Феодосий Грек

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Феодосий, грек

— грек; в 1792 г. определен в строит. Разважа-Новгород. мон., оттуда 1798 г. в Крупицк. мон., здесь выстроил камен. ц. Преображения; † 1805 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Феодосий Грек

— игумен Киево-Печерского монастыря (1142—1156), автор нескольких полемических и учительных произведений; до последнего времени обыкновенно смешивался с преподобным Ф., игуменом и основателем того же монастыря. Получивший хорошее богословское образование в Византии, Ф. прибыл в Россию в первой четверти ХII в., вместе с одним из митрополитов-греков, жил при митрополии и после смерти игумена Пимена-постника был поставлен игуменом Киево-Печерского монастыря, несмотря на то, что в это время монастырь являлся оплотом национального и отчасти демократического движения. Исключение было сделано, вероятно, благодаря близости Ф. к бывшему черниговскому князю Николе Святоше, не чуждому литературе, любителю книг и уважавшему образованного монаха Ф., а также к киевскому вел. кн. Изяславу II Мстиславичу (1146—49, 1151—54), в посольстве которого к Владимиру Давидовичу и другим князьям принимал участие Ф. (1148 г.). При Ф. имело место поставление в митрополиты русского, Климента Смолятича, без согласия константинопольского патриарха, на стороне которого, как предполагают, стоял Ф. вместе с новгородским епископом Нифонтом, знавшим сочинения Ф. Из книжных трудов Ф. известно переписанное ("списано") им житие св. Панкратия, патрона кн. Николы Святоши, переводы и самостоятельно составленные по греческим источникам полемические трактаты против латинян, с яркими чертами нетерпимости к инославным, столь характерными для писателей-греков и чуждыми русским. Из перечисленных сочинений пять принадлежат Ф. почти достоверно, и три — предположительно. К первой категории относятся: 1) перевод "богомудрой и догматической эпистолии" папы Льва I Великого к констант. патр. Флавиану о IV вселенском халкидонском соборе и ереси Евтихия, сделанный Ф. для черниговского кн. Панкратия (в иночестве Николая) Святослава (Святоши) Давидовича, с оригинала, полученного непосредственно из Рима (изд. Бодянским в "Чтениях Общества Истории и Древн. Росс.", 1848, № 7); 2) "Сказание римские эпистолии", т. е. предисловие к упомянутому переводу, где автор сообщает об изучении им в детстве Гомера и "риторских книг", одобряет отречение от власти и принятие схимы кн. Николаем в 1106 году (Р. Зотов, "О черниговских князьях по Любецкому синодику", СПб., 1893, 24, 38, 261 — 262); 3) Ответ на "вопрошение Изяслава князя, сына Ярославля, внука Володимира", где разрешается спор об употреблении мяса в среду и пятницу, если эти дни совпадают с Господскими праздниками (изд. Макарием в "Ученых Записках II Отд. Акад. Наук", кн. II, вып. 2); 4) связанный с предыдущим трактат о значении празднования воскресения и отношении его к другим дням недели, упоминаемый в "Вопрошениях Кирика" (А. Павлов, "Памятники древнерусского канонического права", СПб., 1880, 38); 5) "Слово отца нашего Ф. игумена печерского к Изяславу князю о латинах", с перечислением "латинских ересей" по пунктам (А. Яцимирский, "Из слав. рукописей", М., 1898, 1 — 27, 155). К второй категории принадлежат: 1) Повесть о крещении князя Владимира, составленная на основании греческих источников и внесенная в первоначальный киевский свод (мнение Е. Голубинского); 2) компилятивное "Поучение блаженного Ф. игумена печерского о казнях Божиих", часть которого внесена в Лаврентьевскую летопись под 1068 г. (мнение А. Лященка); 3) "Поучение в субботу сыропустную", с похвалой подвижникам-постникам, составленное вскоре после 1147 года, приписываемое также Клименту Смолятичу (мнение Н. Никольского) или митр. Илариону (мнение М. Покровского).



Литература. Макарий, "Преподобный Ф. Печерский, как писатель" ("Известия II Отд. Акад. Наук", IV, 273 — 293); Срезневский, "Сведения и заметки" (XXIV); А. Вадковский, "Так называемые поучения Ф. печерского к народу русскому" ("Правосл. Собеседник, 1878); Карнеев, "Вероятный источник Слова о среде и пятке" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1891, IX); Антоний, "Из истории христ. проповеди" (СПб., 1895); А. Шахматова "Киево-печерский патерик и печерская летопись" ("Известия Отд. русск. яз. и слов. Акад. Наук", 1897, кн. III); А. Яцимирский, "Мелкие тексты и заметки и т. д." (там же, 1899, кн. II); А. Лященко, "Заметка о сочинениях Ф., писателя XII в." ("Jahresbericht der Reformierten Kirchenschule für 1899—1900", СПб., 1900); В. Чаговец, "Преподобный Ф. печерский, его жизнь и сочинения" ("Известия Унив. св. Владимира", 1901, №№ 6 — 12); Г. Бельченко, "Преп. Ф. печерский" (Одесса, 1902; ред. Гетца в "Deutsche Literaturzeitung", 1903, № 9); В. Малинин, "Преп. Ф., основатель киево-печерского монастыря" ("Труды Киев. Духовн. Акад.", 1902, кн. V); L. К. Goetz, "Der Kiever-Höhlenkloster als Kulturzentrum des vormongolischen Russlands" (Пассау, 1904, 86 — 89).


А. И. Яцимирский.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Феодосий Грек
Феодосий Грек (XII в.) – переводчик «епистолии» папы Льва I Флавиану, патриарху Константиноп., о ереси Евтихия (PL, Parisiis, 1846, t. 54, col. 756–780; Acta conciliorum ?cumeniorum. Ed. E. Schwartz, t. 2, vol. 1, pars 1. Concilium universale Chalcedonense. Berolini et Lipsiae, 1933, p. 10–19) и автор предисловия и послесловия к этому сочинению.
О том, что автор перевода – по происхождению грек, свидетельствует его обращение к патриарху («призываю же раб твой, инокый Феодосий, моего патриарха молитвы»). В предисловии к переводу («Сказании») в обычном самоуничижительном заявлении автор высказывает сомнения, достоин ли он браться за перевод, ибо «учившимся от млад ногот омирьскиим и риторьскыим книгам таково есть дело». Это «общее место» восходит к византийской литературе (Егунов А. Н. Гомер в русских переводах XVIII–XIX вв. М.; Л., 1964, с. 15) и отнюдь не характеризует круг чтения писателя, как утверждали некоторые ученые. Греческий оригинал «епистолии» получен был из Рима («Еже от Рима... прииде... богомудрая си и догматьская епистолия»). В «Сказании» переводчик говорит, что приняться за дело его побудил «кир» Николай, а в заключении пишет: «Христолюбивому и богородному Святоши вечная память». Из этого следует, что перевод сделан для черниговского князя Святослава (Святоши) Давидовича, который постригся в Печерском монастыре в 1106 г. под именем Николая и о благочестивых подвигах которого имеется подробный рассказ в Патерике Киево-Печерском (см. ПЛДР. XII век. М., 1980, с. 498–506). Видимо, князь-инок был любителем книг, поскольку в Патерике сказано: «Суть же и книгы его многыя и доныне». Из пожелания «вечной памяти» князю Святоше заключают, что перевод был закончен уже после его смерти (1142 г., день его смерти отмечается 14 октября); ср., впрочем, возражения А. Лященко.
Все остальные сведения о жизни и творчестве Ф. Г. зиждятся на весьма шатких гипотезах и догадках. Ни на чем не основана догадка о том, что писатель приехал на Русь в свите Никифора, митрополита (1104 г.); малоубедительно отождествление Ф. Г. с игуменом Киево-Печерского монастыря Феодосием (1142–1156 гг.). И. П. Еремин опроверг атрибуцию Ф. Г. двух посланий князю Изяславу Ярославичу и обосновал их принадлежность Феодосию, игумену Киево-Печерского монастыря. Не доказано также тождество «Феодоса», упоминаемого в «Вопрошании» Кирика (РИБ. СПб., 1908, т. 6, ч. 1. 2-е изд. стб. 38), и Ф. Г. Нуждается в дополнительной аргументации предположение А. А. Шахматова о том, что Феодосий, переписавший «Поучение святаго Панкратия о крещении обеда и пития», есть Ф. Г.; предположение это основано на том, что христианское имя Святослава Давидовича (в миру) было Панкратий. Попытки приписать Ф. Г. некоторые другие сочинения – Житие князя Владимира (см. Память и Похвала князю Владимиру), поучение «о казнях божиих» (см. Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря), поучение в субботу сыропустную – не выдерживают критики.
Перевод «епистолии» Льва I известен на сегодняшний день в единственном списке (ГИМ, собр. Уварова, № 1772/509, XV в.), по которому он был опубликован О. Бодянским. Перевод этот входит в состав статьи «О четвертемъ сборе, иже в Халкидоне, слово святых отець, шьстисот и тридесят» (л. 299 об.–310).
Изд.: Бодянский О. Славянорусские сочинения в пергаменном сборнике И. Н. Царского. – ЧОИДР, 1848, год. 3, № 7, с. XV–XXII, 1–20.
Лит.: Филарет. Обзор, с. 31–32; Соболевский А. И. Памятники древнерусской литературы, посвященные Владимиру св. – ЧИОНЛ, 1888, кн. 2, с. 12; Шахматов А. А. Киевопечерский патерик и Печерская летопись. – ИОРЯС, 1897, т. 2, с. 827–833; Яцимирский А. И. 1) Мелкие тексты и заметки по старинной славянской и русской литературе. – ИОРЯС, 1899, т. 4, кн. 2, с. 438–441; 2) Феодосий Грек. – Энцикл. словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1904, т. 41а, с. 911–912; Лященко А. Заметка о сочинениях Феодосия, писателя XII века. Отд. отт. из «Jahresbericht der Reformierten Kirchenschule f?r 1899–1900». СПб., 1900; Голубинский. История церкви, т. 1, 1-я пол., с. 859–860; Чаговец В. А. Преподобный Феодосии Печерский, его жизнь и сочинения. Киев, 1901, с. 193–209; Бельченко Г. П. Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения: (По поводу книги В. А. Чаговца). Одесса, 1902, с. 46–50; Гетц Л. К. Киево-Печерский монастырь как культурный центр домонгольской России. Passau, 1904, с. 86–87; РБС, «Яблоновский – Фомин». СПб., 1913, с. 370–371; Келтуяла В. А. Курс истории русской литературы. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 1913, ч. 1, кн. 1, с. 675–680; Еремин И. П. 1) Из истории древнерусской публицистики XI в. (Послание Феодосия Печерского к князю Изяславу Ярославичу о латинянах). – ТОДРЛ, 1935, т. 2, с. 26–31; 2) Литературное наследие Феодосия Печерского. – Там же, 1947, т. 5, с. 159–162; Висковатый К. К вопросу об авторе и времени написания «Слова к Изяславу о Латинех». – Slavia, 1939, ro?. 16, se?. 4, с. 535–567; Укра?нськi письменники, с. 186–187; Роdskalskу G. Christentum und theologische Literatur in der Kiever Rus’ (988–1237). M?nchen, 1982, S. 179–184.
Т. В. Буланина

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987

Феодосий Грек

Феодосий Грек - игумен Киево-Печерского монастыря (1142 - 1156), автор нескольких полемических и учительных произведений; до последнего времени обыкновенно смешивался с преподобным Феодосием , игуменом и основателем того же монастыря. Получивший хорошее богословское образование в Византии, Феодосий прибыл в Россию в первой четверти XII века, вместе с одним из митрополитов-греков, жил в митрополии и после смерти игумена Пимена-постовника был поставлен игуменом Киево-Печерского монастыря, несмотря на то, что в это время монастырь являлся оплотом национального и отчасти демократического движения. Исключение было сделано, вероятно, благодаря близости Феодосия к бывшему черниговскому князю Николе Святоше , не чуждому литературе, любителю книг и уважавшему образованного монаха Феодосия, а также к киевскому великому князю Изяславу II Мстиславичу (1146 - 49, 1151 - 54), в посольстве которого к Владимиру Давидовичу и другим князьям принимал участие Феодосий (1148). При Феодосии имело место поставление в митрополиты русского, Климента Смолятича, без согласия константинопольского патриарха, на стороне которого, как предполагают, стоял Феодосий вместе с новгородским епископом Нифонтом , знавшим сочинения Феодосия. Из книжных трудов Феодосия известно переписанное ("списано") им житие святого Панкратия, патрона князя Николы Святоши, переводы и самостоятельно составленные по греческим источникам полемические трактаты против латинян, с яркими чертами нетерпимости к инославным, столь характерными для писателей-греков и чуждыми русским. Из перечисленных сочинений пять принадлежат Феодосию почти достоверно, и три - предположительно. К первой категории относятся: 1) перевод "богомудрой и догматической эпистолии" папы Льва I Великого к константинопольскому патриарху Флавиану о IV вселенском халкидонском соборе и ереси Евтихия, сделанные Феодосием для черниговского князя Панкратия (в иночестве Николая) Святослава (Святоши) Давидовича, с оригинала, полученного непосредственно из Рима (издано Бодянским в "Чтениях Общества Истории и Древностей Российских", 1848, № 7); 2) "Сказание римские эпистолии", то есть предисловие к упомянутому переводу, где автор сообщает об изучении им в детстве Гомера и "риторских книг", одобряет отречение от власти и принятие схимы князем Николаем в 1106 году (Р. Зотов "О черниговских князьях по Люберецкому синодику", СПб., 1893, 24, 38, 261 - 262); 3) Ответ на "вопрошение Изяслава князя, сына Ярославля, внука Володимира", где разрешается спор об употреблении мяса в среду и пятницу, если эти дни совпадают с Господскими праздниками (издано Макарием в "Ученых Записках II Отделения Академии Наук", книга II, выпуск 2); 4) связанный с предыдущим трактат о знании празднования воскресенья и отношении его к другим дням недели, упоминаемый в "Вопрошениях Кирика" (А. Павлов "Памятники древнерусского канонического права", СПб., 1880, 38); 5) "Слово отца нашего Феодосия игумена печерского к Изяславу князю о латинах", с перечислением "латинских ересей" по пунктам (А. Яцимирский "Из славянских рукописей", М., 1898, 1 - 27, 155). К второй категории принадлежат: 1) Повесть о крещении князя Владимира, составленная на основании греческих источников и внесенная в первоначальный киевский свод (мнение Е. Голубинского ); 2) компилятивное "Поучение блаженного Феодосия игумена печерского о казнях Божиих", летопись под 1068 г. (мнение А. Лященка ); 3) "Поучение в субботу сыропустную", с похвалой подвижникам-постникам, составленное вскоре после 1147 года, приписываемое также Клименту Смолятичу (мнение Н. Никольского ) или митрополиту Илариону (мнение М. Покровского ). Литература: Макарий "Преподобный Феодосий Печерский, как писатель" ("Известия II отделения Академии Наук", IV, 273 - 293); Срезневский "Сведения и заметки" (XXIV); А. Вадковский "Так называемые поучения Феодосия печерского к народу русскому" ("Православный Собеседник", 1878); Карнеев "Вероятный источник Слова о среде и пятке" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1891, IX); Антоний "Из истории христианской проповеди" (СПб., 1895); А. Шахматов "Киево-Печерский патерик и печерская летопись" ("Известия Отдела русского языка и словесности Академии Наук", 1897, книга III); А. Яцимирский "Мелкие тексты и заметки и т. д." (там же, 1899, книга II); А. Лященко "Заметка о сочинениях Феодосия, писателя XII века" ("Jahresbericht der Reformierten Kirchenschule fur 1899 - 1900", СПб., 1900); В. Чаговец "Преподобный Феодосий печерский, его жизнь и сочинения" ("Известия Университета святого Владимира", 1901, № 6 - 12); Г. Бельченко "Преподобный Феодосий печерский" (Одесса, 1902; рецензия Гетца в "Deutsche Literaturzeitung", 1903, № 9); В. Малинин "Преподобный Феодосий, основатель Киево-Печерского монастыря" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1902, книга V); L. K. Goetz "Der Kiever-Hohlenkloster als Kulturzentrum des vormongolischen Russlands" (Пассау, 1904, 86 - 89). А.И. Яцимирский.

Источник: Биографический словарь. 2008