонным вкусам века. В написанных для Национального музея Нюрнберга в 1878 фресках Кайзер Людвиг дарует привилегии Нюрнбергской галерее и Кайзер Максимилиан II в Нюрнберге, росписи плафона зала Академии художеств в Вене (Падение титанов, 1874—1879), трактованные в манере академической живописи исторические и мифологические сцены выглядят статично и велеречиво. Будучи тесно связанным с живописью немецких романтиков, искусство Фейербаха вместе с тем во многом предваряло направление поисков художников-символистов.
Лит.: Zimmermann W. Anselm Feuerbach. Gemalde und Zeichnungen aus Staatlischen Kunsthalle, Karlsruhe / Hrsg. von J. Lauts. Karlsruhe, 1961; Strubel J. Anselm Feuerbach. Milano, 1968; Anselm Feuerbach. 1829—1880. Gemalde und Zeichnungen. Munchen; Berlin, 1976.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Ф. М. Достоевский и Л. Фейербах: об одном из возможных источников диалогизма Достоевского

Казаков Алексей Аширович
Рассматривается вопрос о возможном влиянии философии Л. Фейербаха на творческие поиски Ф.М. Достоевского.
Читать PDF
0.00 байт

«Фейербах» из «Немецкой идеологии. . . » К. Маркса и Ф. Энгельса сквозь призму современности (анализ

Павловский В. В.
В статье исследуется один фрагмент из отдела «Фейербах...» книги К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология.», в котором изложена исходная целостная система диалектико-материалистической трактовки общества.
Читать PDF
0.00 байт

Фейербах, Штирнер, Маркс: рождение научно-философского подхода к диалектике религии и атеизма

Исаков А.А.
В статье рассматривается вопрос о взаимоотношении религии и атеизма. Обращаясь к наследию Фейербаха, Штирнера и Маркса, автор показывает определенную диалектику в решении этого вопроса.
Читать PDF
0.00 байт

Л. А. Фейербах: антропологизм, атеизм и философия религии

Пивоваров Д.В.
Описывается философское учение великого немецкого мыслителя Людвига Фейерба-ха о человеке, безбожии и религии. Вначале кратко изложены биография и изречения немецкого атеиста. Затем анализируется его антропологический материализм.
Читать PDF
0.00 байт

Нравственность и свобода воли (Кант - Шопенгауэр - Фейербах)

Прокофьев Андрей Вячеславович
Читать PDF
0.00 байт

Людвиг Фейербах в России: социальный философ или "вдохновенный проповедник гуманизма"?

Роцинский Станислав Борисович
Рассматривается восприятие идей Л.Фейербаха в России и их интерпретации представителями различных мировоззренческих ориентаций. Главное внимание уделено истолкованию учения немецкого мыслителя религиозным философом П.Д. Юркевичем.
Читать PDF
0.00 байт

К 200-летию со дня рождения Людвига Фейербаха (1804-1872). Фейербах: антропологическая диалектика

Любутин К.Н.
Читать PDF
0.00 байт

Перечитывая Фейербаха философия свободомыслия (к 200-летию со дня рождения Людвига Фейербаха). - М.

Трофимова З. П.
In the review of the collection «Philosophy of Freedom (200 years since the birth of Ludwig Feuerbach)» (Moscow, 2004) the author gives her opinion on both the contents of the collection in general and the contents of articles of
Читать PDF
0.00 байт

Одиннадцатый тезис Маркса о Фейербахе: новая наука или новая прагматика философии?

Семенков Вадим Евгеньевич
Знаменитый 11-й тезис Маркса о Фейербахе тезис принципиально двузначный. Двузначность этого тезиса обусловлена тем, что Маркс одновременно позиционирует себя и как философ, и как политик.
Читать PDF
0.00 байт

Философские идеи общения в антропологическом материализме Л. Фейербаха

Горбунова Л. И.
В статье дан анализ проблематики социального общения в философии Л. Фейербаха в дискурсе формирования философской теории общения в немецкой классической философии. Исследуется наследие Л.
Читать PDF
0.00 байт

Философия пола Л. Фейербаха

Митина Н. Г.
Философия пола Л. Фейербаха строится на переплетении телесного и религиозного аспектов.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема отчуждения: критика религии в философии Л. Фейербаха

Любутин К. Н.
Читать PDF
0.00 байт

2006. 03. 025-027. Философия свободомыслия: к 200-летию со дня рождения Людвига Фейербаха. (сводный

Летов О. В.
Читать PDF
0.00 байт

Антропологическая концепция генезиса свободы: от Спинозы к Фейербаху

Козырьков В. П.
Анализируется становление антропологической концепции свободы, которая была разработана Л. Фейербахом. Рассматриваются идейные предпосылки этой концепции, разработанные Б. Спинозой.
Читать PDF
0.00 байт

Основополагающие ценности философии Людвига Фейербаха

Южанинова Екатерина Рафаэлевна
В статье рассматривается аксиологическая составляющая творчества мыслителя XIX в. Л.

Похожие термины:

  • Фейербаха площадь в Харькове

    расположена в восточной, ЗаХарьк. части города, на прилежащей к Московскому просп. участке. Еще в ХVІІІ ст. это была окраина Х-ва, после которой начиналась Немышлянская слобода. Площадь называлась В