ФЕОДОР ПРОДРОМ
ФЕОДОР ПРОДРОМ
между 1070 и 1075 – ок. 1153 или ок. 1100 – ок. 1170) – уроженец Константинополя, крупный поэт, обращавшийся почти ко всем жанрам литературы своего времени. В ряде стихотворений содержались сведения о деде поэта, его отце, любителе книг и путешествий, о дяде, который был известен под именем Иоанна II, митрополита Киевского (1077 – 7088), и о жене, представительнице средних городских кругов, презиравшей ученые занятия своего высокообразованного мужа. Феодор Продром входил в состав кружка во главе с севастократиссой Ириной, члены которого (Иоанн Цец, Евстафий Солунский, Михаил Хониат, Константин Манасси) находились в оппозиции императору Иоанну II Комнину (1118 – 8143). Предполагают, что поэт занимался также педагогической деятельностью. В конце своей жизни он оказался в монастыре, но неизвестно, принял ли он постриг. Творчество Феодора Продрома во многом имело новаторский характер. Он ввел в византийскую литературу различные бытовые мотивы, создав своеобразный стихотворный или прозаический рассказзарисовку, окрашенный юмором (небольшие поэмы «Против бородатого лжемудреца», «Против похотливой старухи», «Невежда, или Считающий себя грамматиком», «Амарант, или Любовь старика» о дочери садовника Мирилле, вынужденной выйти замуж за богатого похотливого старика, рассказ «Палач или Врач» о лжевраче, который взялся вырвать поэту больной зуб, разрезал ему десну, но отломал лишь крохотный кусок). В одной из поэм, посвященной характеристике 12 месяцев, подробно описано заболевание оспой, даны медицинские советы о том, как принимать пищу, необходимую организму, в различные месяцы года. С именем Продрома связывают появление образа поэтапопрошайки, который не в состоянии прокормить себя своей ученостью и вынужден выслушивать бесконечные попреки жены, завидовавшей благополучию безграмотного соседаремесленника. Феодор Продром отдал дань панегирической поэзии – славословиям императору, которые исполнялись во время празднования рождества или крещения, при возвращении василевса в столицу из очередного военного похода или при его появлении на ипподроме. Уподобляя императора Христу, поэт называл крещение «двойной радостью ромеев», так как «Христос крещен в потоке воды», а возвратившийся с поля боя «василевс крещен в потоке пота». Продром не скупился на красочные эпитеты и сравнения в описании правителя, несущего ромеям свет, а врагам империи – грозу. Восхваления по адресу императора сливаются с призывом уничтожать варваров«персов», не щадить их жен и детей, чтобы продемонстрировать всей ойкумене, что «бог с нами и с василевсом». Славословия написаны торжественным пятнадцатисложником, имеющим характер хорового пения. Обращаясь к так называемым «ученым» жанрам, Феодор Продром написал философские комментарии ко второй Аналитике Аристотеля, религиознобогословские комментарии к сочинениям Косьмы и Иоанна Дамаскина, многочисленные эпиграммы, посвященные святым, иконам и различным церковным реликвиям. Его перу принадлежат стихотворные и прозаические диалоги, дидактические поэмы, роман в стихах «Родамна и Досикл», пародия «Война кошек и мышей» («Катамиомахия»), поэмаисповедь, направленная против безнравственного, необразованного Вариса, который обвинил поэта в безбожии за увлечение античной культурой. В романе «Родамна и Досикл»» написанном ямбическим триметром (4614 стихов) есть много точек соприкосновения с позднегреческими романами Гелиодора («Эфиопика») и Ахилла Татия («Левкиппа и Клитофонт»): интерес к частной человеческой судьбе, эротическое повествование о самоотверженной любви героев, невероятные приключения и испытания, выпавшие на их долю. Воссоздавая черты византийской реальности, Продром перенасыщает свое произведение заимствованиями из Библии, сентенциями и реминисценциями из античных памятников (11 трагедий Еврипида, 25 сочинений Лукиана и других авторов). «Война кошек и мышей» по своему названию напоминает «Батрахомиомахию» («Война мышей и лягушек»), но ее композиция, пролог в форме диалога, пять актовэпизодов, коммос с участием хора, еврипидовский прием «бога из машины», появление вестников являются мастерской пародией на классическую трагедию. В этом произведении исследователи (С.С. Аверинцев) улавливают также сходство с христианской драмой «ХристосСтрастотерпец»: центральным эпизодом является плач матери (царицы мышей) над телом сына (царевича Креилла). В пародии «Схеда о мыши» обыгрываются псалмы и отдельные мотивы Священного писания, вложенные в уста кошки и попавшего в ее когти «мышиного игумена». Феодору Продрому приписывается астрологическая поэма, посвященная севастократиссе Ирине, о знаках зодиака, о положении звезд и планет. Его имя называют среди возможных авторов «Продромики» и диалога «Тимарион». Современники высоко оценивали творчество Феодора Продрома. Никита Евгениан восхищался риторическим мастерством своего учителя. Евстафий Солунский называл его «славным среди мудрых». Многочисленные последователи и подражатели поэта составили обширную «продромическую» литературу.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012