— святой. Именовался архиепископом ростовским, ярославским, углицким, моложским, белозерским и устюжским, родился в городе Радонеже от ростовского уроженца Стефана, который был влиятельным лицом при радонежском князе Андрее Иоанновиче, и от матери по имени Анна. При крещении св. Ф. был назван Иоанном. Стефан вместе со своими родителями, Кириллом и Марией, и братьями, Петром и Варфоломеем (так назван был преподобный Сергий Радонежский во святом крещении), переселившись из Ростова в Радонеж, здесь женился, но через три года супружеской жизни овдовел, оставшись с двумя сыновьями, Климентом и Иоанном. После смерти своей жены Стефан стал искать спасения и принял монашество в хатьковском Покровском монастыре; сюда после смерти своих родителей пришел младший брат Стефана, Варфоломей, и упросил его идти вместе с ним отыскивать место для пустынного жительства. Найдя такое место в густом лесу, в десяти верстах от Хатькова, они вместе подвизались здесь в течение некоторого времени; с благословения митрополита Феогноста построили церковь, выпросили у него антиминс, священника и дозволение освятить храм во имя Пресвятой Троицы. Это происходило в начале княжения (1340—1353 гг.) Симеона Иоанновича. Потом Стефан удалился в московский Богоявленский монастырь, где впоследствии удостоился быть игуменом и духовником великого князя Симеона и многих знатных бояр. Но не надеясь нигде лучше воспитать для духовной жизни юного сына своего, Иоанна, Стефан, когда отроку было только двенадцать лет, привел его к своему брату в радонежские дремучие леса, где уже водворилось несколько иноков около радонежского пустынножителя. Преподобный Сергий с любовью принял юного своего племянника и по просьбе отца постриг его в монашество 20-го апреля, на память преп. Феодора Трихины, с именем Феодора; тогда, замечает летопись, давали иноку имя того святого, чья память совершалась в день пострижения. Под руководством опытного в духовных подвигах великого своего дяди и аввы Ф. жил в пустыне в течение нескольких лет, никогда не скрывая от преподобного ни одного своего помысла, ни одного желания; он всегда готов был, и днем, и ночью, идти к святому дяде, чтобы раскрыть пред ним все, что могло тревожить его сердце. Вследствие этой спасительной откровенности он так быстро совершенствовался в добродетельной жизни, что еще в юности достиг возраста мужа совершенного и еще в это раннее время своей жизни был как бы воплощением совершеннейшего иноческого послушания, смиренномудрия и кротости.
Пост его был так строг и молитва так продолжительна, что в этом отношении он мог служить образцом и руководителем в умерщвлении страстей. По достижении Ф. совершеннолетия преподобный Сергий представил его к посвящению сначала в иеродиаконы, а потом в иеромонахи. Но получив и эти степени священства, Ф. не изменил своему смирению: он продолжал ревностно служить братии, в лице ее служа самому Богу. Преподобный Сергий готовил Ф. себе в преемники, но Ф. хотелось основать где-либо общежительный монастырь. Итак Ф. прожил в тихой Сергиевой обители более двадцати двух лет и между прочим здесь обучался иконописному искусству. Однажды он открыл свое непременное желание — основать монастырь — дяде, преподобному Сергию, и потом по временам напоминал ему о не оставляющем его помысле. Видя твердость и неизменность этого помысла в течение долгого времени и сознавая, что Ф., благодаря своим добродетелям, может быть учителем других, преподобный Сергий наконец благословил его выйти из своей обители и отпустил с ним несколько братий, чтобы они избрали место для новой обители. Им поправилось место недалеко от реки Москвы, на так называемом Симоновом урочище, издревле богатом садами и огородами. Это место им показалось очень удобным для основания монастыря. Преподобный Сергий, узнав об этом, пришел сам осмотреть местность, одобрил ее и благословил, и Ф., с разрешения святого митрополита Алексия, основал (около 1370 г.) монастырь (Московский Симонов) и в нем устроил церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. Управление новосозданной обителью митрополит возложил на самого Ф., посвятив его по этому случаю в сан игумена. Преподобный Сергий впоследствии часто посещал Симоновскую обитель для духовной беседы с племянником. Слава о святой жизни Ф. скоро собрала около него много братии; построен был храм Рождества Богоматери и заведено общежитие. Ф. сиял, по выражению летописи, добродетелями, премудростью и даром рассуждения. Он привлекал к себе и наружностью: был высок ростом и прекрасен лицом. Известность его росла до того, что св. Сергий скорбел за эту известность и молился, чтобы без всяких препятствий племянник мог исполнять угодное Богу дело. Рождественская обитель была расположена у большой дороги, от которой немало было шуму для блаж. Ф. и иноков. Уклоняясь от людской молвы и от посетителей, Ф. перешел на другое место, лесное и тихое, поставил тут себе келью и стал подвизаться безмолвно. Но скоро и сюда собрались иноки, и здесь Ф. построил храм во имя Успения Богоматери и келии для братии; строгое общежитие поставлено было непреложным уставом для обители. Преп. Сергий и теперь желал, чтобы Ф. пребывал в безмолвной молитве и уединении, но должен был уступить желаниям великого князя Димитрия и святителя Алексия; последний, как сказано выше, возвел его в сан игумена, а великий князь Димитрий Иоаннович, уважая Ф. за его добродетели, пожелал иметь его своим духовным отцом и давал ему различные важные поручения. Кроме великого князя, к Ф. обращались за советами еще и другие высокопоставленные лица. Блаж. Ф., научившись писать иконы, смиренно и благоговейно занимался писанием икон для московских храмов. Теперь известен Деисус, написанный им для церкви св. Николая на Болвановке. Будучи архимандритом Симонова монастыря, он написал образ своего дяди — преподобного Сергия "зело чудно". В 1381 году великий князь посылал Ф. в Киев звать на всероссийскую митрополию киевского митрополита Киприана, который и прибыл в Москву 23-го мая того же года. В 1382 году Ф. крестил у великого князя сына Андрея, родившегося 14 августа. В 1383 году великий князь, отправляя после Петрова дня в Константинополь архиепископа суздальского Дионисия, вместе с ним послал и Ф., по всей вероятности для того, чтобы он хлопотал за Дионисия перед патриархом в достижении митрополичьего сана, за которым суздальский архиепископ и был отправлен. Патриарх Нил поставил Дионисия в митрополиты всероссийские, а беседуя с Ф., весьма полюбил его и посвятил его в архимандриты Симоновой обители, присвоив ей название и права патриаршей ставропигии, состоявшей в независимости от местного митрополита, в настоящем случае всероссийского. В обители Феодоровой под надзором Ф. воспитывались великие подвижники: здесь начали жизнь духовную молодой волоколамский дворянин Феодор Поскочин, в иночестве Ферапонт, и племянник тысяцкого Тимофея — Козьма, в иночестве Кирилл, впоследствии знаменитый белозерский подвижник; здесь же подвизался благочестивый Михаил, впоследствии епископ смоленский. Возвратясь из Константинополя осенью 1384 года, Ф. озаботился лучшим устроением своей обители. Для этого он в некотором отдалении от прежнего места построил церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. Около этой церкви, как соборной, впоследствии и выстраивался постепенно нынешний Симонов монастырь. Впрочем, и около церкви Рождества Богородицы продолжали жить иноки в непосредственной зависимости от великой ставропигии. Там была также устроена усыпальница братии Симоновского монастыря. В 1386 году князь снова посылал Ф. в Константинополь, откуда не возвращался митрополит Пимен, уехавший туда еще в 1385 году. Митрополит наконец явился в Москву после трехлетней отлучки 6-го июля 1388 года. Так как через девять месяцев он снова уехал в Константинополь, то к этому-то, конечно, периоду времени, т. e. к концу 1388 или к началу 1389 года и нужно относить известие Никоновской летописи: "по мале же времени (после путешествия Ф. в Константинополь) великий князь и святитель умолиша Ф., дабы был епископ граду Ростову, кафедра которого оставалась праздною после удаления с нее св. епископа Иакова". Неизвестно, являлся ли Ф. по принятии епископского сана на место своего назначения; но если и являлся, то на очень короткое время, потому что в апреле 1389 года мы видим его в Москве. Отсюда он вместе со многими другими епископами и боярами сопровождал митрополита до реки Дон, до урочища Кир-Михайлова. Пимен в последний раз уехал из Москвы тайно от великого князя, вероятно в отсутствие его из столицы. Недовольный этим поступком, Димитрий Иоаннович, как только Ф. возвратился в Москву после проводов митрополита, послал его вслед за ним в Константинополь. Это посольство особенно тяжело было для блаженного Ф. Ему надлежало обличать Пимена, которого долго признавали митрополитом и в Царьграде, и в России; поручение неприятное и требовавшее осмотрительности. В ожидании полного собора он отправился вместе с Пименом в Иерусалим. Это навлекло на него неприятности со стороны патриарха. Наконец он возвратился в Россию с митрополитом всея России Киприяном к спокойствию русской церкви. В сентябре 1389 года Ф. был уже в Константинополе, как это видно из тавяларьской (заемной) грамоты его, данной вместе с Киприяном Николаю Нотаре. Патриарх константинопольский Антоний принял Ф. ласково и почтил его саном архиепископа Ростова, в котором до того времени были только епископы. Вместе с митрополитом Киприаном Ф. в половине февраля 1390 года был в Киеве, а в начале марта прибыл в Москву. Подобно тому, как и о предместнике его, Иакове, летописи не сохранили нам никаких сведений о церковных деяниях святителя Ф. в Ростове. Известно только, что по прибытии в епархию он основал в Ростове девичий монастырь в честь Рождества Богородицы. Утомленный трудами, какие пришлось понести ему для всей русской церкви во время долгих и опасных путешествий, блаж. Ф. скончался еще не в преклониых летах, 28 ноября 1394 г., во время обедни, после пятилетнего управления паствой, через два года по преставлении великого своего дяди и наставника. Погребен он внутри ростовского собора, невдалеке от юго-западного угла, где и ныне покоятся его мощи. Память его празднуется в день преставления, т. е. 28-го ноября.
И. Сахаров
, "Исследов. о русск. иконописи", СПб., 1849 г., прил., стр. 14. — Никоновская летопись, IV, 145, 159, 190, 203, 208, 221, 227—231, 256. — Карамзин, "История Государства Российского", т. IV, пр. 371; т. V, пр. 82, 122, 137, стр. 58; пр. 124, 254, стр. 99. — Типогр. летоп., стр. 147. — Летопись о Ростовских архиереях (изд. О. Л. Д. П.). — Собр. летоп., т. VIII, стр. 58, 49, 50. — А. А. Титов, "Ростовская иерархия". — "Русский Временник", M., 1820 г., І, стр. 293 и след. — "Акты Исторические", т. І, № 282. — Барсуков, "Источники русской агиографии". — "Ист. росс. иерарх.", V, 700. — Леонид, "Св. Русь". — Соборное деяние 1389 г. у Калачова, в 3 кн. архива, 3, 14—16. — Троицкий Патерик, 1896. — Филарет, "Жития святых", ноябрь. — Н. К., "Жития ростовских угодников Божиих". — "Ярославские Епархиальные Ведомости", 1873 г., №№ 32—37. — Архим. Леонид, "Житие св. Феодора" ("Душеполезное Чтение", 1891 г.). — Н. Д., "Девятисотлетие русской иерархии".Федотов.
{Половцов}
Феодор, архиепископ ростовский
— святой, архиепископ ростовский, родной племянник преподобного Сергия, сын брата его Стефана, в миру Иоанн. Приведенный отцом на 13-м г. в пустыню Сергия, он тогда же был пострижен в монашество. Достигнув священства, Ф. основал новый общежительный монастырь, близ р. Москвы, известный доныне под именем Симонова. Новый игумен приобрел всеобщее уважение. Великий князь Димитрий Донской избрал его духовником своим, часто поручал ему дела церковные и дважды посылал его в Царьград. Ростовской церковью Ф. правил недолго и скончался в 1394 г. В Ростове св. Ф. основал женский монастырь в честь Рождества Богородицы и написал для этой обители икону Богородицы, которая и теперь там сохраняется. Мощи св. Ф. почивают под спудом в Ростовском Успенском соборе. Память 28 ноября.
{Брокгауз}
Феодор, архиепископ Ростовский
(Иоанн) — святитель, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский.
† 1394, память 28 ноября/ 11 декабря, 6/19 июля в Соборе Радонежских святых, 23 мая/ 5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых.
Ученик и племянник преподобного Сергия Радонежского. Его родители — Стефан, старший брат преподобного Сергия, и Анна — были известны в Радонеже благочестием и глубокой верой. После ранней кончины супруги овдовевший Стефан продолжил воспитание двух сыновей — Климента и Иоанна (будущего святителя) и вскоре принял монашеский постриг в Хотьковском Покровском монастыре. Потом он поступил в Московский Богоявленский монастырь, где был духовником великого князя Симеона. Младший сын Иоанн, обученный грамоте, продолжил духовное образование под руководством дяди — преподобного Сергия.
В 12—летнем возрасте отец привел его к авве Сергию и в храме передал на воспитание великому подвижнику. Тогда же, 20 апреля, преподобный Сергий постриг юного Иоанна в монашество с именем Феодор, в честь преподобного Феодора Трихины.
Прожив в монастыре преподобного Сергия более 22 лет, инок Феодор получил хорошее образование, был обучен иконописанию, греческому языку и имел возможность много читать.
Под руководством святого наставника инок Феодор быстро возрастал в духовной жизни и там же, в пустынной обители преподобного Сергия, принял священнический сан.
Когда молодой подвижник открыл духовному отцу свое желание основать особую общежительную обитель, преподобный Сергий ответил, что желает видеть его своим преемником в обители Святой Троицы. Однако намерение священноинока оставалось твердым, и преподобный, прозревая в ученике великого подвижника, благословил его избрать место для новой обители. Он облюбовал местечко Симоново, находившееся на берегу Москва-реки. Преподобный Сергий сам приходил осматривать избранное место и одобрил выбор ученика. По благословению святителя Алексия († 1378; память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня) Феодор построил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и около 1370 года устроил там общежительный монастырь, который и доныне известен под именем Симонова. Святитель Алексий посвятил Феодора во игумена этого монастыря. В 1380 году в храме Рождества Пресвятой Богщюдицы были погребены герои Куликовской битвы схимонахи Александр и Андрей.
Слава игумена Феодора как высокого подвижника привлекла к нему множество братии со всей России. При настоятельстве игумена Феодора в монастыре многие его ученики просияли добродетелями и сами впоследствии стали настоятелями. К их числу принадлежат преподобный Кирилл, игумен Белозерский († 1427; память 9/22 июня), преподобный Ферапонт Белозерский († 1426; память 27 мая/9 июня).
Великий князь Димитрий Иванович Донской († 1389; память 19 мая/1 июня) избрал его своим духовником и часто поручал ему важные церковные и государственные дела. Так, в 1381 году князь Димитрий посылал святого Феодора в Киев в качестве посланника для приглашения святителя Киприана († 1406; память 16/29 сентября) на Московскую кафедру.
В 1383 году великий князь Димитрий отправил игумена Феодора в Константинополь к патриарху Нилу просить новых распоряжений относительно митрополии. Грамоты содержали в себе от лица великих и других русских князей обвинения на митрополита Пимена († 1389) и просьбу о возведении в сан митрополита Дионисия († 1385). Во время пребывания в Константинополе патриарх Нил посвятил Феодора в сан архимандрита, а его монастырю даровал степень патриаршей ставропигии.
В 1386 году архимандрит Феодор вновь был послан князем Димитрием Иоанновичем к патриарху решить вопрос "о управлении митрополии", желая в Москве видеть на митрополии Пимена, которого поддерживал и архимандрит Феодор. В 1387—1388 годах архимандрит Феодор был рукоположен митрополитом Пименом во епископа Ростовского.
В 1389 году святитель Феодор ездил в Константинополь, где на Соборе под председательством нового патриарха Антония было подтверждено решение прежнего патриарха об отлучении и низложении митрополита Пимена. Затем Собор утвердил следующее: "Настоящим синодальным деянием постановляем, чтобы митрополитом Киевским и всея России и был и назывался кир Киприан, который до конца своей жизни да заведывает ею и всеми областями ее..." Во время этого посещения епископ Феодор был возведен Константинопольским патриархом в сан архиепископа Ростовского. 6 ноября 1390 года архиепископ Феодор торжественно въезжает в Москву в составе свиты митрополита Киприана.
В течение непродолжительного управления Ростовской епархией святитель Феодор основал в Ростове женский монастырь в честь Рождества Богородицы и не прекращал управления им до блаженной кончины. Святитель Феодор был хорошим иконописцем и для монастыря написал, согласно бывшему ему видению, икону Божией Матери. Икона эта прославилась многими чудесами и до последнего времени хранилась в Рождественском монастыре. Кроме этой иконы святитель написал и еще ряд других икон, в том числе образ своего дяди — преподобного Сергия Радонежского и "Деисус на Болвановке у Николы святого".
Тексты оригинальных произведений святителя Феодора не выявлены. В посланиях митрополита Киприана сохранились лишь косвенные свидетельства о том, что игумен Феодор совместно с игуменом Сергием Радонежским написал два послания митрополиту: в июне — начале октября 1378 года и в конце 1384 — начале 1385 года. Кроме того, в 1386 году он, безусловно, принимал участие в составлении обвинительных грамот против митрополита Пимена. Святитель Феодор занимался переводами с греческого молитв патриарха Филофея Коккина и литургических произведений.
28 ноября 1394 года архипастырь Ростова скончался. Архиепископ Феодор был причислен к лику святых еще в XV веке, и память его как святителя отмечалась в день его смерти (тропарь и кондак святителю Феодору помещен в сборнике ГПБ, Кирилло-Белозерского собрания, № 1083, 1476—1483 гг.).
В Подлиннике иконописном (под 30 ноября) дается такой иконописный портрет святителя Феодора: "...подобием брада поменьше Власиевой; в белом клобуке, ризы святительския, омофор и Евангелие. Неци пишут рус, аки Златоуст".
Литература:
Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 164. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. — СПб., 1862, с. 247—248.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 399. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 149, 331.
Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 591. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1415.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 23.
Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. — М., 1877, с. 335.
Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 622.
Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. — М., 1844—1891; 1848, с. 306—310, 323, 328.
Православный собеседник. — Казань, 1860, май, с. 77—78.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 41, с. 902. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 3, с. 54—57, 116, 117, 122, 132, 135, 140, 141, 150, 270, 325—327, 329, 379, 383, 442, 444. Минея ноябрь. — М., 1981. — Ч. 2, с. 499—500.
Дробленкова Н. Ф. Феодор // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1989. — Вып. 2. — Ч. 2, с. 448—450. Дробленкова Н.Ф. Житие Феодора Ростовского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — СПб., 1992. — Вып. 3. — Ч. 1, с. 391.