— митрополит Киевский.
В 1352 году в Константинополе появился инок Феодорит с ложным сообщением о смерти главы Русской Православной Церкви, митрополита Киевского и всея Руси Феогноста († 1353; память 14/27 марта).
Феодорит добивался своего поставления на якобы вакантную митрополичью кафедру. Неизвестно достоверно, был ли он ставленником великого князя Литовского Ольгерда или же его брата, православного волынского князя Любарта. Самозванец не получил поставления в Константинополе и в нарушение канонических правил был возведен в митрополичий сан Болгарским патриархом Феодосием в Тырнове.
Несмотря на неканоничность поставления, Феодорит прибыл в Киев и был там принят. Его власть был склонен признать Новгородский архиепископ Моисей († 1362; память 25 января/7 февраля), недовольный политикой митрополита Феогноста и великого князя Симеона Иоанновича Гордого. Константинопольский патриарх с другими иерархами осудил Феодорита и разослал в разные места России послания, убеждая "не принимать его, как низложенного Божественными канонами и Божественным и священным Собором". Феодорит, несмотря на свое низложение патриаршим Собором, все еще "разбойнически и тирански присвоивал себе Киев и находился в нем", хотя в настольной грамоте Константинопольского патриарха Филофея митрополиту Алексию († 1378; память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня) от 30 июня 1354 года Киев сохранялся за русскими митрополитами в качестве первого престола, а город Владимир был утвержден в качестве их местопребывания. "Если же Божиею помощию и возвратится Киев в древнее благополучное состояние и будет из него изгнан низложенный Феодорит, так что окажется возможность иметь в Киеве архиерею какое-нибудь успокоение, и тогда пусть останется Владимир за митрополитами русскими в виде собственной их кафедры, только да будет... Киев первым их престолом и первою кафедрою". Вот так произошло перенесение кафедры русских митрополитов из Киева во Владимир или, точнее, не перенесение кафедры, а только переселение самого митрополита и предоставление ему епархии Владимирской вместе с Киевской.
В июле 1354 года Константинопольский патриарх Филофей вновь писал о самозванце в Россию и убеждал Новгородского владыку не принимать его, напротив, покоряться своему законному первосвятителю Алексию. "Впрочем, — сказано в послании, — если он, Феодорит, отложит совершенно права священноначальственные, то пусть остается только простым христианином. Если же будет упорно стараться удерживать их и пребывать в своем звании, то, кроме того, что он низложен, пусть еще будет отлучен и чужд христианского звания, равно как и тот, кто будет принимать его в общение или уже теперь принимает".
О дальнейшей судьбе Феодорита сведений не сохранилось, но нет сомнений, что, низложенный и отлученный патриаршею властью, он всеми был отвергнут в России.
Литература:
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 4, кн. 1, с. 30—31.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1402. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 318.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 34.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 3, с. 31, 36—37, 365, 420, 422. Турилов А. А. Алексий // Православная энциклопедия. — М., 2000. — Т. 1, с. 638, 639.