ФЕОДОР II ДУКА ЛАСКАРИС

Найдено 1 определение
ФЕОДОР II ДУКА ЛАСКАРИС
1222 – 1258) – сын никейского императора Иоанна III Ватаца, ученый, философ, писатель. Его учителем был Никифор Влеммид. Став императором в 1254 г. и не доверяя своему окружению, Феодор II проводил политику репрессий, увеличил налоги на монастырские владения и поместья аристократов. Но он многое сделал для развития образования, открыв школы грамматиков и риторов в церкви св. Трифона и в других местах. Размышления Феодора II о сущности бытия, о власти, о положении императора в государстве и его взаимоотношениях с подданными нашли отражение в эпитафии на смерть германского короля Фридриха II Гогенштауфена (1194 – 4250), в энкомии Иоанну III Ватацу и в трактате «Как должны относиться подданные к своим правителям и правители к подданным». Автор считал главной обязанностью императора служение родине и народу, защиту государства от врагов, приверженность православию. Идеалом правителя для него был отец. Феодор II восхвалял внешнюю и внутреннюю политику Иоанна III Ватаца, его ученость, мужество, храбрость. В «Энкомии великому городу Никее», написанном в «знак благодарности за материнскую любовь», он восхищался не только великолепными церквами и храмами «царицы и госпожи всех городов», но и ее благочестивыми жителями, знавшими наряду с богословием сочинения Сократа, Платона, Аристотеля и других древнегреческих философов. По мнению автора, Никея «вдвойне превосходит Афины». В философском трактате «Мировое обозрение» Феодор II Ласкарис подверг критике атомистическую теорию Вселенной, назвав ее «неразумной», так как, по его утверждению, материальный и духовный мир был сотворен Богом. Считая философию основой всех наук, он, однако, был убежден в том, что знания не делают человека добродетельным, поэтому в формировании человеческой личности отдавал предпочтение богословию. В этом же трактате ученый впервые исследовал связь между кругом, квадратом и треугольником, проследив их переход друг в друга. Несомненный интерес представляет переписка Феодора II Ласкариса с Никифором Влеммидом, Георгием Акрополитом, Андроником Франкопулом и другими деятелями культуры, в которой он рассказывал о своей жизни, о путешествии по Малой Азии и об испытанном им волнении при созерцании величавых руин древнего Пергама. В одном из писем он подробно описал представления скоморохов, разыгрывавших сцены из народной жизни. Из переписки императора известно, что во время путешествия музыка была его «единственной отрадой», но исполнители нередко оставляли его равнодушным.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012