1) парадигма, задача которой «понять человека прошлого и через него окружающий его мир» [О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева]; 2) способ изучения истории, основанный на принципе беспредпосылочности познания, направленный на постижение чужого миропонимания путем реконструкции самосознания как системы ценностно-значимых представлений, влиявших на поведение человека [А. Л. Юрганов]; 3) метод, направленный на исследование повседневного жизненного мира, который люди создали и интерпретируют своими действиями [X. Абельс].
Ф. п. - способ научного познания исторической реальности и является одной из форм организации мулътидисциплинарных исследований в исторической науке, направленных на решение научноисследовательских задач в рамках ее предметного поля с помощью методологических конструктов и методов других научных дисциплин.
Ф. п. как способ изучения исторической реальности представляет собой систему методологических установок, ориентирующих историков на ее интерпретацию в русле феноменологических теорий, разработанных в различных областях социально-гуманитарного знания. Большое влияние на становление современных представлений о феноменологическом подходе в историческом познании оказали идеи трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля, понимающей социологии М. Вебера, социологической феноменологии А. Шюца, феноменологической социологии знания П. Бергера и Т. Лукмана. Трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля в плане исторической онтологии рассматривает историю как жизненный интерсубъек тивный мир, бытийным основанием которого выступает интенциональное сознание, придающее осмысленность историческому опыту. Представления об интерсубъективности жизненных миров и интенциональности как универсальном свойстве сознания позволили сформулировать одну из важнейших проблем феноменологического подхода - проблему понимания «другого» как представителя иного жизненного мира. Эту проблему Э. Гуссерль предлагал решать путем феноменологической редукции, т. е. воздержания от установок, присущих жизненному миру исследователя. Поэтому в плане исторической гносеологии трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля исходит из принципа «беспредпосылочности» исторического познания. Ф. п. опирается также на некоторые идеи, заложенные в «понимающей социологии» М. Вебера, предметом которой выступают социальные действия, определяемые осмысленным соотнесением с действиями других людей, а когнитивной стратегией - понимание как «интерпретирующее постижение» действий, исходя из субъективно предполагаемого смысла. При этом М. Вебер выделял непосредственное понимание предполагаемого смысла действий и объясняющее понимание их мотивационного смысла. Центральным понятием социологической феноменологии А. Шюца является социальная реальность как жизненный мир, наполненный смыслом, которым наделяют его люди в повседневной жизни. Задача социологической феноменологии - показать, как в сознании индивида на основе его субъективного опыта конструируются и конституируются различные жизненные миры, в которых он живет и которые определяют «когнитивный стиль» его повседневной жизнедеятельности. Идеи А. Шюца получили развитие в феноменологической социологии знания П. Бергера и Т. Лукмана - теории о «социальном конструировании реальности». Согласно данной теории социальная реальность - это продукт социального конструирования субъектов социального взаимодействия, поэтому единой реальности нет, а есть много социальных реальностей, а за феноменами конструирующего сознания стоят структурные контексты, не осознаваемые действующими лицами.
В рамках феноменологического подхода в историческом познании разрабатываются различные версии феноменологических концепций источниковедения и исторической реальности, в которых также используются идеи методологии источниковедения А. С. ЛаппоДанилевского [М. Ф. Румянцева], диалоговой теории культуры М. М. Бахтина, диалектики мифа А. Ф. Лосева, экзистенциализма М. Хайдеггера, неклассической герменевтики Х.-Г. Гадамера. Предметом феноменологического подхода в современном историческом познании являются феномены как продукты индивидуального или коллективного сознания, составляющие повседневный жизненный мир человека, в рамках которого интерпретируются значения и смыслы социальных действий и взаимодействий. Поэтому Ф. п. в и. п. направлен на реконструкцию феноменов как продуктов индивидуального и общественного сознания с целью понимания повседневных жизненных практик.
Задачей феноменологического подхода является «постижение» прошлых «жизненных миров» путем их интерпретации в сознании познающего субъекта. Ф. п. в и. п. - один из основных подходов в неклассической модели исторического исследования, идиографическая когнитивная стратегия которой заключается в восстановлении смысла чужой индивидуальности, ее коммуникативной и символической природы посредством аксиологического «вживания» в нее.
В рамках феноменологического подхода в настоящее время наметился переход от мулътидисциплинарных исследований, связанных с «эпистемической интервенцией» в предметное поле исторической науки других гуманитарных дисциплин, к интердисциплинарным и возникновение такой гибридной научной дисциплины, как историческая феноменология со своей проблематикой и методологией исследования [А. В. Каравашкин, А. Л. Юрганов].
Лит.: А бельсХ. Романтика, феноменологическая социология и качественное социальное исследование // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. I. Вып. 1. С. 114—139; Караваш кин А. В., Ю рган ов А. Л. Опыт исторической феноменологии: Трудный путь к очевидности. М.: РГГУ, 2003; М едуш евская О. М., Румянцева М. Ф. Методология истории: учеб. пособ. М., 1997. С. 20; Румянцева М. Ф. Феноменологическая концепция источниковедения в познавательном пространстве постпостмодерна// Вестник РУДН. Серия: История России. 2006. № 2 (6). С. 5-17; Ю рган ов А. Л. Опыт исторической феноменологии // Вопросы истории. 2001. № 9. С. 10-35. А. В. ЛУБСКИЙ
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.