— св. мученик, боярин черниговский. Во время нашествия Батыя, после разорения Киева и Чернигова, ханские чиновники переписывали народ и облагали его данью. Явившись в Чернигов, они предложили черниговскому князю Михаилу отправиться в орду с покорностью Батыю и получить от него разрешение на управление своими областями. Не видя ниоткуда помощи, кн. Михаил должен был согласиться на предложение и отправился в орду со своим любимым боярином Ф. Там давно искали случая убить князя Михаила, потому что знали о попытках его возбудить против татар венгерского короля и др. Когда св. Михаил прибыл в орду, то ему было предложено пред ханской ставкой пройти чрез огненный костер для очищения от всех злых намерений против Батыя и поклониться языческим божествам, за что обещалось спокойное владение княжеством. Св. князь Михаил и его боярин Ф. ответили отказом: "Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари; готовы поклониться царю, так как Бог вручил ему судьбу земных царств". Св. кн. Михаил был убит в орде 20 сентября 1244 года, после чего татары стали убеждать боярина Ф. отречься от Христа, предлагали ему разные почести, но он последовал примеру своего князя: истерзанному, ему тоже отрубили голову. Тела их были брошены на съедение псам, но Бог дивно сохранил их, пока христиане не перевезли их в Чернигов. В 1572 г., 14 февраля, тела св. Михаила и Феодора перевезены были в Москву, где и покоятся в Архангельском соборе. Память их чтится 20 сентября и 14 февраля.
Жития св. на русск. языке, изложен. по руков. Чет. Мин. св. Дм. Ростов. — Месяцеслов — архиеп. Димитрия. — А. В. Экземплярский, "Великие и удельные князья северной Руси", т. II, стр. 22. — Барсуков, "Источники русской агиографии". — Леонид, "Св. Русь. — Рукописи Архива Св. Синода, №№ 1309 и 3691.
К. Здр—в.
{Половцов}