Феодосий - архиепископ новгородский (1491 - 1563), автор нескольких посланий, числом около 15, представляющих общегосударственный, общественный, бытовой и литературный интерес. Постриженик Иосифова Волоколамского монастыря, Феодосий был игуменом Хутынского монастыря (1532 - 1548), а затем Волоколамского, после перехода Макария на московскую кафедру был поставлен архиепископом Новгорода и Пскова (1542 - 1551), принимал участие в заседаниях Стоглавого собора и вследствие болезни ушел на покой в тот монастырь, в котором был пострижен. Перед кончиной принял схиму с именем Феофила. Житие Феодосия, обнимающее главным образом последние годы и дни его жизни, написано одним из учеников его, Евфимием Турковым , под непосредственным впечатлением утраты, и рисует обаятельный образ просвещенного и гуманного пастыря. Из произведений Феодосия более характерны послания к царю Иоанну Васильевичу - благословение на царство, напутствие на казанский поход, увещание о заботах о монастырях и церквах, извещение о грабежах и убийствах в Новгороде, - а также послания в Водскую пятину об истреблении остатков язычества, в Печерский монастырь, к разным боярам и т. д. Кроме того, Феодосий известен как собиратель рукописей, из которых некоторые хранятся в Московской духовной академии. Послания Феодосия изданы в "Актах Исторических" (том I, № 150, 294, 298), "Дополнениях" к ним (том I, № 30, 32, 34, 35, 37, 38, 41, 42, 43) и "Древней Вивлиофике" (том XIV); остальные в рукописях Иосифо-Волоколамского монастыря, Императорской публичной библиотеке, Санкт-Петербургской духовной академии, московской епархиальной библиотеки, собрании П.И. Щукина в Москве и др. Библиография указана у Г. Кунцевича, "Феодосий, архиепископ новгородский. Его житие".
Феодосий, архиепископ Новгородский
(в схиме Феофил) — архиепископ Новгородский и Псковский.
Родился в 1491 году.
Около 1523 года принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре, где состоял клириком. В монастыре на него обратил внимание великий князь Василий III, по непосредственному распоряжению которого 21 ноября 1531 года Феодосий был назначен игуменом Новгородского Хутынского монастыря. По благословению игумена Феодосия в монастыре была построена каменная церковь великомученика Георгия. Об авторитете игумена Феодосия свидетельствует тот факт, что в 1539 году настоятель Хутынского монастыря входил в число кандидатов на вакантный митрополичий престол.
В марте 1542 года Новгородский владыка Макарий († 1563; память 30 декабря/12 января) возглавил Русскую Церковь, а игумен Феодосий стал его преемником на архиепископской кафедре.
18 июня 1542 года игумен Феодосий был хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан архиепископа; 1 августа он отправился на место своего нового назначения. Здесь он ревностно приступил к исполнению своего архипастырского долга. Непрестанно следил за религиозно-нравственным состоянием своей паствы. По благословению архиепископа Феодосия в 1544—1545 годах игумен Александро-Свирского монастыря Иродион написал Житие основателя обители преподобного Александра Свирского (I 1533; память 30 августа/12 сентября). При владыке Феодосии в 1545 году были обретены мощи преподобного Иакова Боровичского († около 1540; память 23 октября/5 ноября); в 1547 году на Соборе Русской Церкви было установлено празднование преподобному Савве Вишерскому († 1461; память 1/14 октября); в 1548 году был основан Сырков монастырь близ Новгорода.
В 1551 году архиепископ Феодосий участвовал в заседаниях Стоглавого Собора, однако в мае того же года уволен от управления епархией. Проживал на покое в Иосифо-Волоколамском монастыре.
Перед смертью принял схиму.
Скончался 26 февраля 1563 года.
В Житии преосвященного, написанном его учеником Евфимием Турковым, Феодосий характеризуется архипастырем просвещенным и гуманным.
Архиепископ Феодосий был довольно активным книгописцем.
В собрании рукописных книг Иосифо-Волоколамского монастыря сохранилось двадцать две книги, принадлежащие архиепископу Феодосию. Некоторые рукописи были частично переписаны архиепископом Феодосием.
Труды:
Послание Ивану Шигоне Поджогину (1533 г.) // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1841—1842. — Т. 1, № 294. Послание новгородскому архиепископу Макарию по поводу его приезда в Москву (январь 1535 г.) // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846—1875. — СПб., 1846. — Т. 1. — № 30.
Грамота боярину В. г. Морозову о холмогорских попах (около 1542 г.) // Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. — 2-е изд. — М., 1788—1791. Послание во Псков (1542—1551 гг.) — не опубликовано (ГПБ, Соф. собр., № 1480; Грамота в Корелу (15 января 1543 г.) // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846—1875. — Т. 1. — № 32.
Повольная грамота к митрополиту Макарию об избрании ростовского архиепископа Алексия (22 февраля 1543 г.) // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846— 1875. — Т. 1. — № 34.
Грамота в Псково-Печерский монастырь об иноке Савватии (24 февраля 1543 г.) // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846—1875. — Т. 1. — № 35. Грамота в Устюжну Железопольскую (август 1545 г.) // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. — СПб., 1841. — Т. 1. — № 298.
Утешительное послание князю Андрею Дмитриевичу Ростовскому (сентябрь 1545 г.) — не опубликовано (ГПБ, Q. XVII. 50; 10—12). Три послания царю Ивану IV по случаю Казанского похода (1545—1546 гг.) // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846—1875. — Т. 1. — № 37,1; Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. — 2-е изд. — М., 1788—1791; Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846— 1875. — Т. 1. — № 37, П.
Грамота царю Ивану IV по поводу венчания на царство (до 16 января 1547 г.) // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846—1875. — Т. 1. — № 38. Послание царю Ивану IV с просьбой принять меры к прекращению корчемства в Новгороде (1547 г.) // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846—1875. — Т. 1. — №41.
Послание неизвестному боярину с благодарностью за убережение софийских боярских детей от участия в Казанском походе (1547—1551 гг) // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846—1875. — Т. 1. — № 42. Послание царю Ивану IV по случаю Казанского похода (1547—1552 гг.) — не опубликовано (ГПБ, собр. ПДА, № 430). Грамота в Вотскую пятину (8 июня 1848 г.) // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846—1875. — Т. 1. — № 43. Послание неизвестному игумену о голоде и пьянстве монахов (30 июня 1550 г.) — не опубликовано (ГПБ, собр. ПДА, № 430).
Послание в защиту монастырского землевладения (около 1550 г.) — не опубликовано (ГИМ, Синод, собр., № 791).
Послание неизвестному вельможе (около 1563 г.) — не опубликовано (ГПБ, Q. XVII. 50).
Литература:
Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедициею Академии наук. — СПб., 1836. — Т. 1. — № 184, с. 161.
Псковские летописи. — М., 1955. — Вып. 2, с. 232.
Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. — Новгород, 1897, с. 31—32. Кунцевич г. Феодосий, архиепископ Новгородский (1491—1563). — СПб., 1898. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 36, 49.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1406. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М., 1852, с. 228—230. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 157. Русский провинциальный некрополь // [Шереметевский В. В.]. — М., 1914, с. 998.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 18.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 2413. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 41 (кн. 82), с. 913.
Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 25, с. 361. Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина: Указатель. — М., 1986. — Т. 1., вып. 2, с. 145. Плигузов А. И. Василий Тучков — собеседник Максима Грека // Исследования по источниковедению истории СССР XIII—XVIII вв. — М., 1986, с. 81, 92, примеч. 46. Буланин Д. М. Феодосий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1989. — Вып.2, ч. 2, с. 457—460.
Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. — Л., 1991, с. 125.
Макарий (Веретенников), архимандрит. Новгородский архиепископ Феодосий (1542—1563) // Альфа и Омега. — М., 2000. — № 3 (25), с. 206.
Помимо чисто деловых документов (см., например, его жалованные грамоты от 24 января 1543 г. и 30 июля 1549 г.: АИ. Т. 1. № 142, 150. С. 207–208, 217), сохранилось много посланий и грамот Ф., носящих следы определенной литературной обработки; некоторые из них до сих пор не опубликованы. Основной корпус посланий Ф. дошел в составе сборника ГПБ, Q.XVII.50, составленного учеником новгородского архиепископа Евфимием Турковым, которому принадлежит также записка о последних днях жизни учителя. А. А. Зимин насчитывает 20 посланий и грамот, несомненно написанных Ф.: 1) Послание Ивану Шигоне Поджогину (1533 г.) – издано в АИ (Т. 1. № 294); 2) Послание новгородскому архиепископу Макарию по поводу его приезда в Москву (январь 1535 г.) – издано в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 30); 3) Грамота боярину В. Г. Морозову о холмогорских попах (около 1542 г.) – издана в ДРВ; 4) Послание во Псков (1542–1551 гг.) – не опубликовано, читается в сборнике ГПБ, Соф. собр., № 1480; 5) Грамота в Корелу (15 января 1543 г.) – издана в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 32); 6) Повольная грамота к митрополиту Макарию об избрании ростовского архиепископа Алексея (22 февраля 1543 г.) – издана в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 34); 7) Грамота в Псково-Печерский монастырь об иноке Савватии (24 февраля 1543 г.) – издана в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 35); 8) Грамота в Устюжну Железопольскую (август 1545 г.) – издана в АИ (Т. 1. № 298); 9) Утешительное послание князю Андрею Дмитриевичу Ростовскому (сентябрь 1545 г.) – не опубликовано, читается в сборнике ГПБ, Q.XVII.50; 10–12) Три послания Ивану IV по случаю Казанского похода (1545–1546 гг.) – первое издано в ДАИ (Т. 1. № 37, I), второе в ДРВ, третье – в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 37, II); 13) Грамота Ивану IV по поводу венчания на царство (до 16 января 1547 г.) – издана в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 38); 14) Послание Ивану IV с просьбой принять меры к прекращению корчемства в Новгороде (1547 г.) – издана в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 41); 15) Послание неизвестному боярину с благодарностью за убережение софийских боярских детей от участия в Казанском походе (1547–1551 гг.) – издано в ДАИ (Т. 1. № 42); 16) Послание Ивану IV по случаю Казанского похода (1547–1552 гг.) – не опубликовано, читается в сборнике ГПБ, собр. ПДА, № 430; 17) Грамота в Вотскую пятину (8 июня 1548 г.) – издана в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 43); 18) Послание неизвестному игумену о голоде и пьянстве монахов (30 июня 1550 г.) – не опубликовано, читается в сборнике ГПБ, собр. ПДА, № 430; 19) Послание в защиту монастырского землевладения (около 1550 г.) – не опубликовано, читается в сборнике ГИМ, Синод. собр., № 791; 20) Послание неизвестному вельможе (около 1563 г.) – не опубликовано, читается в сборнике ГПБ, Q.XVII.50. Кроме того, А. А. Зимин считает Ф. автором еще двух посланий: 21) Послание митрополиту Макарию (около 1550 г.) – издано В. Жмакиным; 22) Послание Герману Полеву (после мая 1551 г.) – не опубликовано, читается в сборнике ГИМ, Синод. собр., № 791. А. Д. Седельников атрибутирует Ф., правда бездоказательно, еще одно послание Макарию (не опубликовано, читается в сборниках ГПБ, Q.XVII.50 и ГИМ, собр. Щукина, № 468). Все в том же сборнике Евфимия Туркова сохранилось предсмертное «послание духовное» Ф. к вельможам и властям (не опубликовано). Новгородскому архиепископу приписывается, наконец, рассказ о чуде с новгородским священником Исайей, который относился без должного уважения к Иосифо-Волоколамскому монастырю (издан К. И. Невоструевым). Следует еще отметить, что по инициативе Ф. в 1544–1545 гг. игумен Александро-Свирского монастыря Иродион написал Житие основателя обители Александра Свирского.
В литературе обращалось внимание на то, что в своих посланиях Ф. охотно использовал произведения и современников, и предшественников. В частности, послание в Вотскую пятину против языческих обрядов списано с грамоты архиепископа Макария – будущего митрополита; грамота в Устюжну в значительной части составлена по «Поучению к попом», приписываемому митрополиту Кириллу II; часть послания царю о корчмах заимствована из послания великому князю Иосифа Волоцкого; грамота Ф. во Псков копирует грамоту игумена Елеазарова монастыря Памфила псковским наместникам; в послании Макарию, которое, согласно А. Д. Седельникову, написано Ф., обнаруживается заимствование из «Слова кратка», обычно атрибутируемого доминиканцу Вениамину. Эти заимствования, как думает А. А. Зимин, облегчались тем, что под руками у Ф. был какой-то формулярник. И в заимствованиях, и в оригинальных текстах новгородского архиепископа обнаруживается его основательная начитанность. В послание о монастырском землевладении он включил известную грамоту императора Константина папе Сильвестру. Вдохновляя Ивана Грозного на Казанский поход, Ф. ссылается на царя Давида, императора Константина, а также на первых русских князей «Игоря, и Святослава, и Владимера, иже и на греческих царех дани имаху». В грамоте В. Г. Морозову (в значительной части воспроизведенной в его же послании митрополиту Макарию, написанном около 1550 г.) Ф. благодарит адресата за письмо, которое «в начале сота сладостно умедвено, а Омеровым именем подкреплено, и афинейским мудрованием украшено». Сочинения Ф. оказали влияние на творения митрополита Макария: первая часть митрополичьего ответа Ивану IV о монастырских землях заимствована из послания новгородского архиепископа на ту же тему.
Ф. был довольно активным книгописцем. Согласно Б. М. Клоссу, рукой архиепископа частично переписаны рукописи ГБЛ, Волок. собр., ф. 113, № 514 (л. 223–223 об., 226 об., 233 об.–235 об., 238 об. и др.), № 572 (л. 234 об.); ГПБ, Q.XVII.50 (л. 273 об., 341–342, 343; по данным Р. П. Дмитриевой, автограф Ф. – л. 267–273, 341–345 об.). А. А. Зимин полагал, что Ф. переписал целиком сборник ГИМ, Синод. собр., № 791; по Б. М. Клоссу – этот сборник частично переписан Евфимием Турковым и Дмитрием Лапшиным. Последний исследователь этого кодекса А. И. Плигузов подверг сомнению сообщения записи на л. 1 («...смиреный архиеписков (!) Феодосие Великого Новагорода и Пъскова руку свою приложил лета 7051 февраля в 22 день»), датируя основную часть рукописи 1560-ми гг. и утверждая, что здесь нет почерка Ф., что рукопись, помимо Евфимия Туркова и Дмитрия Лапшина, копировали Феодосии Плещеев и инок Иеремия. По наблюдениям Р. П. Дмитриевой, Ф. участвовал в составлении еще одного сборника – ГИМ, Епарх. собр., № 416, Сохранился также ряд, рукописей, написанных по заказу Ф.
Изд.: ДРВ. 1790. Ч. 14. С. 156–176, 213–216, 238–244, 260–265; АИ. 1841. Т. 1. № 294, 298. С. 537–538, 541–544; ДАИ. 1846. Т. 1, № 30, 32, 34, 35, 37, 38, 41–43. С. 30–31, 33–34, 35–38, 38–40, 55–60; Невоструев К. И. Рассмотрение книги И. Хрущева «Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преподобного игумена Волоцкого». СПб., 1868 // Отчет о двенадцатом присуждении наград графа Уварова. СПб., 1870. С. 166–168; Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. Прил. С. 57–62.
Лит.: Макарий [Булгаков]. История русской церкви. СПб., 1874, Т. 7. С. 481–486; Строев. Словарь. С. 305; Филарет. Обзор. С. 157; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. Новгород, 1897. С. 31–32; Кунцевич Г. Феодосий, архиепископ новгородский (1491–1563): (Его «житие») // Jahresbericht der Reformierten Kirchenschule f?r 1899–1900 СПб., 1900. С. 1–14; Жданов И. Н. Материалы для истории Стоглавого собора // И. Н. Жданов. Сочинения. СПб., 1904. Т. 1. С. 173–175; Бочкарев В. Стоглав и история собора 1551 года. Юхнов, 1906. С. 15–19; РБС. «Яблоновский – Эомин». СПб., 1913. С. 361; Седельников А. Д. К изучению «Слова кратка» и деятельности доминиканца Вениамина // ИОРЯС. 1926. Т. 30. С. 218; Будовниц И. У. 1) Русская публицистика XVI века. М.; Л., 1947. С. 180–182; 2) Словарь. С. 250; Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники, М., 1958. С. 80–84; Послания Иосифа Волоцкого / Подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 107–113; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI века. М.; Л., 1960. С. 505–506; Клосс Б. М. Нил Сорский и Нил Полев – «списатели книг» // Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1974. Сб. 2. С. 162; Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в. // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28. С. 205, 213–214; Библиотека Ивана Грозного: Реконструкция и библиографическое описание / Сост. Н. Н. Зарубин; Подгот. к печати, примеч. и доп. А. А. Амосова. Л., 1982. С. 92–93; Плигузов А. И. Василий Тучков – собеседник Максима Грека // Исследования по источниковедению истории СССР XIII–XVIII вв. М., 1986. С. 81, 92, примеч. 46.
Д. М. Буланин