составленные Л. проекты их оформления и Надписей к ним. Ф.и И. использовал Петр I для придания большей торжественности празднованию побед русского оружия. Эту традицию подхватила после своего восшествия на престол императрица Елизавета, придавая им большое политическое и государственное значение. Ф.и И. устраивались чаще всего на стрелке Василевского острова Петербурга на специальном помосте, который назывался иллюминационным театром. Во времена Л. проекты Ф. и И. составлялись учеными АН, а Канцелярия главной артиллерии производила все работы по их осуществлению. Чаще всего проекты составлял Я. Штелин, а Л. привлекали лишь к переводу его надписей на русский язык. С 1752 г. наряду со Штелиным начал составлять свои проекты и Л., и из двух присланных в Канцелярию главной артиллерии выбирался один, который и принимался к исполнению. Между Штелиным и Л. возникало своеобразное соревнование, важное для них еще и потому, что Канцелярия платила денежное вознаграждение автору, по проекту которого осуществлялись Ф.и И. Л. с особой тщательностью подходил к созданию своих проектов, привлекая сюжеты из античной истории и мифологии, которые, по его мнению, могли бы символизировать празднуемое событие.
В его проектах возникали архитектурные сооружения, статуи греческих и римских богов, различные античные герои и мн. др. Рисунки предложенных Л. иллюминаций выполнял И. Э. Гриммель. Однако Л. не ограничивался только составлением идей иллюминаций и надписей к ним, его как химика привлекала и пиротехника. Так, для И.и Ф. ко дню тезоименитства Елизаветы Петровны 5 сентября 1753 г. он рекомендовал использовать изобретенные им «витые ракеты», сведений о которых не сохранилось. 1754 г. был последним, в котором Л. уделял много времени составлению проектов иллюминаций, но большинство их оказались неосуществленными. Предпочтение отдавалось Штелину.
В этом же году Л. составил проекты иллюминаций по заказам И. И. и П.И. Шуваловых и М. И. Воронцова по случаю рождения наследника престола великого князя Павла Петровича. Последней иллюминацией, устроенной по проекту Л., была приуроченная ко дню рождения императрицы 18 декабря 1754 г., когда по идее Л. на огромном красочном полотне был изображен Геркулес, символизирующий образ Петра Великого. После двух следующих отвергнутых Елизаветой проектов Л. решил вообще отказаться от их составления, мотивируя это своей загруженностью другими делами и исследованиями.
Лит.: Павлова Г. Е. Проекты иллюминаций Ломоносова // Ломоносов. IV. C. 219-237.