ФЕОДОР МЕТОХИТ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ФЕОДОР МЕТОХИТ
Teodoros o Metoxitns) (1260/61 - 13.III.1332) - визант. писатель, гос. деятель (великий логофет), фаворит Андроника II (1282-1328). В 1328 P. M., подвергшийся опале, ушел в монастырь Хора, в церкви к-рого (совр. Кахрие-Джами, в Стамбуле) по его заказу были еще в нач. 14 в. созданы мозаики - знаменитый памятник т. н. палеологовского ренессанса. Ф. М. - автор мн. сочинений по философии, астрономии, на политич. темы, а также поэтич. произведений. Особенно известны его "Заметки..." (публ. - "Miscellanea...", ed. С. G. M?ller, Т. Kie?ling, Lpz., 1821). Энциклопедически образованный человек, знаток антич. авторов, комментатор Аристотеля и Птолемея, Ф. М. своими трудами способствовал расширению интереса к античности. Ф. М. вступил в острую науч. полемику (по вопросам философии, астрономии, стилистики) с др. видным политич. деятелем, писателем Никифором Хумном; в действительности за науч. полемикой скрывалась политич. борьба двух группировок визант. знати, к к-рым они примыкали. Деятельность Ф. М. рассматривается иногда в науке как предгуманистическая (напр., австр. ученым X. Хунгером), но вопрос о Ф. М. как предтече гуманизма спорен.

Лит.: Beck H. G., Th. Metochites, M?nch., 1952; Hunger H., Th. Metochites als Vorl?ufer des Humanismus in Byzanz, "Byz. Zeitschrift", 1952, Bd 45, S. 4-19; Sevcenko I., Etudes sur la pol?mique entre Th. M?tochite et N. Choumnos, Brux., 1962.

A. П. Каждан. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ФЕОДОР МЕТОХИТ
1260/1261 – 1332) – уроженец Никеи, ученыйгуманист, философ, писатель и государственный деятель. Он изучал риторику у Иоанна Глики, математические науки – у Мануила Вриенния, философию – у Иосифа Ракендита. При Андронике II Палеологе (1282 – 2328) Феодор Метохит занимал ряд важных государственных постов: логофет казны (1289 – 9305), логофет войска (1290 – 0298), логофет государственной казны (1305 – 5321), великий логофет (глава гражданской администрации) и «месадзон» (глава правительства, март 1321май 1328). Он возглавлял посольства на Кипр, в Армению и в Сербию, руководил строительством дворца и реставрацией (1308 – 8320) церкви Спасителя монастыря Хора, был главным заказчиком мозаик церкви, пополнил книгами монастырскую библиотеку. По его поручению были разысканы древние рукописи (список Платона, изготовленный Иоанном Каллиграфом для Арефы Кесарийского в 895 г.; возможно, список X в. сочинения патриарха Никифора). После поражения Андроника II Феодор Метохит впал в немилость, постригся в монахи и жил в монастыре Хора. Научная и литературная деятельность Метохита отличалась чрезвычайной многогранностью. Никифор Григора характеризовал своего учителя как «ритора, поэта, астронома, государственного мужа, человека действия, изрекателя поучений». Увлекшись астрономией, Феодор Метохит создал своеобразное пособие к астрономическим таблицам Птолемея – «Первоосновы астрономической науки» (сохранилось 4 списка), – в котором прокомментировал труды Птолемея, Феона, Евклида, Аполлония, Гиппарха. Он считал математику основой всех наук и упрекал своего оппонента Никифора Хумна в недооценке этой научной дисциплины. В трактате «Этикос, или О воспитании» Метохит провозгласил занятия науками высшей формой наслаждения, доступного лишь людям с облагороженными чувствами. По его мнению, ученый должен отказаться от семейной жизни и всего мирского, полностью посвятив себя науке. Переосмыслив свойственные монашеству аскетические ценности, Метохит связал их с подвижничеством ученого. Феодор Метохит первым обратился к теории искусства, написав ряд трактатов по эстетике, в которых затронул вопрос о гармонии разума и красоты в живописи и о зависимости глубины «колористического единства» от «разнообразия оттенков цвета». Высоко оценивая красоту слова и образа, он отводил важное место занятиям риторикой. В поэме, посвященной Никифору Григоре, он напоминал своему ученику о важности эмоционального воздействия речи – «вечной заботы предмет и основа всего красноречья». Метохит уделял большое внимание использованию тех средств – «прикрас», которые придают мысли благозвучность, «озаряют» ее. Его привлекали ораторы, чувствовавшие свою ответственность за судьбу отечества. В своем главном труде – сборнике «Гномические заметки и памятки», состоявшем из 120 эссе на различные темы этики, политики, античной философии и литературы, Феодор Метохит вел свободный и непринужденный диалог со своими предшественниками на научном и литературном поприще. Он восхищался ученымэнциклопедистом Плутархом, отличавшимся «ненасытной жаждой знаний и нескончаемым стремлением насладиться всем самым прекрасным». Он воссоздал «живые» образы Сократа, Платона, Аристотеля, Филона и других деятелей. Сравнив сочинения Демосфена и Аристида, Метохит отдал предпочтение Демосфену, жившему интересами полиса, упрекнув Аристида в том, что тот посвятил свой талант «харитам чистой риторики» и «театрам для демонстрации красноречия». Это произведение писателя отличается непринужденностью повествования, личным тоном, новым отношением к античному наследию. В надгробном слове Феодору Метохиту Никифор Григора назвал своего учителя «живой библиотекой», «храмом муз», «искусством искусств» и «наукой наук». Изображение Феодора Метохита украшает западные врата, ведущие из нартекса в наос церкви Христа Спасителя (мечеть КахриеДжами) монастыря Хора. На нем богатые одежды (туника, расшитая золотом, поверх которой надет широкий зеленый плащ с рукавами, украшенными мелкими цветами) и полосатый головной убор (факеолида) придворного сановника XIV в. Феодор Метохит подносит модель храма Христу. Его внешний облик соответствует той словесной характеристике, которую дал ему Никифор Григора: «крепкое», «удивительно соразмерное» телосложение, «кроткий взгляд», «приятная» улыбка.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012