Фельтен Юрий Матвеевич

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ФЕЛЬТЕН Юрий Матвеевич
(1730 или 1732—1801) — русский архитектор, представитель раннего классицизма Среди его творений — Старый Эрмитаж (1771—1787), ограда Летнего сада (1771—1784), гранитные набережные (с 1769) в Петербурге.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Фельтен Юрий Матвеевич

Фельтен (Юрий Матвеевич, 1730 - 1801) - архитектор, получил образование в Италии и Париже, служил в конторе строения дворцов и садов Ее Величества, состоял при графе Растрелли помощником по сооружению Зимнего дворца и с 1764 г. преподавал архитектуру в новоучрежденной Академии Художеств. В 1772 г. был возведен в звание академика, в 1785 г. избран в адъюнкт-ректоры академии и в 1789 г. сделан директором ее училища. Как художник весьма способный и сведущий в своей специальности, пользовался расположением императрицы Екатерины II , которая поручала ему многие работы. Важнейшие его сооружения в Санкт-Петербурге - лютеранские церкви святой Анны и святой Екатерины, армянская церковь, что на Невском проспекте, здание старого ломбарда, флигель Эрмитажа, выходящий фасадом на Неву, Чесменский дворец (ныне богадельня), некогда знаменитая решетка летнего сада и парадная лестница в здании Академии Художеств. По идее и чертежам Фельтен была устроена приводившая в свое время всех в удивление машина для передвижения гранитного монолита для пьедестала статуи Петра Великого в его Фальконетовском монументе.

Источник: Биографический словарь. 2008

Фельтен, Юрий Матвеевич

Фельтен Юрий Матвеевич (1786)


(Georg Friedrich Veldten) — сын Иоганна Фельтена, профессор архитектуры, род. в 1730 г., умер в 1802 г. в С.-Петербурге. Ф. получил первые познания в языках и науках в гимназии при Академии наук; затем, уехав в 1743 г. вместе с академическим профессором Крафтом за границу, продолжал заниматься у него в Тюбингенском университете математическими и физическими науками; имея же наклонность к архитектуре и прочим художествам, стал изучать и их, сперва теоретически, потом практически, находясь в 1747—1748 гг. при строении штутгардского замка, а в 1749 г. практикуясь в архитектуре в Берлине. Вернувшись в 1750 г. в Петербург, Ф. поступил на службу при Академии наук "архитектурии гезелем", в ранге поручика; обучался там еще два года: перспективе — у театрального архитектора и живописного дела мастера Валериани, рисованию с натуры — у рисовального мастера Гриммеля и моделированию у резного дела мастера Ягана Дункера, работая, кроме того, при Географическом департаменте. После того, получив, как от них, так и от архитектора Шумахера аттестаты, свидетельствовавшие об его успехах, упражнялся с 1754 г. в разных "архитектонических работах" при обер-архитекторе Растрелли, который и просил 20 декабря 1755 г. об определении Ф. в канцелярию строения Е. И. В. домов и садов, в помощь к нему при постройке каменного Зимнего дворца и при других делах, с званием "за архитектора" и с рангом "от армии капитана", на оклад по 400 pуб. в год. Произведенный в 1760 г. (октября 16) в архитекторы секунд-майорского ранга, Ф., за проект места для конной статуи Петру В., был возведен Имп. Академией художеств 23 января 1770 г. в "назначенные", а 24 сентября 1772 г. — в профессоры, с назначением членом совета; по производстве же в надворные советники в 1773 г., он определен был, сверх занимаемых им должностей, в 1775 г. "за опекуна" Имп. Воспитательного дома СПБ. Опекунского совета и в 1778 г., с производством в коллежские советники, — членом Конторы строений и инспектором над всеми находившимися в ее ведении мастерскими. Избранный в корреспонденты Королевской французской академии в 1783 г. и пожалованный в статские советники 20 сентября 1784 г., Ф. был уволен от дел Конторы строений, а 20 июля 1785 г. утвержден, в качестве старшего профессора, адъюнкт-ректором СПб. Академии художеств, "в награждение отменных дарований и полученной долговременной пользы", и 2 апреля 1789 г. — директором, вместо бригадира П. Ф. Мальтица; вскоре же по вступлении в должность нового президента гр. А. И. Мусина-Пушкина, уволен от последних обязанностей в декабре 1794 г.


За время своей долголетней службы при Конторе строений и Академии художеств, Ф. принимал участие в двух конкурсах последней: по сооружению памятника Императрице Екатерине II в Твери и по застройке, согласно Высочайшему повелению, площади против Зимнего дворца в Петербурге, между восточным углом адмиралтейства и Миллионной улицей; для памятника он составил проект, за который получил золотую медаль от тверского дворянства (3 апреля 1777 г.), а для застройки площади — модель с порталом дорического ордера и антаблементом коринфского, за которую получил в награду 300 червонцев (5 октября 1780 г.). Кроме того Ф. исполнял разные строительные работы: в дворцах Зимнем каменном и Летнем деревянном в Петербурге, далее, в Петергофе и в Царском Селе (между прочим им построены: башня-руина, чугунные ворота, мосты крестовый при Китайской деревне и с мраморною колоннадою у большого каскада); затем участвовал при сооружении Чесменского дворца и церкви, Девичьего монастыря, набережной части академического здания (с парадной лестницей), монумента Петру В., Глазовского дома, казенных домов против Зимнего дворца, средней части Эрмитажа с наружными галереями (для висячего сада); каменного берега реки Невы с железною решеткою у Летнего Сада, домов принца Ольденбургского и Бецкого, 2-х флигелей ломбарда, 4-х протестантских церквей (св. Екатерины, св. Анны, в Павловске и в Мариенгофе) и первой армейской, дома церкви "Всех скорбящих радости", бумажной мельницы в Ропше, Воспитательного дома в Москве и проч.; наконец, в академическом музее находится его работы деревянная модель предполагавшегося к постройке по дороге в Царское Село храма Бахуса. С рисунков же Фельтена И. Ф. Шлейс гравировал три больших эстампа, представляющих перенесение гранитной скалы для статуи Петра Вел.


Общий Архив Мин. Имп. Двора, дела канцел. строений, 1755, № 110, л. 6 и след., и 1778, кн. 101, л. 204—207; — Архив Имп. Акад. Худ., дела 1796 г., № 54, и 1831 г., № 45 (по стар. нумер.); — "Сборник матер. для истории Имп. Акад. Худ." П. Н. Петрова, т. 1, и "Указатель" к нему А. Е. Юндолова; — "Худож. Газета", 1838, ст. 477, 590, 594 (из Фиорилло); — А. Оленин: "Крат. истор. свед. о состоянии Акад. Худож.", ст. 7 (где Ф. назван однако Фельтлигом); — П. Свиньин: "Достопамятности С.-Петербурга", IV, 188 и 199; — Пушкарев: "Описание С.-Петербурга", IV, 185.


Н. Собко.


{Половцов}





Фельтен, Юрий Матвеевич


(1730—1801) — архитектор, получил образование в Италии и Париже, служил в Конторе строения дворцов и садов Ее Величества, состоял при гр. Растрелли помощником по сооружению Зимнего дворца и с 1764 г. преподавал архитектуру в новоучрежденной Академии худ. В 1772 г. был возведен в звание академика, в 1785 г. избран в адъюнкт-ректоры Академии и в 1789 г. сделан директором ее училища. Как художник весьма способный и сведущий в своей специальности, пользовался расположением имп. Екатерины II, которая поручала ему многие работы. Важнейшие его сооружения в СПб. — лютеранские церкви св. Анны и св. Екатерины, армянская церковь, что на Невском проспекте, здание старого ломбарда, флигель Эрмитажа, выходящий фасадом на Неву, Чесменский дворец (ныне богадельня), некогда знаменитая решетка Летнего сада и парадная лестница в здании Академии худ. По идее и чертежам Ф. была устроена приводившая в свое время всех в удивление машина для передвижения гранитного монолита для пьедестала статуи Петра Великого в его Фальконетовском монументе.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ЮРИЙ МАТВЕЕВИЧ ФЕЛЬТЕН
1730—1801) Деятельность Фельтена пришлась на годы, когда барокко уступало место классицизму, ставшему вскоре главным направлением искусства. Наследие зодчего сфокусировало признаки архитектуры переходного времени. Георг Фридрих Фельтен, или, соответственно русскому варианту, Юрий Матвеевич Фельтен, родился в 1730 году. Отец его Матиас Фельтен 12 мая 1725 года был назначен экономом при только что созданной Санкт-Петербургской академии наук. В 1738 году дочь Фельтена Екатерина вышла замуж за профессора физики и математики Г.В. Крафта. Дела шли хорошо, пока жив был глава семейства, но 18 апреля 1736 года Матиас Фельтен умер. У вдовы остались дети-подростки – дочь и двое сыновей. Крафт взял на себя заботу о семействе близких родственников. В 1744 году Крафт вернулся в родной Тюбинген и позвал на родину оставленное в Петербурге семейство. Фельтен к тому времени закончил старший класс гимназии, открытой при Академии наук. После гимназического курса он был достаточно подготовлен, чтобы продолжать занятия в Тюбингенском университете, где в течение нескольких лет изучал у Крафта математические и физические науки. Все виденное в Германии стало хорошей школой, заложило прочную основу в его архитектурном мышлении и, несомненно, повлияло на все дальнейшее творчество зодчего. Германия удержала молодого Фельтена ненадолго. Осенью 1749 года он снова в Петербурге. В ноябре этого года Фельтен обратился с прошением, как тогда было положено, на имя императрицы Елизаветы Петровны о поступлению в Академию. В декабре 1749 года желание Юрия осуществилось. Незаурядные способности и хорошая предшествующая подготовка быстро подвинули его в занятиях при Академии. В ноябре 1751 года, одолев необходимый курс наук, Фельтен подал челобитную об определении его в службу академическую с жалованьем. Обучавшие его художники дали сдержанные, но вполне положительные аттестации. С марта 1752 года Фельтен был зачислен на службу в Академию архитекторским гезелем с жалованьем сто пятьдесят рублей в год. В ноябре 1754 года Фельтен попросил разрешения в академической канцелярии ходить «к обер-архитектору г-ну графу Растрелли для упражнения в практической архитектуре, когда при Академии никакого дела не будет». А в сентябре 1755 года Фельтен стал выполнять задания в состоявшей при Канцелярии от строений команде Растрелли, еще не имея там штатного места. Обер-архитектор императорского двора скоро оценил способности молодого гезеля. Растрелли просил зачислить Фельтена заархитектором, дабы тот мог проявить на деле «природную склонность к архитектуре цивилис». Указом Правительствующего сената от 20 декабря 1755 года Фельтен был приведен к присяге и зачислен на службу. Несомненно, главное значение для Фельтена имела работа в мастерской Растрелли. Когда в начале августе 1764 года Растрелли с семьей покинул Петербург, ближайшему его помощнику Фельтену пришлось завершать начатое его наставником, а вскоре приступить и к самостоятельному проектированию. 1760–1770-е годы стали периодом становления и расцвета таланта зодчего. Получив звание архитектора, он продолжал работать в Зимнем дворце и по дворцовому ведомству. Теперь, после отъезда Растрелли, главными архитекторами стали Валлен-Деламот и Фельтен. В архивных документах их имена постоянно встречаются рядом. Первый выполняет проекты отделки комнат на половине императрицы; второй готовит девять комнат для наследника, будущего Павла I в южной части дворца. Имя Фельтена связано также с созданием замечательного сооружения, ставшего началом современного музея Государственный Эрмитаж. Для размещения все увеличивающихся художественных коллекций решено было строить с восточной стороны жилого дворца специальное здание, возводившееся по проекту Деламота, а отчасти и в соответствии с проектом самого Фельтена (1764—1768). Именно Фельтен осуществлял строительство здания. Он же в 1763—1766 годах разработал конструктивное основание Висячего сада и возвел жилой южный павильон (так называемый Малый дворец), а позднее, в 1769—1775 годах, им же были построены боковые галереи, предназначавшиеся для размещения картин. По проекту Фельтена в 1775—1785 годах было построено «здание в линию с Эрмитажем» (Большой, или Старый, Эрмитаж). План из собрания Отделения рисунка Государственного Эрмитажа поясняет своеобразное название сооружения, встречающееся в архивных документах: при строительстве нового здания были использованы стены прежних построек, существовавших на этом участке, а возведенный фасад был как бы приложен, вытянут по одной оси с северным павильоном Эрмитажа. По проекту Фельтена был создан так называемый Овальный зал, который примыкал к этому павильону с восточной стороны. В 1760—1770-х годах, после отъезда Растрелли, Фельтен был главным архитектором Канцелярии от строений. У Екатерины II по мере упрочения ее на престоле рождались грандиозные честолюбивые замыслы обновления столицы и загородных резиденций, преобразования всей страны. Она вникала во все строительные планы. Исполнителем ее намерений эти годы был Фельтен. На передний план выдвигались задачи градостроительного порядка. В числе первых мер по преобразованию Петербурга была совпавшая с окончанием строительства Зимнего дворца замена деревянной набережной Невы каменным парапетом с лестницами-пристанями. Фельтену принадлежала определяющая роль в осуществлении этого замысла, хотя, несомненно, участников было много. В результате город обогатился сооружением, величавым по естественной простоте своих очертаний и мастерству обработки гранита безымянными каменотесами. В июне 1770 года последовало распоряжение об установке решетки у Летнего сада. Совершенство решетки Летнего сада, классическая простота и завершенность ее строгого графического рисунка постоянно приковывают к себе внимание. Она стала своеобразным эталоном сооружений подобного рода. Ее композицию неоднократно варьировали позднее. Ограде Летнего сада посвящали стихи поэты. С 1772 года началась педагогическая деятельность Фельтена в Академии художеств, занимавшая много времени. Внимания требовали постройки в столице и пригородах. С этих пор непосредственное наблюдение за ведением работ по установке ограды возлагается на Петра Егорова. В частности, по его замечаниям корректировался окончательный рисунок ворот и завершений столбов в виде ваз и урн, поначалу не предусмотренных. Егоров руководил производством работ до самого окончания строительства в 1784 году. Объективная оценка заслуг Егорова вовсе не противоречит правильному пониманию роли Фельтена в сооружении решетки. С самого начала строительства роль Фельтена была не административной, а определяющей, формирующей характер и вид будущего сооружения. В 1773 году на площади Зимнего дворца Фельтен переделал дом, который называли Глазовским – по имени его владельца капитана В. Глазова. Удачно выполненное зодчим поручение побудило императрицу повелеть 20 декабря 1778 года преобразить площадь «против императорского Зимнего дворца, между восточным углом Адмиралтейства и Миллионною улицею». Примерно через месяц, 26 января 1779 года, в Академии художеств был объявлен конкурс на застройку площади. В октябре в Академии обсуждались итоги конкурса. Предпочтение было отдано модели «с порталом дорического ордера и антаблементом ордера коринфского… по открытии записки, приобщенной при упомянутой модели», сочинителем ее оказался архитектор Фельтен. Именно на эти годы приходится широкое внедрение типового строительства в России. Принятое в результате конкурса предложение Фельтена и явилось таким типовым проектом, согласно которому должна была оформляться площадь. Работы, начавшиеся в восьмидесятых годах по его проекту, растянулись на многие годы. По соседству с Глазовским были возведены два дома – для А.Д. Ланского и Я.А. Брюса. Следует заметить, что по той же типовой схеме предполагалось видоизменить разнохарактерные фасады сороковых годов на Миллионной-Луговой улице, составлявшей юго-восточную границу площади, в результате чего вся она должна была получить единый облик в соответствии с проектом Фельтена. Большой комплекс разного рода работ выполнил Фельтен в Петергофе. Его дарование полностью раскрылось при создании им новых интерьеров Большого Петергофского дворца. Новая отделка дворца создавалась в период, когда Россия торжествовала победу над турками. Чесменское сражение определило содержание и своеобразный облик нескольких сооружений Фельтена, в том числе и ансамбля Чесменского дворца. Чесменский дворец и церковь при нем занимают особое место в творчестве Фельтена, так как именно этот архитектурный комплекс является чуть ли не первой, во всяком случае наиболее значительной, затеей ложноготического стиля в окрестностях Петербурга. Дворец в плане представляет равносторонний треугольник, углы которого решены в виде башен, последние завершаются фонарями с полусферическими куполами. Помещения располагаются по периметру здания. В образовавшийся внутренний треугольник вписан круг, которому во втором этаже соответствует центральный Парадный зал. Внешние стены его, возвышаясь над массивом всего здания, образуют своеобразную зубчатую корону. Архитектура дворца значительна и сурова. Здание небольшое по размерам, выразительно своим компактным планом и силуэтом, что в целом определяет общую монументальность сооружения. Внутренняя отделка дворца не соответствовала его суровому облику и являла пример декора, характерного для раннего классицизма. Своды и стены основных помещений рассекают филенки разных очертаний, контур которых образует тянутые профили низкого рельефа. Венки, обрамляющие медальоны, цветочные гирлянды – излюбленные мотивы Фельтена – составляют пластические акценты на гладкой поверхности стены. Вся система построения внутреннего пространства не содержит ни малейшего намека на готическую архитектуру. Возведенный поблизости от дворца храм в плане представляет «четырехлистник»: к сторонам квадрата присоединены равные полукруги стен – апсиды. Церковь по внешним признакам еще больше, чем дворец, тяготеет к средневековым памятникам. Она, в отличие от массивного дворца, кажется изящной, празднично нарядной игрушкой. И по виду, и по размерам здание скорее напоминает парковый павильон, решенный в формах ложноготической архитектуры. Своеобразие архитектуры Чесменской церкви привлекло внимание современников и вызвало подражания. Дважды столичная достопримечательность была повторена в провинции. В 1778 году Фельтен занимался проектом Воспитательного дома в Петербурге. Одновременно на него было возложено проектирование и строительство «Училища мещанских девиц». Архитектор по-разному решает два фасада здания: со стороны Невы и со стороны города. Главный корпус образует полукруг, ограничивающий площадь, от которой начинается дорога в город. Фасад имеет трехчастное членение, подчеркнутое входами, центральный из которых выделен пилястрами, объединяющими второй и третий этажи. В сложности плана здания, в сдержанном использовании элементов ордерной архитектуры при общей сухости профилировки фасадов заключаются особенности типичной постройки раннего классицизма. Фельтен создал, безусловно, очень смелую композицию, свободно распорядившись предоставленным для строительства пространством. Это здание остается одним из немногих выразительных примеров архитектуры переходного времени. Но естественная эволюция стиля привела к усилению формообразующего начала архитектурного ордера. В этом отношении замечательны церковные постройки Фельтена, значительная часть которых должна быть отнесена к памятникам следующего этапа раннего классицизма. Архитектор создал особый тип небольшого однокупольного храма. Каждая из этих построек по-своему хороша, и каждая – это вполне сложившийся, совершенный тип здания. Предельная лаконичность плана сочетается с завершенностью форм и выразительностью силуэта, где ордер играет активную роль. Первый опыт работы в этой области архитектор Фельтен приобрел в 1765 году, когда в соответствии с указом от 29 сентября 1764 года он участвовал в конкурсе на проект восстановления к тому времени трижды горевшей колокольни Петропавловского собора. Фельтену довелось строить несколько храмов. Четыре протестантские церкви, из них две в Петербурге – Св. Екатерины (1768—1771), Св. Анны (1775—1779); две православные – пророка Иоанна Предтечи (1776—1778), Чесменскую церковь; армяно-грегорианскую церковь (1771—1780). Среди построенных Фельтеном церквей можно различить два ряда зданий. Одни из них выполнены в характерных формах раннего классицизма, с колонными портиками при входе (церковь Св. Екатерины и армянская), открытой полуротондой (церковь Св. Анны), другие – в ложноготическом стиле. Основное время Фельтена было занято преподавательской работой. По решению Совета Академии 30 мая 1775 года «за отъездом господина адъюнкта Деламота архитектурный класс поручается господину профессору Фельтену». С 1 июня 1775 года он был зачислен в штат Академии в звании старшего профессора с жалованьем 600 рублей в год. Невозможность продолжать творческую работу, трудность соперничества с новым поколением архитекторов заставили стареющего Фельтена полностью сосредоточить свое внимание на Академии. В июле 1785 года «…старший профессор и член Совета господин статский советник Юрий Матвеевич Фельтен в награждение отменных дарований и полученной долговременной пользы…» был объявлен и утвержден адъюнкт-ректором. Пришла известность и более широкая еще в 1783 году. Фельтен был избран корреспондентом Французской королевской академии. В апреле 1789 года, по предложению президента И.И. Бецкого, неизменно покровительствовавшего архитектору и доверявшего ему, в Чрезвычайном Собрании Совета вместо барона П.Ф. Мальтица директором был назначен Фельтен. Достаточно энергичный, облеченный властью чиновник педантично выполнял поручения своего покровителя Бецкого. Увольнение архитектора от должности в декабре 1794 года скорее всего было вызвано тем, что он лишался поддержки Бецкого, сложившего свои президентские обязанности. Уходил из Академии Фельтен без славы и без почета. Просьба его о награждении была отклонена. Умер архитектор Юрий Матвеевич Фельтен 14 июня 1801 года.

Источник: 100 великих архитекторов. 2003