ФЕОДОР, ПОЗДЕЕВСКИЙ Александр Васильевич

Найдено 1 определение
ФЕОДОР, ПОЗДЕЕВСКИЙ Александр Васильевич
архиеп. Волоколамский (21.03.1876-27.09[10.10].1937), церковный и общественный деятель, организатор и первый предс. Тамбовского Союза Русских Людей (ТСРЛ). Родился в с. Макарьевском Ветлужского у. Костромской губ. в семье прот. В. В. Поздеевского, у которого было 9 детей. Его рождение было ознаменовано предсказанием деревенского блаженного Герасима, который, зайдя в церковь во время службы, обратился к народу: «Что вы здесь стоите, идите на задки, к бане — там архиерей родился». Образование получил в Макарьевском ДУ, затем в Костромской ДС(1896) и в Казанской ДА (1900), которую закончил со степенью канд. богословия и был оставлен на год при Академии профессорским стипендиатом. На последнем курсе в 1900 ректором академии еп. Антонием (Храповицким) пострижен в монашество в память вмч. Феодора Стратилата, 24 июля 1900 рукоположен во иеромонаха.
В 1901–1902 преподаватель Калужской ДС, 3 июля 1902 назначен инспектором Казанской ДС. 10 янв. 1903 удостоен степени магистра богословия за дисс. на тему «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина», за которую получил также Макариевскую премию. 4 февр. 1904 назначен ректором Тамбовской ДС с возведением (18 марта) в сан архимандрита. На этом посту в Тамбове его застала революция 1905–1907. Архим. Феодор принял живейшее участие в организации право-монархического движения в Тамбове. На его квартире в нач. окт. состоялось собрание 17 членов-учредителей ТСРЛ, который был учрежден 22 окт. (позднее он стал называться Серафимовским ТСРЛ). Торжественное открытие союза состоялось 6 нояб., молебен служил еп. Тамбовский Иннокентий (Беляев). В речи при открытии Союза архим. Феодор говорил о том, что слабеет в народе вера Христова, что «мир с его искушениями захватывает нас и заманчивые флаги разных свобод влекут нас на иной путь, непривычный для Русского Народа». Поэтому «русским людям нужно крепко держаться за веру свою православную и, давая спокойно и мирно каждому чужеземцу исповедовать свою веру и молиться по-своему, в то же время зорко блюсти, чтобы не обольстил нас кто-либо лукавыми словами, будто все веры равны и наша православная не лучше других. Зорко нужно блюсти, чтобы не посмели нас, православных, отторгнуть от нашей веры и увлечь на путь ереси латинской или неверия языческого. Пусть будет вера наша православная по-прежнему господствующей на Руси, а все прочие только терпимыми, без права миссионерства насчет Православия. Иначе встанут пред нами целым сонмом древние наши святители, угодники и преподобные, благочестивые Цари и скажут нам с укором: изменники». ТСРЛ был одной из самых активных провинциальных монархических организаций в России. Уже через год после открытия в нем состояло ок. 700 чел., усилиями членов Союза (прежде всего духовенства) было создано 2 самостоятельных отдела и более 50-ти сельских патриотических обществ. Организатор ТСРЛ, архим. Феодор стал первым руководителем Союза. За свою активную общественную деятельность предс. ТСРЛ был приговорен террористами к смерти, 3 мая 1906 на него было совершено покушение. Распропагандированный революционерами студент стрелял из револьвера, но попал в заградившего о. Феодора архим. Симеона (Холмогорова), будущего прпмч. (канонизирован РПЦЗ в 1981), оставшегося после этого выстрела на всю жизнь инвалидом (пуля попала ему в позвоночник и нижняя часть туловища на всю жизнь осталась парализованной). На суде, когда вина стрелявшего была уже доказана и требовалось слово пострадавшего, о. Феодор попросил отпустить молодого человека.
19 июля 1906 архим. Феодор был назначен ректором Московской ДС и вскоре переехал в Москву, оставив пост председателя ТСРЛ. 19 авг. 1909 он стал ректором Московской ДА, а 14 сент. 1909 в храме Христа Спасителя состоялась его хиротония во еп. Волоколамского, вик. Московской епархии. Ректорскую должность владыка занимал до 1917, сам преподавал в академии пастырское богословие. 1 мая 1917 освобожден от обязанностей ректора и назначен настоятелем Данилова монастыря в Москве. Участвовал в работах Священного Собора Российской Православной Церкви. Под его руководством в Даниловом монастыре в 1918 была открыта Высшая богословская школа, в которой он преподавал аскетику. В ночь с 27 на 28 июня 1920 арестован за «антисоветскую агитацию». Поводом к аресту и обвинению стало то, что при обыске Данилова монастыря 11 июня 1920 собралась толпа народа. Приговорен к заключению в концлагере до конца гражданской войны. По октябрьской амнистии 1920 приговор изменен на 5 лет заключения. Томился сначала во Внутренней тюрьме ВЧК на Лубянке, затем в Бутырской тюрьме (куда в период с 1920 по 1925 заключался 4 раза), затем в Таганской тюрьме. 25 марта 1922 освобожден досрочно. 14 марта 1923 снова арестован и заключен в тюрьму, освобожден 20 июня 1923 под подписку о невыезде.
В авг. 1923 Святейшим Патриархом Тихоном (Беллавиным) возведен в сан архиепископа и в окт. назначен управляющим Петроградской епархией, но назначения не принял. Возглавлял оппозицию Патриарху Тихону и митр. Сергию (Страгородскому) «Даниловского» или «Феодоровского» направления, но канонического общения с ними не порывал. 16 апр. 1924 вновь арестован все за ту же «антисоветскую агитацию», 18 окт. освобожден под подписку о невыезде. 9 дек. 1924 арестован и приговорен к 3 годам ссылки в Казахстане. 4 нояб. 1927 вернулся из ссылки, но без права проживания в 6 главных городах страны. В 1928 на поселении в г. Тургае в Казахстане, затем в г. Орске Оренбургской обл. В 1929 снова арестован и приговорен к 3 годам заключения в Свирлаге. После освобождения жил во Владимире. В янв. 1933 снова арестован в г. Зарайске по делу «Партии Возрождения России». 26 июля осужден к 5 годам ссылки, которую отбывал в Казахстане, а с 1935 в Сыктывкаре. В июле 1937 арестован и вывезен в Иваново для следствия по делу «Даниловского братства». 22 окт. приговорен к расстрелу. Есть сведения, что перед смертью в тюрьме г. Иваново принял схиму с именем Даниил в память прп. Даниила Московского.
Соч.: Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Казань, 1902; Свобода и народные идеалы. (Из речи при открытии Тамбовского Союза Русских Людей) // Тамбовские епархиальные ведомости. 1905. 22 окт.; Речь при наречении во епископа Волоколамского 12 сент. 1909 // Богословский вестник. 1909. Дек.; Из чтений по пастырскому богословию (аскетика). Сергиев Посад, 1911; Начала Богопознания // Богословский вестник. 1912. Cент.; Речь при пострижении в монашество доцента Троицкого Вл. (Илариона) // Богословский вестник. 1913. Апр.; Речь при открытии Богословских педагогических курсов в Москве // Богословский вестник. 1916. Окт.-дек.; Смысл христианского подвига. (Из чтений по пастырскому богословию). Монреаль, 1976.
Лит.: Данилушкин М.Б., Данилушкина М.Б. Жития и жизнеописания новопрославленных святых и подвижников благочестия, в Русской Православной Церкви просиявших (от царствования Царя-Мученика Николая II Александровича и до наших дней). Т. II. СПб., 2001; Зеленская Г. Несокрушимые духом. Судьбы насельников московского Данилова монастыря // Памятники Отечества. Альманах. 1992. № 2–3; Зосима (Давыдов), иером. Положил основание на камне (1876–1906): Архиепископ Феодор (Поздеевский). Жизнь. Деятельность. Труды. М., 2000; Польский, о. М. Новые мученики Российские: Собр. матер. в 2-х тт. Репринт. изд. М., 1993; Степанов А. Феодор (Поздеевский) // Святая Русь. Большая энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов.

Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008