ФЕЙЕРБАХ
Фейербах
Ансельм (нем. Feuerbach) (1829–1880), нем. живописец. Во время пребывания в Париже познакомился с историч. живописью Т. Кутюра («Римляне времен упадка»), которая произвела на него огромное впечатление. В 1856 — 1873 и с 1876 до конца жизни находился в Италии. В монументальном стиле и декоративных композициях Ф. стремился воплотить сюжеты античной тематики. Его картины (например, «Медея», Нюрнберг; «Битва амазонок», Мюнхен; «Ифигения», Дармштадт; «Трапеза у Платона», Карлсруэ и Берлин) связаны с Ренессансом, они оказали определ. влияние на представления об античности на рубеже 19–20 вв.
Источник: Словарь античности. 1989
ФЕЙЕРБАХ
Feuerbach), Людвиг Андреас (28.VII.1804 - 13.IX.1872) - нем. философ-материалист, один из непосредственных предшественников марксизма. Род. в г. Ландсхут (Бавария) в семье криминалиста А. Фейербаха. В 1823-28 учился в Гейдельбергском и Берлинском ун-тах. В Берлине слушал лекции Гегеля и стал его последователем, хотя и расходился с ним в отношении к религии. Написал в духе гегелевского идеализма дисс. "О едином, всеобщем и бесконечном разуме". С 1828 преподавал философию в Эрлангенском ун-те. За публикацию в 1830 соч. "Мысли о смерти и бессмертии" ("Gedanken ?ber Tod und Unsterblichkeit"), направленного против веры в бессмертие души, был лишен права преподавания. В 1833-38 выпустил соч. в трех томах по истории новой философии от Бэкона до Спинозы, Лейбница и Бейля. После женитьбы (в 1836) в течение многих лет почти безвыездно жил в дер. Брукберг (Тюрингия). Наряду с Д. Штраусом и Б. Бауэром явился родоначальником младогегельянства. В 1839 в работе "К критике философии Гегеля" ("Zur Kritik der Hegeischen Philosophie") P. окончательно порывает со спекулятивной, идеалистич. философией и переходит на позиции материализма. В 1841 выходит его гл. произв. "Сущность христианства" ("Das Wesen des Christentums"), в 1842 - "Предварительные тезисы к реформе философии" ("Vorl?ufige Thesen zur Reform der Philosophie"), в 1843 - "Основные положения философии будущего" ("Grunds?tze der Philosophie der Zukunft"), а в 1845 - "Сущность религии" ("Das Wesen der Religion"), в к-рых он обосновывает свои материалистич. и атеистич. взгляды. Работы Ф. этих лет оказали значит. влияние на К. Маркса и Ф. Энгельса, содействовали их переходу от идеализма к материализму, явились в известной мере посредствующим звеном между гегелевской философией и диалектич. материализмом. Историч. заслуга Ф. состоит в том, что он возродил в Германии и углубил материализм и атеизм франц. материалистов 18 в. Он дал материалистич. решение осн. вопроса философии: "действительное отношение мышления к бытию таково: бытие - субъект, мышление - предикат. Мышление исходит из бытия, а не бытие из мышления" (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955, с. 128). Но основоположники науч. коммунизма критиковали материализм Ф. за его метафизичность, созерцательность, антро- пологизм и непоследовательность. В понимании истории Ф. оставался идеалистом. "Поскольку Фейербах материалист, история лежит вне его поля зрения; поскольку же он рассматривает историю - он вовсе не материалист. Материализм и история у него полностью оторваны друг от друга..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 44). Ф. приветствовал революцию 1848-49, хотя по существу не понял ее. В 1870 он вступил в с.-д. партию. Ф. умер в Рехенберге (близ Нюрнберга), где жил с 1860; похоронен в Нюрнберге. Соч.: S?mtliche Werke, Bd 1 - 10, Lpz., 1846-66; S?mtliche Werke, Bd 1 - 10, Stuttg., 1903-11; Gesammelte Werke, hrsg. von W. Schuffenhauer, Bd 1 -, В., 1967-; Feuerbach in seinem Briefwechsel und Nachla?. Dargestellt von K. Gr?n, Bd 1-2, Lpz.-Hdlb., 1874; Ausgew?hlte Briefe von und an L. Feuerbach, hrsg. von W. Bolin, Bd 1-2, Lpz., 1904; Brietwechsel, Lpz., 1963; в рус. пер. - Избранные философские произведения, т. 1-2, М., 1955; История философии, собр. произв., т. 1-3, М., 1967. Лит.: Маркс К., (Письма) Л. Фейербаху, 3 окт. 1843 и 11 авг. 1844, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27; его ж е, (Письмо) Л. Фейербаху, 20 окт. 1843, Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 257-58; его же, Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, М., 1956; его же, (О Фейербахе), там же; Энгельс Ф., Фейербах, там же; Маркс К. и Энгельс Ф., Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений, М., 1966; Энгельс Ф., (Письмо) К. Марксу, 18 окт. 1846, Марко К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 53-57; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18 (см. Указат. имен); его же, (Конспект книги Фейербаха "Лекции о сущности религии"), там же, т. 29; его же, (Конспект книги Фейербаха. "Изложение, анализ и критика философии Лейбница"), там же; История философии, т. 3, М., 1943, гл. 7; История философии, т. 2, М., 1957, гл. 2; Быховский Б. Э., Л. Фейербах, М., 1967; Rawidowicz S., L. Feuerbachs Philosophie, В., 1931; Arvon H., L. Feuerbach..., P., 1964; Schuffenhauer W., Feuerbach und der Junge Marx, В., 1965. Г. А. Багатурия. Москва.
Фейербах
, Ансельм (Feuerbach, Anselm) 1829, Шпейер — 1880, Венеция. Немецкий живописец. Племянник философа Л. Фейербаха. С 1836 занимался в Университете Фрейбурга. В 1845—1848 учился в дюссельдорфской Академии художеств у Шадова, К. Ф. Зона, Ширмера, в 1848—1850 — у К. Раля в мюнхенской Академии художеств, где увлекся исторической живописью. В 1850 некоторое время посещал Академию художеств Антверпена. С 1851 по 1854 занимался в ателье Кутюра в Париже, испытал его влияние, интересовался живописью Курбе. С 1855 по 1873 жил в основном в Италии. Сначала работал в Риме, где имел мастерскую, посетил Падую, Венецию, Флоренцию, Болонью. С 1873 по 1876 преподавал в венской Академии художеств, как профессор живописи руководил классом исторической живописи. Посетил Карлсруэ. С 1876 постоянно жил в Венеции. Начинал как портретист (Мужской портрет, 1851, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), часто писал автопортреты (1851—1852, Карлсруэ, Кунстхалле; Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), придавая образам внешнюю театральность поз и аксессуаров. В 1852, следуя традиции романтиков, обратился к восточным темам, создав серию полотен к Дивану И. В. Гете (Хафиз в парижском кабачке, Мангейм, Кунстхалле; Хафиз у фонтана, Мюнхен, галерея Шака). В этих работах 1850-х проявился интерес к разработке колорита под влиянием живописи Делакруа и Курбе. В созданных в Италии картинах Горный ручей (1865, Винтертур, собрание О. Рейнхардта) и Водопад (1856, Мангейм, Кунстхалле) пейзажные мотивы выглядят несколько искусственно и декоративно, что свидетельствует о влиянии манеры Т. Кутюра. Гораздо более самостоятелен пейзаж Вид порта Анцио (1866, Карлсруэ, Кунстхалле), в котором заметно овладение приемами пленэрной живописи. Познакомившись в Италии с произведениями мастеров Возрождения, художник нередко вдохновлялся их полотнами, заимствуя и как бы перефразируя понравившиеся ему детали. Форму поэтической имитации итальянских образцов обретают исполненная в Риме картина Пьета (1863, Мюнхен, галерея Шака), написанные по венецианским и римским впечатлениям Семейная сцена (1866, Мюнхен, галерея Шака) и Поэзия музыки (1856, Карлсруэ, Кунстхалле). Подобные отсылки к наследию великих мастеров прошлого найдут затем развитие в приемах символистов. Многие произведения Фейербаха отмечены влиянием академической и салонной живописи середины века. В полотне Пир Платона (1868—1869, Карлсруэ, Кунстхалле) популярный для времени сюжет из античной истории трактован как бытовая сцена. Статике фигур и искусственности антуража античной виллы вторят здесь сухость композиции и отвлеченность колорита. Под влиянием идеальных портретных образов назарейцев исполнены картины Портрет Нанны Ризи (1861, Штутгарт, Музей земли Вюртемберг; 1864—1865, Карлсруэ, Кунстхалле) и Играющая на мандолине (1865, Эссен, частное собрание). В отличие от работ последних приближение образа известной римской натурщицы Нанны Ризи к некоему собирательному возвышенному идеалу отвечает вкусам салонной живописи с присущей ей натуралистичностью и внешней красивостью. В живописи Фейербаха 1870—1880-х с особой силой проявился поиск возвышенного художественного идеала, связанный с общими тенденциями немецкого искусства последней трети XIX в. — т. н. эпохи Грюндерства. Художник апеллирует к искусству романтиков, в часто варьируемых картинах с образами Данте (Данте и равеннские дамы, 1858, Карлсруэ, Кунстхалле; Смерть Данте, 1858, Шпеер, Картинная галерея), Медеи (Медея, 1870, Мюнхен, Новая пинакотека), Ифигении (Ифигения, 1870, Винтертур, собрание О. Рейнхардта; 1871, Дармштадт, Музей земли Гессен) воплощается тема судьбы, жертвенности, человеческих переживаний. Исполненные в холодной колористической гамме, приближенные к бытовой живописи сцены не лишены театрального пафоса, присущего салонной живописи на романтический сюжет. В позднем полотне художника Поле блаженства (1877, Винтертур, собрание О. Рейнхардта) с изображением Аполлона в окружении муз мифологический сюжет призван создать некую иллюзию романтического мира мечты о прекрасном золотом веке, получившей развитие в живописи символистов. Но сцена лишена поэзии и тонкой живописности решения, присущих произведениям Г. фон Маре, отвечая, скорее, салонным вкусам века. В написанных для Национального музея Нюрнберга в 1878 фресках Кайзер Людвиг дарует привилегии Нюрнбергской галерее и Кайзер Максимилиан II в Нюрнберге, росписи плафона зала Академии художеств в Вене (Падение титанов, 1874—1879), трактованные в манере академической живописи исторические и мифологические сцены выглядят статично и велеречиво. Будучи тесно связанным с живописью немецких романтиков, искусство Фейербаха вместе с тем во многом предваряло направление поисков художников-символистов.
Лит.: Zimmermann W. Anselm Feuerbach. Gemalde und Zeichnungen aus Staatlischen Kunsthalle, Karlsruhe / Hrsg. von J. Lauts. Karlsruhe, 1961; Strubel J. Anselm Feuerbach. Milano, 1968; Anselm Feuerbach. 1829—1880. Gemalde und Zeichnungen. Munchen; Berlin, 1976.
Е. Федотова
Лит.: Zimmermann W. Anselm Feuerbach. Gemalde und Zeichnungen aus Staatlischen Kunsthalle, Karlsruhe / Hrsg. von J. Lauts. Karlsruhe, 1961; Strubel J. Anselm Feuerbach. Milano, 1968; Anselm Feuerbach. 1829—1880. Gemalde und Zeichnungen. Munchen; Berlin, 1976.
Е. Федотова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006