Феодора

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФЕОДОРА
   • Theod?ra,
         см. Iustinianus, Юстиниан.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Феодора
(500–548), влиятельная, занимавшаяся политич. деятельностью супруга визант. императора Юстиниана I. Тенденциозно изображена Прокопием в его «Anekdota», особенно в период ее жизни среди цирковых артистов. В беллетристике в целом служит отрицательным персонажем.

Источник: Словарь античности. 1989

Феодора
начало 6 в.- 548 г.) - византийская императрица с 527 г., жена императора Юстиниана I. Куртизанка, выделялась умом, волей, обаянием; став императрицей, смещала и назначала высших должностных лиц империи, занималась дипломатической перепиской. Вела самостоятельную церковную политику - поддерживала монофиситов.

Источник: Исторический словарь

Феодора
Феодора (Theodora) (ок. 500-548), визант. императрица, вероятно, самая влиятельная женщина в истории Византийской империи. Незнатного происх., вышла замуж за Юстиниана I, на к-рого имела большое влияние. Будучи женщиной смелой, заставила его расправиться с участниками антиимп. заговора. С этого момента ее роль в гос. делах становится ведущей. Была безжалостной правительницей, широко использовала пытки и платные доносы.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Феодора
500-548)
   Жена византийского императора Юстиниана I. Родом из семьи цирковых артистов; поднялась до императорского звания из-за своей необычайной красоты и неразборчивости в средствах.
   В литературе считается отрицательным персонажем, чуть ли не символом расчетливого разврата; но некоторые авторы, наоборот, отмечают ее привлекательность и добродетель.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ФЕОДОРА
нач. 6 в. — 28.06.548) — визант. императрица с 527, жена имп. Юстиниана I (527 — 565). Цирковая танцовщица, куртизанка, Ф., отличавш. выдающ. умом, несгибаемой волей, жен. обаянием, стала женой Юстиниа-на. Став императрицей, играла видную роль в политич. жизни Византии: смещала и назначала высших должн. лиц империи, принимала иностр. послов, занималась дипломатич. перепиской. Вела самостоят. церк. политику — поддерживала монофизитов. Во время восстания «Ника» (532) проявила незаурядное мужество и воспрепятств. бегству Юстиниана I из Константинополя.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Феодора

— преподобная, княгиня, дочь тверского боярина, в миру Анастасия (Васса) Ивановна, была замужем за князем Андреем Константиновичем Нижегородским. После смерти мужа княгиня, даровав свободу всем слугам, раздав богатство церквам и нищим, на 40-м году своей жизни вступила в Зачатьевский монастырь, построенный ею еще при жизни супруга, на берегу р. Волги, при подошве Нижегородского кремля. До 100 дев и вдовиц под ее наблюдением жили в обители по уставу общежития. Скончалась 47-ми лет в 1378 г. Мощи Ф. почивают под спудом. Память 16 апреля.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ФЕОДОРА
Teodora) (нач. 6 в. - 28.VI.548) - визант. императрица с 527, жена имп. Юстиниана I (527-565). Цирковая танцовщица, куртизанка, Ф., отличавшаяся выдающимся умом, несгибаемой волей, женским обаянием, стала женой Юстиниана. Став императрицей, играла видную роль в политич. жизни Византии: смещала и назначала высших должностных лиц империи, принимала иностр. послов, занималась дипломатич. перепиской. Вела самостоятельную церк. политику - поддерживала монофизитов. Во время восстания "Ника" (532) проявила незаурядное мужество и воспрепятствовала бегству Юстиниана I из Константинополя.

Лит.: Диль Ш., Визант. портреты, ч. I, X., 1909, с. 35-51; Diehl Ch., Th?odora imp?ratrice de Byzance, P., 1904.

З. В. Удальцова. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Феодора
ок.480—548) — визант. императрица с 527 г. В молодости — танцовщица и куртизанка. Красотой, умом, необычайным обаянием и твердой волей покорила сердце императора Юстиниана I и стала его законной женой. 22 года Ф. правила государством наравне с Юстинианом: смещала и назначала высших должностных лиц в империи, оказывала влияние на законодательную и внешнеполит. деятельность императора, занималась дипломатич. перепиской, принимала иностранных послов и т.д. Тайно покровительствовала монофизитам (см. Монофизитство), была мстительной, никогда не прощала своих врагов. В трудные минуты проявляла редкое мужество и неукротимую энергию. Эти черты особенно проявились во время восстания «Ника», когда в обстановке всеобщей паники она помешала бегству Юстиниана из Константинополя и тем самым спасла трон. Влияние Ф. не ослабевало до самой ее смерти — 28 июня 548 г.
Лит.: Дашков C.B. Императоры Византии. М., 1996; Диль Ш. Византийские портреты / Пер. М. Безобразовой. М., 1994; Сушке-вич ЛЛ. Императрица Феодора // Женщины-легенды. Мн., 1993.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

ФЕОДОРА
500 – 548) – супруга императора Юстиниана. Ее отец был служителем ипподрома. В юности красавица Феодора выступала в пантомиме и восхищала зрителей своим экстравагантным нарядом, фривольными движениями, остроумными выходками. Став императрицей, эта необузданная, коварная, но умная и дальновидная женщина занялась политической деятельностью: назначала и смещала патриархов, военачальников, послов, отменяла указы императора. Она подвергла опале талантливого полководца Велисария и префекта претории Востока Иоанна Каппадокийского. Прокопий Кесарийский утверждал, что по ее указу Петр Патрикий убил остготскую королеву Амаласунту в 534 г. Однако современники (Иоанн Эфесский) отмечали, что проводимая ею политика была более гибкой, уступчивой и терпимой по сравнению с политикой Юстиниана. В отличие от супруга, ориентировавшегося на Запад, Феодора связывала свои надежды с богатыми восточными провинциями Сирии, Египта, Малой Азии. Она покровительствовала монофиситам, поселив около 500 монофиситских монахов в одном из дворцов Константинополя, отправляла монофиситские миссии в Абиссинию, Нубию, Аравию. Мозаичное изображение Феодоры в окружении придворных дам было помещено на одной из стен церкви Сан Витале в Равенне. Но, как отмечал придворный поэт Павел Силентиарий, «Тот лишь, кто солнечный блеск передать на картине способен, / Блеск Феодоры красот мог бы вполне передать». Совершенно поиному описана императрица в «Тайной истории» Прокопия Кесарийского. Историк с негодованием говорил о ее низком происхождении, развратном образе жизни, о ее жестокости и лицемерии, о раболепии придворных – «рабов», «надсмотрщицей и дрессировщицей» которых она была.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

ФЕОДОРА

Византийская императрица в 1028- 1030, 1042-1056 гг. Дочь Константина VIII. Умер 31 авг. 1056 г.
После смерти отца в 1028 г. Феодора была провозглашена императрицей вместе со своей старшей сестрой Зоей. Она имела характер спокойный и немного вялый, на награды и дары была очень сдержана, а к старости сделалась даже скупа. Формально она царствовала вместе с Зоей и ее мужем Романом III, но никакой властью не пользовалась. В 1030 г. Зоя распорядилась удалить Феодору из дворца, постричь ее и определить местом почетного заключения один из императорских домов. В апреле 1042 г. саму Зою низложил и постриг ее пасынок Михаил V. Тогда восставшая толпа доставила Феодору в столицу, и патриарх Алексей вновь венчал ее на царствие. Но и на этот раз ее власть продолжалась всего несколько дней. После того как Зоя получила свободу, Феодора добровольно подчинилась ей и признала ее старшинство (Пселл: "Михаил Пятый"; 34, 37, 51). Поначалу сестры решили царствовать сами. Однако ни одна из них по складу ума не годилась для самодержавной власти, они не умели ни распоряжаться, ни принимать твердых решений, а к царским заботам примешивали большей частью женские пустяки. Наконец, с согласия синклита, Зоя в третий раз вышла замуж - на этот раз за Константина Мономаха, и передала ему всю власть (Пселл: "Константин Девятый"; 2, 4-5, 21). Только после смерти сестры и ее мужа в январе 1055 г. царство наконец перешло к Феодоре. При этом все ожидали, что она вручит власть какому-нибудь благородному и способному повелевать мужу, однако вопреки всем мнениям и предположениям Феодора взяла самодержавное правление над ромеями в свои руки. Укрепляли ее в этом решении слуги и домашние, все люди опытные в делах. Поэтому императрица открыто правила государством, держала себя с мужской независимостью и не видела нужды ни в каких завесах. Она сама назначала чиновников, с высоты трона произносила твердым голосом повеления, высказывала мнения и решала тяжбы. Царствование ее, по словам Пселла, не было лишено славы и величия. Процарствовав полтора года, она была поражена тяжелым недугом: выделительные способности ее организма нарушились, в результате опорожнение происходило через ротовую полость. Почувствовав приближение смерти, Феодора объявила императором Михаила Стратиотика (Пселл: "Феодора"; 1-2, 4, 19-20).

Источник: Справочник. Все монархи мира. Греция. Рим. Византия. 1999

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Отрывки из дневника Феодора Прокопьевича немирского (1869-1946

Читать PDF
0.00 байт

Отношение преп. Феодора студита к римскому престолу

Псарев А. В.
Читать PDF
0.00 байт

Открытые письма священника Феодора Василевского Всероссийскому Церковному Поместному Собору 1917 г.

Каиль Максим Владимирович
Ниже публикуются открытые письма смоленского священника Феодора Василевского, адресованные Всероссийскому Церковному Поместному Собору, выявленные в фонде рукописей Синода (Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Окружное послание преподобного навкратия о кончине преподобного феодора Студита

Василик Владимир Владимирович
Публикация знакомит читателей с Окружным посланием преподобного Навкратия о кончине преподобного Феодора Студита, основателя студийского монашества (760-826).
Читать PDF
0.00 байт

Новомученичество: анализ жизнеописаний священника Феодора Гидаспова

Аглей Елена Андреевна
Статья построена на сравнительном анализе жизнеописаний Феодора Гидаспова, настоятеля Пятницкой церкви г. Казани, опубликованных разными авторами, один из которых является известным деятелем РПЦЗ.
Читать PDF
0.00 байт

Византийская народная антропология. Сила стопы и ее отражение в житии св. Феодора Сикеота

Барабанов Николай Дмитриевич
Статья посвящена одному из аспектов византийской народной антропологии в ее религиозном воплощении.
Читать PDF
0.00 байт

Антропологические взгляды Феодора Метохита и их истоки

Невзорова Марина Владимировна
Статья посвящена антропологическим представлениям Феодора Метохита (1270-1332) видного политического деятеля Палеологовской Византии, гуманистически настроенного писателя и ученого, и выявлению истоков его антропологических и этич
Читать PDF
0.00 байт

Сообщение епископа Феодора об аланских «Выселках» в «Скифии и Сарматии» и степень его достоверности

Бубенок Олег Борисович
В статье анализируется информация епископа Феодора, посетившего в начале XIII в. земли Северного Причерноморья и Северного Кавказа, о добровольном переселении северокавказских аланов в пределы «Скифии и Сарматии».
Читать PDF
0.00 байт

Отношение преп. Феодора студита к римскому престолу

Псарев А.В.
Читать PDF
0.00 байт

Научные труды протоиерея Феодора Ивановича Титова в сербских богословских журналах

Пузович Владислав
Работа посвящена научным трудам протоиерея Федора Ивановича Титова, кото-рые были опубликованы в сербских богословских журналах в период с 1920 по1935 гг.
Читать PDF
0.00 байт

Рецензия на книгу протоиерея Феодора Кривоноса "лекции по истории Православной Церкви Беларуси"

Шейкин Геннадий Николаевич
В Лекциях протоиерея Феодора Кривоноса в общих, наиболее значимых чертах излагается история Православной Церкви в Беларуси. При знакомстве с этим трудом о.
Читать PDF
0.00 байт

ПОРТРЕТ ФЕОДОРА МЕТОХИТА В ИСТОРИОГРАФИИ

Никитин А. А.
В статье представлен опыт исследования биографии Великого Логофета Византийской империи Феодора Метохита на основе “Истории ромеев” Никифора Григоры, а также исследований Н.П. Кондакова и Ф.И. Шмита.
Читать PDF
0.00 байт

Идейный замысел росписи входного пространства церкви Феодора Стратилата в Новгороде

Царевская Т. Ю.
Дано истолкование идейного содержания входнойзоны храмовой декорации церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгородекак составной части единой программыпозднепалеологовского ансамбля монументальнойживописи с учетом функционального
Читать PDF
0.00 байт

Жанрово-композиционное своеобразие древнерусского перевода византийского жития преподобного Феодора

Маторина Ульяна Михайловна
Дается анализ жанрово-композиционной структуры византийского преподобнического жития Феодора Студийского, подробно рассматривается каноническая схема данного жития, выявляются нехарактерные для него мотивы, а также предпринимается
Читать PDF
0.00 байт

Жанровое своеобразие «Жития святого праведного старца Феодора Томского»: к проблеме современного аги

Макаренко Евгения Константиновна
Представленная статья является опытом описания современного канонического жития.

Похожие термины: