Феодосий (Бывальцев) - митрополит московский. Был архимандритом московского Чудова монастыря; в 1454 г. поставлен в архиепископа ростовского; в 1461 г. занял митрополичью кафедру после смерти митрополита Ионы . Его избрал сам святой Иона еще при своей жизни. С Феодосия начинается новый период отношений русских митрополитов к константинопольским патриархам - период фактической независимости от их последних и фактической автокефалии. Феодосий был первый митрополит, которого великий князь утвердил сам непосредственно, в качестве преемника императоров греческих. Став митрополитом, Феодосий решил приступить к исправлению духовенства своей епархии. Он не мог помышлять о том, чтобы заставить священников стать сколько-нибудь настоящими пастырями-учителями народа: они были едва грамотны, полуграмотны или совсем безграмотны. требовать от них можно было только одного - чтобы они не слишком соблазняли народ своей дурной жизнью. Попытка Феодосия исправить духовенство окончилась полной неудачей. Когда он начал строгий перебор священников и многих из них лишил священства, многие приходы оказались без священников. Совершенно довольный своими плохими священниками, народ начал проклинать митрополита. Феодосий поспешил оставить кафедру, пробыв на ней всего три года и четыре месяца, и удалился в Чудов монастырь, где жил еще 11 лет. Скончался в 1475 г. Ему принадлежат два церковных слова: на Рождество Богородицы, известное только по указаниям (см. "Прибавление к творениям святых отцов", часть 16, стр. 213), и похвальное слово апостолам Петру и Павлу, извлечения из которого напечатаны в "Известиях Академии Наук" (том II, стр. 325 - 328). Другие его произведения: сказание о чуде, бывшем при гробе святого Алексия ("Собрание Летописи", VI, 325 след.); кондаки и икосы на Успенье Богородицы; отрывок учительного послания в Песношский монастырь ("Акты Исторических", том I, № 276, и в "Памятниках" Павлова, № 96); две грамоты к архиепископу новгородскому Ионе, в которых он напоминал Ионе об его обете не признавать Григория литовского и не иметь с ним никакого общения (первая грамота - в "Актах Исторических", том I, № 275, и у Павлова в "Памятниках", № 95; о второй в ответной грамоте Ионы Феодосию, у Павлова, № 99). В грамоте к новгородцам (напечатанной в "Актах Исторических", том I, № 77, и у Павлова, в "Памятниках", № 97) от 26 января 1463 года Феодосий увещевает новгородские мирские власти не посягать на права архиепископа над духовенством и на недвижимые церковные имения. В грамоте к псковичам (в "Актах Исторических", том I, № 277, и у Павлова в "Памятниках", № 98) Феодосий убеждает псковичей не обижать церкви Божьей.
Феодосий Бывальцев
Ф. был автором ряда посланий (опубликованы в РИБ), слов и особого Сказания об исцелевшем хромце, помещенного в составе независимого летописного свода, отразившегося в Летописях Софийской II и Львовской. Как и принадлежащее ему Похвальное слово апостолам Петру и Павлу (опубликовано в «Исторических чтениях»), это сказание отражает влияние Григория Цамблака. Заслуживает внимания упоминание в Сказании о хромце «нахождения еретического» – речь идет, вероятнее всего, о не искорененном еще в Пскове и Новгороде движении стригольников. С борьбой против стригольнических традиций, возможно, связаны и послания Ф. в Новгород и Псков в 1463–1464 гг. о неприкосновенности церковных имуществ.
Стремление Ф. «нужею навести на божий путь» священников и мирских лиц окончилось, согласно известию летописного свода, поместившего его Сказание об исцелевшем хромце, неудачей. В 1464 г. он вынужден был оставить митрополию – официально «ради тяжкого своего недуга», а по известию того же свода, из-за непопулярности введенных им строгих дисциплинарных мер: «многыя бо церкви без попов, и начата его проклинати; он же слышав се разболеся того ради, и здрав бысть и сниде в келию к Михайлову Чюду в манастырь». После отставки Ф. прожил более 10 лет и умер в Троицком монастыре.
Изд.: ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 325–330; СПб., 1910. Т. 20. С. 271–276; Исторические чтения о языке и словесности в заседаниях II отд. Академии наук 1852 и 1853 гг. / Публ. В. М. Ундольского; Вступ. замечания И. И. Срезневского. СПб., 1854. С. 226–229; РИБ. СПб., 1880. Т. 6. № 74, 95, 96, 97, 98.
Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 168–169; Макарий [Булгаков]. История русской церкви. СПб., 1887. Т. 6. С. 53–54; ПСРЛ. СПб., 1889. Т. 16. Стб. 205; Голубинский. История церкви. 1900. Т. 2, 1-я пол. С. 516; Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти: Очерки политической литературы от Владимира Святого до конца XVII в. Пг., 1916. С. 184–186; Будовниц И. У. Русская публицистика XVI в. М.; Л., 1947. С. 68–69.
Я. С. Лурье
— митрополит московский. Ф. около 10 лет был настоятелем Чудова монастыря и в 1454 г. митрополитом Ионой был рукоположен в епископский сан в Ростове. Спустя год после вступления на паству ростовскую он был осужден за то, что в навечерие Богоявления, случившееся тогда в воскресенье, разрешил мирянам употреблять мясо, а инокам — сыр, рыбу и яйца. Митрополит Иона, призвав его на собор в Москву, угрожал ему за такое отступление от церковного устава лишением сана; однако полное и совершенно искреннее раскаяние и смирение Ф., а также ходатайство за него великой княгини Софии отвратили гнев Ионы, и он не привел в исполнение своей угрозы. На соборе Ф. покаялся публично и обещал впредь неизменно соблюдать правила устава, объясняя, что поступил так "по диаволю искушению, а по своему скудоумству или истиннее рещи по невнимательству, паче же и по мнетельству". Строгая взыскательность первосвятителя русского сделала то, что Ф. стал чрезвычайно осмотрителен к самому себе и осторожен в заведовании паствой. От вверенного ему духовенства он требовал, чтобы оно являлось к нему за наставлениями о своих обязанностях. В особенности возмущало Ф. свободное разрешение духовенством третьих и даже четвертых браков. Чтобы побудить духовенство вверенной ему епархии к более строгому исполнению своих требований, Ф. назначил в Белозерске частный собор для всех игуменов, священников и диаконов, причем тем, которые не явятся, угрожал отлучением. Собор состоялся в январе 1469 года, а по другим источникам — в 1468 году. 31 марта 1461 года скончался митр. Иона. По его назначению и по соборному определению Ф. должен был занять кафедру московской митрополии. Это обстоятельство устраняло всякие смуты и недоразумения при назначении нового лица в в этот сан, тем более что в юго-западной Руси явился тогда свой митрополит — Григорий, ученик Исидора, присланный из Рима, и король польский Казимир предлагал великому князю московскому принять его на место престарелого Ионы. Пастыри великорусской церкви поспешили на собор в Москву (9 мая 1461 года), на котором и избрали Ф. митрополитом, а отсутствовавшие прислали свои "повольные" грамоты, в которых также изъявили свое согласие на избрание Ф. преемником Ионы. Это было первое избрание митрополита русскими архиереями без сношения с Царьградом. Возведенный на престол митрополии московской и всея России, Ф. не оставлял вразумлять свою паству наставлениями. Во время четырехлетнего управления митрополией он наибольшее внимание обращал на устройство дел церкви новгородской. По вступлении на престол великого князя Иоанна Васильевича в Москву явился архиепископ новгородский, и Ф. принял его очень радушно. Видя в нем опору искреннего согласия между Новгородом и Москвою и заботясь об удержании новгородской иерархий за своею митрополией, Ф. особой грамотой утвердил иерархические права архиепископа и в то же время укрепил за кафедрой Софийской все ее владения. Кроме того, Ф. много сделал для архиепископии новгородской и в отношении к Пскову. Враждуя с немцами и не получая помощи от Новгорода, псковичи решили порвать с ним всякие связи, остановили сбор доходов в пользу новгородского архиепископа и обратились к великому князю с просьбой, чтобы он дозволил им избрать своего епископа. Митрополит Ф. послал в Псков грамоту против нарушителей повиновения архиепископу, а великому князю посоветовал в просьбе псковитянам отказать, что и было сделано. Сделавшись митрополитом, Ф. еще больше, чем во время своего епископства в Ростове, стал заботиться о внутреннем усовершенствовании своего духовенства. Каждую неделю собирал он священников московских и предлагал им духовные наставления. К вдовым священникам и диаконам он был необыкновенно строг и большей частью отправлял их в монастыри. Эти строгие заботы архипастыря об исправлении духовенства вызвали сильный ропот в столице. Ф., заметив нерасположение к себе духовенства, подчиненного ему, 13-го сентября 1464 года оставил митрополию и удалился в келию Чудова монастыря. Здесь он взял на свое попечение одного расслабленного и ходил за ним, омывая его струпы. Под конец жизни Ф. перешел в Сергиеву лавру, где игуменом в это время был Спиридон. Около 10 лет провел Ф. в смиренных подвигах и в 1475 году скончался в Сергиевой обители.
Из сочинений его отметим: "Похвальное слово апост. Петру и Павлу", напечатано в "Известиях Академии Наук", т. III, стр. 322—328; Слово на Рождество Богородицы, начинающееся словами: "Да отверзутся всяка уста днесь славословию"; Слово о чуде святителя Алексия (Собр. летоп., т. VI, стр. 326—330); Послание духовенству Белозерской страны с обличением в нерадении к званию (Истор. Акты, т. I, № 64); пять других посланий (там же, т. I, №№ 57, 78, 275—277); Исповедание (там же, т. І, № 57) и грамота (там же, т. І, № 77).
"П. С. Р. Л.", т. VI, стр. 325—326; т. V, стр. 273; т. III, стр. 141. — Карамзин, "История Государства Российского", т. VI, примечание 629. — "Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры", 1852 год, стр. 63. — "Иерархи ростовско-ярославской паствы", Ярославль, 1864 г. — Филарет Гумилевский, "Обзор русской духовной литературы", СПб., 1884 г., стр. 110—111. — А. А. Титов, "Ростовская иерархия", "Летопись о Ростовских архиереях" (Изд. "О. Л. Д. П.").
P.
{Половцов}
Феодосий Бывальцев
— митрополит московский. Был архимандритом московского Чудова монастыря; в 1454 г. поставлен в архиепископа ростовского; в 1461 г. занял митрополичью кафедру после смерти митрополита Ионы. Его избрал сам св. Иона еще при своей жизни. С Ф. начинается новый период отношений русских митрополитов к константинопольским патриархам — период фактической независимости их от последних и фактической автокефалии. Ф. был первый митрололит, которого великий князь утвердил сам непосредственно, в качестве преемника императоров греческих. Став митрополитом, Ф. решил приступить к исправлению духовенства своей епархии. Он не мог помышлять о том, чтобы заставить священников стать сколько-нибудь настоящими пастырями-учителями народа: они были едва грамотны, полуграмотны или совсем безграмотны. Требовать от них можно было только одного — чтобы они не слишком соблазняли народ своей дурной жизнью. Попытка Ф. исправить духовенство окончилась полной неудачей. Когда он начал строгий перебор священников и многих из них лишил священства, многие приходы оказались без священников. Совершенно довольный своими плохими священниками, народ начал проклинать митрополита. Ф. поспешил оставить кафедру, пробыв на ней всего три года и четыре месяца, и удалился в Чудов монастырь, где жил еще 11 лет. Скончался в 1475 г. Ему принадлежат два церковных слова: на Рождество Богородицы, известное только по указаниям (см. "Прибавл. к творениям св. отцов", ч. 16, стр. 213), и похвальное слово апостолам Петру и Павлу, извлечения из которого напечатаны в "Известиях Академии Наук" (т. II, стр. 325 — 328). Другие его произведения: сказание о чуде, бывшем при гробе св. Алексия ("Собрание Летоп.", VI, 325 след.); кондаки и икосы на Успение Богородицы; отрывок учительного послания в Песношский монастырь ("Акты Истор.", т. I, № 276, и в "Памятн." Павлова, № 96); две грамоты к архиепископу новгородскому Ионе, в которых он напоминал Ионе об его обете не признавать Григория литовского и не иметь с ним никакого общения (первая грамота — в "Актах Истор.", т. I, № 275, и у Павлова в "Памятн.", № 95; о второй в ответной грамоте Ионы Феодосию, у Павлова, № 99). В грамоте к новгородцам (напечат. в "Актах Истор.", т. 1, № 77, и у Павлова, в "Памятн.", № 97) от 26 января 1463 года Феодосий увещевает новгородские мирские власти не посягать на права архиепископа над духовенством и на недвижимые церковные имения. В грамоте к псковичам (в "Актах Исторических", т. I, № 277, и у Павлова в "Памятниках", № 98) Ф. убеждает псковичей не обижать церкви Божией.
{Брокгауз}
Феодосий Бывальцев
— святитель, митрополит Московский и всея Руси.
† 1475; память в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых.
До епископской хиротонии был архимандритом Московского Чудова монастыря.
23 июня 1454 года хиротонисан во епископа Ростовского митрополитом Киевским и всея Руси Ионою († 1461; память 31 марта/13 апреля, 27 мая/9 июня, 15/28 июня) с возведением в сан архиепископа.
В 1455 году владыка Феодосий был осужден за нарушение церковного устава, которое заключалось в том, что в навечерие Богоявления Господня, случившееся тогда в воскресенье, разрешил мирянам вкушать мясо, а инокам рыбу и молоко, и сам вкушал, несмотря на предостережения со стороны некоторых священников и даже мирян. Митрополит Иона призвал его на Собор в Москву и едва не лишил сана. Однако полное раскаяние и смирение архиепископа Феодосия отвратили гнев митрополита Ионы. После этого случая владыка Феодосий стал чрезвычайно осмотрительным к самому себе, осторожным с паствою и требовательным к духовенству. В 1458 году архиепископ Феодосий прибыл в Белозерск и здесь написал ко всему местному духовенству окружную грамоту, приглашая их на Собор. "Как вы в продолжение уже четырех лет моего архиепископства не приходили к соборной Ростовской церкви, чтобы поучиться истинному любомудрию, и от нашего смирения благословения не просите, и наставлений от Божественного Писания и правил святых отцов слышать не хотите, и о церковном исправлении и своем стаде небрежете, и всячески заблудили от правого пути, то вот я сам, сознавая свой пастырский долг, подвигся прийти сюда к вашей любви ради вашего спасения. Поэтому я созываю Собор в городе Белозерске, в церкви святого Василия, и благословляю вас, чтобы вы все без всякого прекословия явились ко мне на тот Собор ко дню Крещения Господня. А кто не явится, тот будет лишен священства, а если и потом, несмотря на мое запрещение, дерзнет священствовать, то будет проклят".
3 мая 1461 года архиепископ Феодосий был избран митрополитом Московским и всея Руси. При избрании и поставлении митрополита Феодосия особое значение придавалось согласному волеизъявлению митрополита Ионы, великого князя и освященного Собора. Василий II незадолго до смерти святителя Ионы сначала созвал епископов, находившихся тогда в Москве, а затем они совместно "поговорили" с митрополитом Ионой о благословении им преемника на "святую Рускую митрополью"; святитель "обговорил... с великим князем", а также с епископами, "избрал и благословил" преемника "на свое место", дал на его имя благословенную грамоту, скрепленную подписью и печатью, и положил на престол в Успенском соборе. Она была обнародована после смерти святителя Ионы, копии с нее были разосланы всем епископам с приглашением в Москву для поставления новоизбранного митрополита. Избрание и поставление митрополита Феодосия ознаменовало собой окончательное установление автокефалии Русской Церкви — уже митрополит Иона не имел утверждения ни Константинопольского патриарха с его Собором, ни Византийского императора, а после падения Константинополя в 1453 году Империя перестала существовать.
Жизнь Русской Православной Церкви в условиях самостоятельности была подчинена задачам внутреннего устроения, противостояния "латинству" и ересям; духовный авторитет Церкви и ее поддержка способствовали успехам борьбы против ордынского ига и укреплению государственного единства. Спустя месяц после вступления на кафедру митрополит Феодосий обратился с посланием к Новгородскому владыке Ионе: "Ты знаешь, сын мой, что в Литовскую землю пришел ученик Исидоров Григорий и что король его принял и дал ему престол Киевский. Если этот Григорий по каким-либо делам пришлет к тебе кого-либо из своих, то ты, помня свое обещание, данное при поставлении твоем и повторенное в твоих грамотах к великому князю и Собору русских епископов, не принимай и ни в чем не проси благословения от того Григория и не внимай его писаниям и поучениям. Да и детей твоих духовных в Новгороде и Пскове укрепляй твердо, чтобы они не принимали его благословения и поучения и не посылали к нему ни с чем, чтобы не поколебалась от ересей наша Православная Церковь".
Деятельность митрополита Феодосия была отмечена заботой об исправлении приходского духовенства. Особенную строгость он проявил к духовенству митрополичьей епархии. Митрополит еженедельно собирал священников с целью поучения. Специальные распоряжения касались вдовых священников, которых он приказывал постригать в монахи. Тех священников, которые имели наложниц, предписывалось штрафовать и лишать сана. Многие церкви остались без священников, и действия митрополита вызвали недовольство. Стремление митрополита Феодосия "нужею навести на Божий путь" священников и мирских лиц окончилось, согласно известию Летописного свода, неудачей. В 1464 году он вынужден был оставить митрополию — официально "ради тяжкого своего недуга", а по известию того же свода, из-за непопулярности введенных им строгих дисциплинарных мер: "многыя бо церкви без попов, и начаша его проклинати; он же слышав се разболеся того ради, и здрав бысть и сниде в келию к Михайлову Чюду в монастырь".
В Чудовом монастыре митрополит Феодосий взял на свое попечение одного расслабленного старца и служил ему, омывал его струпы. Около десяти лет провел митрополит Феодосий в смиренном подвиге. В конце жизни он перешел в Троице-Сергиев монастырь, где и скончался 15 октября 1475 года. Погребен в Чудовом монастыре, в Архангельской церкви.
Труды:
Похвальное слово апостолам Петру и Павлу // Известия императорской Академии наук: в 10 т. — 1852—1863. — Т. 3, с. 322—328. Слово на Рождество Богородицы // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. — М., 1844—1891. — Ч. 16, с. 213. Сказание о чуде, бывшем при гробе святителя Алексия // Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921. — Т. 6, с. 325. Послание к духовенству Белозерской страны с обличением в нерадении к званию // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1841 — 1842. — Т. 1, № 64.
Пять других посланий // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1841—1842. — Т. 1, № 57, с. 78, 275, 276, 277; № 77. Церковь и семья в их взаимных отношениях. — Полтава, 1907.
Кондаки и икосы на Успение Пресвятой Богородицы.
Послание митрополита Феодосия в Новгород о защите церковной недвижимости и святительских прав Новгородского архиепископа, особенно в сфере суда // Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею: в 39 т. — СПб., 1872—1927. — Т. 6, № 97. Послание митрополита Феодосия в Новгород с призывом не иметь с митрополитом Григорием никакого общения // Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею: в 39 т. — СПб., 1872—1927. — Т. 6, № 95; Русский феодальный архив XIV— первой трети XVI века. — М., 1986—1992. — Вып. 5, с. 1006.
Литература:
Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 239, прим. 37, с. 274, прим. 18.
Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. — М., 1896, с. 125,127. Титов А. А. Ростовская иерархия, (материалы для истории Русской Церкви). — М., 1890. Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. — 2-е изд. — Владимир, 1901 — 1902. — Т. 2, с. 576.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 5,162, 331.
Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 370.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1405, 1418.
Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М., 1852, с. 96. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 427. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 110—111.
Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. — 3-е изд. — СПб., 1842—1843. — Т. 6, прим. 629.
Иерархи Ростово-Ярославской паствы в преемственном порядке с 992 года до настоящего времени. — Ярославль, изд. Яросл. еп. попечительства, 1864.
Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской Духовной Академии А. В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида. — М., 1852, с. 63.
Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921. — Т. 3, с. 141; т. 5, с. 273; т. 6, с. 325—326.
Московский кафедральный Чудов монастырь. — М., 1896, с. 45.
Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 549.
Московский некрополь: в 3 т. — СПб., 1907— 1908. — Т. 3, с. 415.
Список погребенных в Троице-Сергиевой Лавре от основания оной до 1880 г. [893 имени]. — М., 1880, № 65.
Исторический вестник. — СПб., 1885, октябрь, с. 96.
Православный собеседник. — Казань, 1867, июнь, с. 113; ноябрь, с. 166. Русский архив. — М., 1900. — Кн. 2, № 7, с. 337.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 2413. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 41 (кн. 82), с. 913—913.
Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 25, с. 325—327. Лурье Я. С. Феодосий Бывальцев // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1989. — Вып. 2, ч. 2, с. 456, 457. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 4, ч. 1, с. 22, 35—39, 45, 72, 275, 279, 281, 284, 290, 511, 514; ч. 2, с. 31, 40, 41, 93, 100, 105, 160,171, 209, 229, 251, 253. Синицына Н. В. Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. — М., 2000, с. 66, 67.
Феодосий Бывальцев
митрополит московский с 1461 г., архиепископ ростовский с 1454 г.; † окт. 1475 г.
{Половцов}