Феодосий (2-я пол. XVI в.) – автор Жития Александра Ошевенского («Месяца априля в 20 день. Житие и подвизи преподобнаго отца нашего Александра, составльшаго пречестен монастырь над рекою Чюрьюгою, во области града Каргополя, близ дышущаго моря окияна. Списано иеромонахом Феодосием тоя же обители. Благослови отче»). Ф. – сын священника того села, где родился Александр; уже здесь в детстве он слышал об Александре Ошевенском, о котором рассказывал его отцу сын старшего брата Александра Амбросия, «земледелец» Исаак, «от млада возраста» живший со святым. Затем отец Ф. переселился на реку Онегу в село Надпорожие, здесь инок Корнилий из Ошевенского монастыря, сын другого брата Александра, часто бывал у отца Ф. и также рассказывал об Александре. После смерти отца Ф. стал священником в том же селе. Овдовев, Ф. постригся в монастыре Александра и со временем стал его игуменом. «И обретох во обители древних инок и сродников святаго от рода его, и сии поведаша ми много бывающая чюдеса от богоноснаго отца».
Александр, в миру Алексей, происходил из незнатной, но, видимо, зажиточной семьи: отец его Никифор Ошевень «земледелец бяше». Родился Алексей 17 марта 1427 г. в Важеозерской веси Белозерского края. В юном возрасте Алексей идет на молебен в Кирилло-Белозерский монастырь, где остается, извещая об этом родителей письмом. Через некоторое время в монастырь приходит отец Алексея и, примирившись с уходом сына, разрешает остаться ему в монастыре. Алексей принимает монашеский постриг (ему исполняется в это время 25 лет) и становится иноком Кирилло-Белозерского монастыря Александром. Отец Александра «от насилия земных властей» уходит из Важеозерской веси в Каргополь, затем в весь Волосово и, наконец, на реку Чурьюгу, где и селится со всем семейством; со временем это место (в 45 верстах от Каргополя) начинает называться слободой Ошевнево. После долгих уговоров игумен Кирилло-Белозерского монастыря соглашается отпустить Александра навестить свою семью. Пробыв некоторое время дома, Александр собирается вернуться в монастырь; отец говорит ему, чтобы он поселился на другом берегу реки Чурьюги и основал бы там свой монастырь. Александр вместе со старшим братом осматривает местность и выбирает место под будущий монастырь (отец обещает помочь ему при постройке обители). Вернувшись в Кирилло-Белозерский монастырь, Александр, пробыв тут некоторое время, получает священнический сан. Но он не забывает о своей идее основать новый монастырь: «...посылает писание ко отцу своему, да приготовит лес на создание церкви и на поставление келиям». После долгих уговоров Александру удается получить согласие игумена на уход из Кирилло-Белозерского монастыря. Игумен отпускает его с «искусным иноком», «ведяща добре чин монастырский». Придя в Ошевнево, Александр поручает отцу смотреть за строительством монастыря, а сам идет в Новгород, где архиепископ Иона поставляет его игуменом монастыря, и получает грамоты от владелицы этих земель боярыни Анастасии на земельные угодия для монастыря. Рассказывается о событиях в жизни вновь созданной обители, о взаимоотношениях Александра с родственниками. Александр Ошевенский умирает в 1475 г. (48 лет от роду), предрекая перед смертью, что монастырь претерпит много невзгод и неурядиц, которые в конце концов благополучно завершатся.
Вторая половина Жития содержит рассказ о происходивших в монастыре событиях после смерти Александра до 1567 г., времени написания Жития Ф., описание чудес, совершенных святым. В этой части Жития Ф. много говорит о истории написания им своего произведения. Он подчеркивает, что о многих событиях ему рассказывали люди, знавшие тех, кто жил в монастыре еще при Александре, дважды Ф. подчеркивает, что о чудесных явлениях святого он слышал от самих свидетелей: «И аз от уст его сие слышах и написах в ползу слышащим»; «Аз те сия слышах от самого болярина, прилучи бо ми ся у него на вечери быти со иными священники»; наконец, он рассказывает о явлении ему Александра, понуждающего его писать Житие, в специальной главке («О явлениих преподобнаго Александра священноиноку Феодосию, первом и втором наказании и третием прещением и казанию и потом с милостию и прощением»).
По словам В. О. Ключевского, Ф. «написал обширное и превосходное по содержанию Житие» (Древнерусские жития. С. 298), отличающееся множеством «любопытных подробностей о жизни святого» (Там же. С. 299). И. Яхонтов показал, что очень многие подробности Жития и целые разделы текста являются повторением Жития Александра Свирского (см. Иродион, игумен Александро-Свирского монастыря) и ряда других житийных текстов. И все же следует подчеркнуть, что труд Ф. сообщает много жизненных подробностей, отдельные чудеса, как и рассказы о монастырской жизни, интересны местным севернорусским колоритом, стремлением отразить психологию героев повествования. Даже учитывая то, что многое в рассказах Ф. об истории создания Жития носит этикетный характер, повторяет соответствующие места из других житий, эта сторона произведения Ф. заслуживает особого внимания, так как отражает отношение агиографа к своему писательскому делу.
Германом Тулуповым на основании текста Ф. был составлен сокращенный вариант Жития Александра Ошевенского, в котором, как отмечает В. О. Ключевский, «меньше содержания, но больше риторики» (Древнерусские жития. С. 299). Написанное Ф. Житие остается неизданным.
Лит.: Буслаев Ф. Литература русских иконописных подлинников // Ф. Буслаев. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. С. 358–360; Ключевский. Древнерусские жития. С. 298– 299; Яхонтов И. Жития св. севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881. С. 88–110; Пономарев А. Александр преп. Ошевенский чудотворец // ПБЭ. Т. 1. Стб. 448–450; Будовниц. Монастыри на Руси. С. 182–191; Смирнова Э. С. Житийная икона Александра Ошевенского из Кеми // ТОДРЛ. М.; Л., 1966. Т. 22. С. 327–334; Дмитриев Л. А. Жанр севернорусских житий // ТОДРЛ. Л., 1973. Т. 27. С. 186–188.
Л. А. Дмитриев