Феодосий, архиепископ Новгородский

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Феодосий (архиепископ новгородский)

Феодосий - архиепископ новгородский (1491 - 1563), автор нескольких посланий, числом около 15, представляющих общегосударственный, общественный, бытовой и литературный интерес. Постриженик Иосифова Волоколамского монастыря, Феодосий был игуменом Хутынского монастыря (1532 - 1548), а затем Волоколамского, после перехода Макария на московскую кафедру был поставлен архиепископом Новгорода и Пскова (1542 - 1551), принимал участие в заседаниях Стоглавого собора и вследствие болезни ушел на покой в тот монастырь, в котором был пострижен. Перед кончиной принял схиму с именем Феофила. Житие Феодосия, обнимающее главным образом последние годы и дни его жизни, написано одним из учеников его, Евфимием Турковым , под непосредственным впечатлением утраты, и рисует обаятельный образ просвещенного и гуманного пастыря. Из произведений Феодосия более характерны послания к царю Иоанну Васильевичу - благословение на царство, напутствие на казанский поход, увещание о заботах о монастырях и церквах, извещение о грабежах и убийствах в Новгороде, - а также послания в Водскую пятину об истреблении остатков язычества, в Печерский монастырь, к разным боярам и т. д. Кроме того, Феодосий известен как собиратель рукописей, из которых некоторые хранятся в Московской духовной академии. Послания Феодосия изданы в "Актах Исторических" (том I, № 150, 294, 298), "Дополнениях" к ним (том I, № 30, 32, 34, 35, 37, 38, 41, 42, 43) и "Древней Вивлиофике" (том XIV); остальные в рукописях Иосифо-Волоколамского монастыря, Императорской публичной библиотеке, Санкт-Петербургской духовной академии, московской епархиальной библиотеки, собрании П.И. Щукина в Москве и др. Библиография указана у Г. Кунцевича, "Феодосий, архиепископ новгородский. Его житие".

Источник: Биографический словарь. 2008

Феодосий, архиепископ Новгородский

(в схиме Феофил) — архиепископ Новгородский и Псковский.


Родился в 1491 году.


Около 1523 года принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре, где состоял клириком. В монастыре на него обратил внимание великий князь Василий III, по непосредственному распоряжению которого 21 ноября 1531 года Феодосий был назначен игуменом Новгородского Хутынского монастыря. По благословению игумена Феодосия в монастыре была построена каменная церковь великомученика Георгия. Об авторитете игумена Феодосия свидетельствует тот факт, что в 1539 году настоятель Хутынского монастыря входил в число кандидатов на вакантный митрополичий престол.


В марте 1542 года Новгородский владыка Макарий († 1563; память 30 декабря/12 января) возглавил Русскую Церковь, а игумен Феодосий стал его преемником на архиепископской кафедре.


18 июня 1542 года игумен Феодосий был хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан архиепископа; 1 августа он отправился на место своего нового назначения. Здесь он ревностно приступил к исполнению своего архипастырского долга. Непрестанно следил за религиозно-нравственным состоянием своей паствы. По благословению архиепископа Феодосия в 1544—1545 годах игумен Александро-Свирского монастыря Иродион написал Житие основателя обители преподобного Александра Свирского (I 1533; память 30 августа/12 сентября). При владыке Феодосии в 1545 году были обретены мощи преподобного Иакова Боровичского († около 1540; память 23 октября/5 ноября); в 1547 году на Соборе Русской Церкви было установлено празднование преподобному Савве Вишерскому († 1461; память 1/14 октября); в 1548 году был основан Сырков монастырь близ Новгорода.


В 1551 году архиепископ Феодосий участвовал в заседаниях Стоглавого Собора, однако в мае того же года уволен от управления епархией. Проживал на покое в Иосифо-Волоколамском монастыре.


Перед смертью принял схиму.


Скончался 26 февраля 1563 года.


В Житии преосвященного, написанном его учеником Евфимием Турковым, Феодосий характеризуется архипастырем просвещенным и гуманным.


Архиепископ Феодосий был довольно активным книгописцем.


В собрании рукописных книг Иосифо-Волоколамского монастыря сохранилось двадцать две книги, принадлежащие архиепископу Феодосию. Некоторые рукописи были частично переписаны архиепископом Феодосием.


Труды:


Послание Ивану Шигоне Поджогину (1533 г.) // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1841—1842. — Т. 1, № 294. Послание новгородскому архиепископу Макарию по поводу его приезда в Москву (январь 1535 г.) // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846—1875. — СПб., 1846. — Т. 1. — № 30.


Грамота боярину В. г. Морозову о холмогорских попах (около 1542 г.) // Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. — 2-е изд. — М., 1788—1791. Послание во Псков (1542—1551 гг.) — не опубликовано (ГПБ, Соф. собр., № 1480; Грамота в Корелу (15 января 1543 г.) // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846—1875. — Т. 1. — № 32.


Повольная грамота к митрополиту Макарию об избрании ростовского архиепископа Алексия (22 февраля 1543 г.) // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846— 1875. — Т. 1. — № 34.


Грамота в Псково-Печерский монастырь об иноке Савватии (24 февраля 1543 г.) // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846—1875. — Т. 1. — № 35. Грамота в Устюжну Железопольскую (август 1545 г.) // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. — СПб., 1841. — Т. 1. — № 298.


Утешительное послание князю Андрею Дмитриевичу Ростовскому (сентябрь 1545 г.) — не опубликовано (ГПБ, Q. XVII. 50; 10—12). Три послания царю Ивану IV по случаю Казанского похода (1545—1546 гг.) // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846—1875. — Т. 1. — № 37,1; Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. — 2-е изд. — М., 1788—1791; Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846— 1875. — Т. 1. — № 37, П.


Грамота царю Ивану IV по поводу венчания на царство (до 16 января 1547 г.) // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846—1875. — Т. 1. — № 38. Послание царю Ивану IV с просьбой принять меры к прекращению корчемства в Новгороде (1547 г.) // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846—1875. — Т. 1. — №41.


Послание неизвестному боярину с благодарностью за убережение софийских боярских детей от участия в Казанском походе (1547—1551 гг) // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846—1875. — Т. 1. — № 42. Послание царю Ивану IV по случаю Казанского похода (1547—1552 гг.) — не опубликовано (ГПБ, собр. ПДА, № 430). Грамота в Вотскую пятину (8 июня 1848 г.) // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846—1875. — Т. 1. — № 43. Послание неизвестному игумену о голоде и пьянстве монахов (30 июня 1550 г.) — не опубликовано (ГПБ, собр. ПДА, № 430).


Послание в защиту монастырского землевладения (около 1550 г.) — не опубликовано (ГИМ, Синод, собр., № 791).


Послание неизвестному вельможе (около 1563 г.) — не опубликовано (ГПБ, Q. XVII. 50).


Литература:


Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедициею Академии наук. — СПб., 1836. — Т. 1. — № 184, с. 161.


Псковские летописи. — М., 1955. — Вып. 2, с. 232.


Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. — Новгород, 1897, с. 31—32. Кунцевич г. Феодосий, архиепископ Новгородский (1491—1563). — СПб., 1898. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 36, 49.


Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1406. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М., 1852, с. 228—230. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 157. Русский провинциальный некрополь // [Шереметевский В. В.]. — М., 1914, с. 998.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 18.


Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 2413. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 41 (кн. 82), с. 913.


Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 25, с. 361. Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина: Указатель. — М., 1986. — Т. 1., вып. 2, с. 145. Плигузов А. И. Василий Тучков — собеседник Максима Грека // Исследования по источниковедению истории СССР XIII—XVIII вв. — М., 1986, с. 81, 92, примеч. 46. Буланин Д. М. Феодосий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1989. — Вып.2, ч. 2, с. 457—460.


Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. — Л., 1991, с. 125.


Макарий (Веретенников), архимандрит. Новгородский архиепископ Феодосий (1542—1563) // Альфа и Омега. — М., 2000. — № 3 (25), с. 206.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Феодосий, архиепископ Новгородский
Феодосий (1491 – 26 II 1563) – архиепископ Новгородский, автор посланий, книгописец. Около 1523 г. Ф. постригся в Иосифо-Волокодамском монастыре, где состоял клириком. Уже здесь он обратил на себя внимание великого князя, ибо по непосредственному распоряжению Василия III 21 ноября 1531 г. Ф. назначается игуменом Новгородского Хутынского монастыря (ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13, 1-я пол. С. 62). Ф. проявил себя рачительным иерархом, построив в монастыре каменную церковь святого Георгия. Об авторитете его свидетельствует тот факт, что в 1539 г. Хутынский настоятель входил в число кандидатов на вакантный митрополичий престол (ААЭ. 1836. Т. 1. № 184. С. 161). Вскоре, когда новгородский владыка Макарий возглавил Русскую церковь, Ф. стал его преемником на архиепископской кафедре (с 18 июня 1542 г.). Ф. активно поддерживал внешнюю политику правительства, воодушевляя Ивана Грозного на войну с Казанью; уже на смертном одре он благословил игумена Волоколамского монастыря Леонида на участие в Полоцком походе. Ф. принимал участие и в заседаниях Стоглавого собора. Однако в мае 1551 г., по-видимому за какие-то злоупотребления, царь свел новгородского архиепископа с престола (Псковские летописи. М., 1955. Вып. 2. С. 232). Доживал свои дни Ф. в Волоколамском монастыре.
Помимо чисто деловых документов (см., например, его жалованные грамоты от 24 января 1543 г. и 30 июля 1549 г.: АИ. Т. 1. № 142, 150. С. 207–208, 217), сохранилось много посланий и грамот Ф., носящих следы определенной литературной обработки; некоторые из них до сих пор не опубликованы. Основной корпус посланий Ф. дошел в составе сборника ГПБ, Q.XVII.50, составленного учеником новгородского архиепископа Евфимием Турковым, которому принадлежит также записка о последних днях жизни учителя. А. А. Зимин насчитывает 20 посланий и грамот, несомненно написанных Ф.: 1) Послание Ивану Шигоне Поджогину (1533 г.) – издано в АИ (Т. 1. № 294); 2) Послание новгородскому архиепископу Макарию по поводу его приезда в Москву (январь 1535 г.) – издано в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 30); 3) Грамота боярину В. Г. Морозову о холмогорских попах (около 1542 г.) – издана в ДРВ; 4) Послание во Псков (1542–1551 гг.) – не опубликовано, читается в сборнике ГПБ, Соф. собр., № 1480; 5) Грамота в Корелу (15 января 1543 г.) – издана в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 32); 6) Повольная грамота к митрополиту Макарию об избрании ростовского архиепископа Алексея (22 февраля 1543 г.) – издана в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 34); 7) Грамота в Псково-Печерский монастырь об иноке Савватии (24 февраля 1543 г.) – издана в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 35); 8) Грамота в Устюжну Железопольскую (август 1545 г.) – издана в АИ (Т. 1. № 298); 9) Утешительное послание князю Андрею Дмитриевичу Ростовскому (сентябрь 1545 г.) – не опубликовано, читается в сборнике ГПБ, Q.XVII.50; 10–12) Три послания Ивану IV по случаю Казанского похода (1545–1546 гг.) – первое издано в ДАИ (Т. 1. № 37, I), второе в ДРВ, третье – в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 37, II); 13) Грамота Ивану IV по поводу венчания на царство (до 16 января 1547 г.) – издана в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 38); 14) Послание Ивану IV с просьбой принять меры к прекращению корчемства в Новгороде (1547 г.) – издана в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 41); 15) Послание неизвестному боярину с благодарностью за убережение софийских боярских детей от участия в Казанском походе (1547–1551 гг.) – издано в ДАИ (Т. 1. № 42); 16) Послание Ивану IV по случаю Казанского похода (1547–1552 гг.) – не опубликовано, читается в сборнике ГПБ, собр. ПДА, № 430; 17) Грамота в Вотскую пятину (8 июня 1548 г.) – издана в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 43); 18) Послание неизвестному игумену о голоде и пьянстве монахов (30 июня 1550 г.) – не опубликовано, читается в сборнике ГПБ, собр. ПДА, № 430; 19) Послание в защиту монастырского землевладения (около 1550 г.) – не опубликовано, читается в сборнике ГИМ, Синод. собр., № 791; 20) Послание неизвестному вельможе (около 1563 г.) – не опубликовано, читается в сборнике ГПБ, Q.XVII.50. Кроме того, А. А. Зимин считает Ф. автором еще двух посланий: 21) Послание митрополиту Макарию (около 1550 г.) – издано В. Жмакиным; 22) Послание Герману Полеву (после мая 1551 г.) – не опубликовано, читается в сборнике ГИМ, Синод. собр., № 791. А. Д. Седельников атрибутирует Ф., правда бездоказательно, еще одно послание Макарию (не опубликовано, читается в сборниках ГПБ, Q.XVII.50 и ГИМ, собр. Щукина, № 468). Все в том же сборнике Евфимия Туркова сохранилось предсмертное «послание духовное» Ф. к вельможам и властям (не опубликовано). Новгородскому архиепископу приписывается, наконец, рассказ о чуде с новгородским священником Исайей, который относился без должного уважения к Иосифо-Волоколамскому монастырю (издан К. И. Невоструевым). Следует еще отметить, что по инициативе Ф. в 1544–1545 гг. игумен Александро-Свирского монастыря Иродион написал Житие основателя обители Александра Свирского.
В литературе обращалось внимание на то, что в своих посланиях Ф. охотно использовал произведения и современников, и предшественников. В частности, послание в Вотскую пятину против языческих обрядов списано с грамоты архиепископа Макария – будущего митрополита; грамота в Устюжну в значительной части составлена по «Поучению к попом», приписываемому митрополиту Кириллу II; часть послания царю о корчмах заимствована из послания великому князю Иосифа Волоцкого; грамота Ф. во Псков копирует грамоту игумена Елеазарова монастыря Памфила псковским наместникам; в послании Макарию, которое, согласно А. Д. Седельникову, написано Ф., обнаруживается заимствование из «Слова кратка», обычно атрибутируемого доминиканцу Вениамину. Эти заимствования, как думает А. А. Зимин, облегчались тем, что под руками у Ф. был какой-то формулярник. И в заимствованиях, и в оригинальных текстах новгородского архиепископа обнаруживается его основательная начитанность. В послание о монастырском землевладении он включил известную грамоту императора Константина папе Сильвестру. Вдохновляя Ивана Грозного на Казанский поход, Ф. ссылается на царя Давида, императора Константина, а также на первых русских князей «Игоря, и Святослава, и Владимера, иже и на греческих царех дани имаху». В грамоте В. Г. Морозову (в значительной части воспроизведенной в его же послании митрополиту Макарию, написанном около 1550 г.) Ф. благодарит адресата за письмо, которое «в начале сота сладостно умедвено, а Омеровым именем подкреплено, и афинейским мудрованием украшено». Сочинения Ф. оказали влияние на творения митрополита Макария: первая часть митрополичьего ответа Ивану IV о монастырских землях заимствована из послания новгородского архиепископа на ту же тему.
Ф. был довольно активным книгописцем. Согласно Б. М. Клоссу, рукой архиепископа частично переписаны рукописи ГБЛ, Волок. собр., ф. 113, № 514 (л. 223–223 об., 226 об., 233 об.–235 об., 238 об. и др.), № 572 (л. 234 об.); ГПБ, Q.XVII.50 (л. 273 об., 341–342, 343; по данным Р. П. Дмитриевой, автограф Ф. – л. 267–273, 341–345 об.). А. А. Зимин полагал, что Ф. переписал целиком сборник ГИМ, Синод. собр., № 791; по Б. М. Клоссу – этот сборник частично переписан Евфимием Турковым и Дмитрием Лапшиным. Последний исследователь этого кодекса А. И. Плигузов подверг сомнению сообщения записи на л. 1 («...смиреный архиеписков (!) Феодосие Великого Новагорода и Пъскова руку свою приложил лета 7051 февраля в 22 день»), датируя основную часть рукописи 1560-ми гг. и утверждая, что здесь нет почерка Ф., что рукопись, помимо Евфимия Туркова и Дмитрия Лапшина, копировали Феодосии Плещеев и инок Иеремия. По наблюдениям Р. П. Дмитриевой, Ф. участвовал в составлении еще одного сборника – ГИМ, Епарх. собр., № 416, Сохранился также ряд, рукописей, написанных по заказу Ф.
Изд.: ДРВ. 1790. Ч. 14. С. 156–176, 213–216, 238–244, 260–265; АИ. 1841. Т. 1. № 294, 298. С. 537–538, 541–544; ДАИ. 1846. Т. 1, № 30, 32, 34, 35, 37, 38, 41–43. С. 30–31, 33–34, 35–38, 38–40, 55–60; Невоструев К. И. Рассмотрение книги И. Хрущева «Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преподобного игумена Волоцкого». СПб., 1868 // Отчет о двенадцатом присуждении наград графа Уварова. СПб., 1870. С. 166–168; Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. Прил. С. 57–62.
Лит.: Макарий [Булгаков]. История русской церкви. СПб., 1874, Т. 7. С. 481–486; Строев. Словарь. С. 305; Филарет. Обзор. С. 157; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. Новгород, 1897. С. 31–32; Кунцевич Г. Феодосий, архиепископ новгородский (1491–1563): (Его «житие») // Jahresbericht der Reformierten Kirchenschule f?r 1899–1900 СПб., 1900. С. 1–14; Жданов И. Н. Материалы для истории Стоглавого собора // И. Н. Жданов. Сочинения. СПб., 1904. Т. 1. С. 173–175; Бочкарев В. Стоглав и история собора 1551 года. Юхнов, 1906. С. 15–19; РБС. «Яблоновский – Эомин». СПб., 1913. С. 361; Седельников А. Д. К изучению «Слова кратка» и деятельности доминиканца Вениамина // ИОРЯС. 1926. Т. 30. С. 218; Будовниц И. У. 1) Русская публицистика XVI века. М.; Л., 1947. С. 180–182; 2) Словарь. С. 250; Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники, М., 1958. С. 80–84; Послания Иосифа Волоцкого / Подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 107–113; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI века. М.; Л., 1960. С. 505–506; Клосс Б. М. Нил Сорский и Нил Полев – «списатели книг» // Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1974. Сб. 2. С. 162; Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в. // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28. С. 205, 213–214; Библиотека Ивана Грозного: Реконструкция и библиографическое описание / Сост. Н. Н. Зарубин; Подгот. к печати, примеч. и доп. А. А. Амосова. Л., 1982. С. 92–93; Плигузов А. И. Василий Тучков – собеседник Максима Грека // Исследования по источниковедению истории СССР XIII–XVIII вв. М., 1986. С. 81, 92, примеч. 46.
Д. М. Буланин

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987