, Ян (Fyt, Jan) 1611, Антверпен — 1661, Антверпен. Фламандский живописец. Выдающийся мастер натюрморта и анималистической картины. В 1621 учился у Я. ван ден Берха, затем у Ф. Снейдерса и работал в его мастерской. С 1629 член антверпенской гильдии живописцев. После 1631 долгое время путешествовал, жил и работал в Париже (1633—1634), Венеции и Риме (с 1635), в 1642, 1655 посетил Голландию. В 1641 возвратился в Антверпен. Написанные в период между 1638—1661 сравнительно небольшие по размерам станковые картины Фейта с изображением плодов, овощей, битой дичи, птиц, животных, охотничьих сцен отличаются точностью изучения натуры, строгим составом представленных предметов, организованных посредством компактной композиции и пространственно-воздушного окружения в целостное зрительное единство. Цветовое решение, в котором художник избегает подчеркнуто декоративных контрастных сопоставлений, характерно господством тонко сгармонированных оттенков серых, голубых, красных, лилово-серых, желто-розовых тонов. Впечатлению изысканной нарядности способствует виртуозная передача фактуры предметов: нежного переливчатого жемчужно-серебристого птичьего оперения, пушистого, мягкого меха зайца, влажного, сияющего, как драгоценности, винограда. Фигуры на картинах Фейта писали Я. Э. Квеллин, К. Схют, ван Тюльден. Произведения: Фрукты и попугай (1647, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; усложненный вариант — Битая дичь, фрукты и собака, 1649, Нью-Йорк, музей Метрополитен), Битая дичь (Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Берлин, Гос. музеи; Стокгольм, Нац. музей), Петух и индюк, Натюрморт со спаржей и грибами (обе — Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Собака и битая дичь, Собака, обнюхивающая куропаток (обе — Дрезден, Картинная галерея), Натюрморт с зайцем и собакой (Мадрид, Прадо).
Лит.: Левинсон-Лесинг В. Ф. Снейдерс и фламандский натюрморт. Л., 1926; Greindl E. Les peintres flamands de nature morte au XVII siecle. Bruxelles, 1956.
Т. Каптерева