ФЕОДОСИЙ I

Найдено 1 определение
ФЕОДОСИЙ I
3 7 9 - 3 9 5 гг. Феодосий I Великий (Флавий) (император-соправитель, 379— 392 гг., оспоренный в 392—94 гг.; единоличный император, 394—95 гг.) родился в 347 г. в Кауке, на северо-западе Испании. Его отцу, Феодосию Старшему, в 368—69 гг. было пожаловано командование особой действующей армией, а потом он стал главнокомандующим кавалерии (magister equitum), сначала в императорском штабе, а впоследствии, в 369—75 гг., в Африке. В 368 г. будущий император участвовал в походе с армией своего отца в Британии, а позднее вернулся на континент, чтобы сражаться против алеманнов. В 373—74 гг. он был правителем Первой Мезии (Верхней Мезии) и проводил операции против сарматов. После того как его отца обвинили в измене при Валентиниане I в 37S г. и казнили при Грациане в следующем году, младший Феодосий вышел в отставку и удалился в свои владения в Испании. Однако после битвы с вестготами при Адрианополе, в которой восточный император Валент расстался с жизнью, Грациан вызвал Феодосия из Испании, чтобы тот взял на себя командование данувийским фронтом, возможно, в должности главнокомандующего. Он сразу же добился значительных успехов, и 19 января 379 г. в Сирмии ему было присвоено звание августа. В первые несколько лет правления Феодосий I продолжал сражаться с вестготскими захватчиками и переселенцами, но он не смог изгнать их и в 382 г. заключил договор с их вождями, принимая их, что называется, е п bloc (гуртом) как федератов в границах Империи. Вестготы были первым из германских народов, получивших статус союзников и федератов. По договору они получали земли во Фракии, где им разрешалось жить по своим собственным законам и со своими правителями, при условии, что они выделят солдат и земледельцев римлянам. Таким образом Рим имел дело уже не с отдельными рекрутами, но с целыми племенами, у которых были собственные вожди. Эти вожди ежегодно получали от Феодосия определенное содержание деньгами и натурой, чтобы расплачиваться с подчиненными им войсками, и командовали ими как его офицеры. Вестготские солдаты служили под началом римлян на очень выгодных условиях, и им разрешалось в любое время оставить службу, при условии, если они найдут себе замену. Однажды устроенная, эта новая федеративная часть армии, составленная не только из германцев, но и из гуннов, игравших значительную роль в военной организации Феодосия — быстро выросла в размерах; и этот процесс обрел особую силу, потому что бои между Феодосием и его соперниками за престол вели армии, в которые входили многочисленные воины —германские и другие неримские солдаты. Мобилизация иностранцев, отныне ставшая регулярной и широкомасштабной чертой жизни Империи, подвергалась суровому порицанию со стороны римских критиков. И все же, поскольку проблема с набором рекрутов стала столь отчаянной, это решение, возможно, было наиболее эффективным из всех возможных и обеспечивало благоприятные возможности для межнационального партнерства —хотя предубеждение римлян и непокорность германцев привели к тому, что эти перемены не были использованы должным образом, несмотря на старание некоторых римских руководителей, включая самого Феодосия I, который испытывал личную приязнь к некоторым германским командирам. Чтобы содержать эту увеличенную римскую армию, Феодосию I, даже более, чем Валентиниану I, пришлось издавать законы, выдававшие страстную решимость увеличить доходы от налогов любыми возможными способами. В 383 г. Феодосий заявил: «Никто не может обладать никакой собственностью, освобожденной от налогов». Поток предписаний и эдиктов довел этот принцип до крайней степени. Например, арендаторы не могли переехать со своего места жительства без согласия своего землевладельца, потому что, хотя частные тюрьмы, которые устраивали эти землевладельцы, были объявлены незаконными, они смотрели на своих арендаторов как на «рабов самой земли, на которой родились», поэтому любой, кто пытался оставить ее, признавался виновным в воровстве: «Он крадет самого себя». Жертвы угнетения больше не могли взывать к Защитникам Народа (см. Валентиниан I), потому что Феодосий I довел до абсурда весь смысл их деятельности, поручив их выбор и назначение городским советникам —тем самым людям, которые отвечали за сбор налогов. А если сами советники не взимали налогов с должным старанием, их могли подвергнуть порке агенты центрального правительства. Феодосий I издал закон о том, чтобы их не били кнутом со свинцовыми бляшками —из чего можно заключить, что они подвергались именно такому наказанию. Феодосий не мог похвастаться хорошими отношениями со своим западным коллегой Грацианом, но Грациан вскоре (в 383 г.) погиб от руки британского узурпатора, Магна Максима. Магн Максим разорил Галлию и поначалу получил признание Феодосия, но когда в 387 г. он внезапно вторгся в Италию, Феодосий, умело используя германские и гуннские войска, победил его в Сисции и Поэтовионе, а потом обезглавил в Аквилее. Феодосий оставался в Италии три года, но потом, под жестоким давлением, был вынужден уйти с западной оконечности данувийской границы и оставить ее широко открытой для германских поселенцев. С другой стороны, в то же время (или даже немного раньше) диоцезы Дакия (Верхняя Мезия) и Македония, вместе с монетным двором в Фессалонике перешли из Восточной империи в Западную под новым названием —преторианская префектура Иллирик. Таким образом, отныне европейская граница между Западной и Восточной империями пролегла от Сирмия и Сингидуна на юг, до Адриатики. Феодосий вернулся в Константинополь, фактически оставив управление Западом в руках своего главнокомандующего, германца Арбогаста. Арбогаст пытался утвердить свою независимость, создав марионеточного западного императора в лице Флавия Евгения, бывшего учителя латинской грамматики и риторики, который возвысился до звания управляющего имперским секретариатом (magister scrinii) и имел поддержку франков. Но в 394 г. Феодосий разбил их армию на реке Фригид и убил Евгения. Теперь он правил всей Империей, как Восточной, так и Западной. И все же воссоединение двух частей оказалось шатким и недолговечным, потому что спустя пять месяцев, в январе 395 г., Феодосий умер. Он заслужил звание «Великий» из-за своей глубокой приверженности христианству. На самой ранней стадии своего правления, во время тяжелой болезни он принял крещение. В 380 г. Феодосий объявил, что религия, основанная на никейском символе веры и исповедуемая папой Дамасом и епископом Александрийским, —единственная правильная религия. В следующем году он приказал передать все церкви в руки католических епископов, чьи притязания на право называться католиками должен был определять он сам. Тем не менее дела шли вовсе не так гладко: сто пятьдесят епископов, которых он созвал, отказались признать его кандидата на папский престол этого города, и ему пришлось выбрать другого из предоставленного ему недлинного списка. Кроме того, Феодосий предпринимал суровые действия в отношении еретиков, на которых с 380 г. обрушилась непрерывная череда репрессивных законов. Один из эдиктов вообще запрещал обсуждение любых религиозных вопросов —тем самым была предпринята попытка лишить людей одного из их любимейших занятий. Манихейцы (дуалисты, признававшие силу Тьмы наряду с силой Света), которых уже преследовали предшественники Феодосия, были зачислены в ряды прочих еретиков и загнаны в подполье; только к иудеям некоторое время относились с большим либерализмом, потому что Император был приятелем их патриарха, Гамалиила VI. Позиция Феодосия по отношению к иудеям поначалу была неопределенной. Им не мешали совершать жертвоприношения, но, с другой стороны, им фактически запретили обращаться к прорицателям. Хотя Феодосий не смог предотвратить разрушение их храмов враждебно настроенными христианами, поначалу он сам не закрыл ни одного храма. Это неожиданно произошло в 391 г., когда каждая форма языческого поклонения была запрещена —под угрозой ужаснейших наказаний. Проникнувшись мыслью о мести —обостренной к тому же восстанием Евгения, который, хотя и называл себя христианином, сочувствовал возрождению язычества —Феодосий полагал, что должен воздать язычникам должное за те преследования, которым они подвергали первых христиан. Эти меры широко поддерживал Амвросий, епископ Медиоланский, с 387 г. оказывавший огромное влияние на Феодосия. В следующем году он заставил императора не наказывать никефорийского епископа Каллиника в Месопотамии, который сжег синагогу. Он отказался проводить мессу, пока Феодосий не отменит наказания (а также приказа заново отстроить синагогу). Потом, в 390 г., Феодосий организовал избиение в Фессалонике, чтобы отомстить за самосуд, устроенный в цирке главнокомандующим Иллирика, Бутериком, засадившим в тюрьму популярного колесничего; но Амвросий отказал императору в причастии, пока он не выполнил епитимью. Это были две исторические победы церкви над государством. Неудивительно, что даже антихристианский философ и жрец Евнапий заявил, что при Феодосии I «наша эпоха подвергается риску, потому что дураки перебрасываются ею, словно мячом «. Другой язычник, Зосима, рассматривал насильственную христианизацию Империи как прямую причину падения Рима, которое последовало вскоре после этого и было возмездием Олимпийских богов, возмущенных политикой императора. Феодосий I женился в первый раз (376—86 гг.) на соотечественнице-испанке, Элии Флавии Флакцилле (в честь которой выпустил монеты), а потом на Галле, одной из сестер Валентиниана II. Среди детей от его первого брака были Аркадий и Гонорий (он возвысил их до звания августов в 383 и 393 гг. соответственно). Дочерью от второго брака была Элия Галла Плацидия (родилась в 388 г.), ставшая женой вестгота Атаульфа, а потом Константина III. Светловолосый, с орлиным носом, Феодосий представлял собой образец элегантности. Но его поведение колебалось между противоположностями —лихорадочной деятельностью и нерешительной вялостью, между простой солдатской жизнью и удовольствиями двора. Ему нравилось выносить суровые приговоры и наказания, но он был всегда готов прекратить их и принести извинения, потому что ему нравилось доставлять людям удовольствие. Многие отмечали и восхищались его познаниями в римской истории. Если он обещал чтолибо, то старался сдержать слово —и все же, в то же самое время, ему нельзя было доверять как другу или руководителю. К тому же он был корыстолюбив. А историк Зосима (который, вероятно, испытывал предубеждение, потому что был язычником), сожалел о его пристрастии к шутам и танцорам, а также любви к роскоши и удовольствиям, хотя он допускал, что Феодосий, когда было необходимо, мог проявлять недюжинные способности. В его правление испанская группировка, связанная с аристократией Южной Галлии, заняла наиболее прочную позицию.

Источник: Римские императоры. Биографический справочник правителей Римской империи 31 г. до н. э.— 476 г. н. э.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Второй титул шестнадцатой книги Кодекса Феодосия

Сильвестрова Елена Витальевна
В настоящей работе продолжается публикация перевода шестнадцатой книги Кодекса Феодосия (ВПСТГУ I. 2009. Вып. 2 (26). С. 7-20). Статья содержит перевод первой части второго титула шестнадцатой книги Кодекса.
Читать PDF
0.00 байт

Послание новгородского архиепископа Феодосия в Устюжну Железопольскую: к вопросу об источниках и авт

Смирнова Дина Дмитриевна
Статья посвящена анализу одного из посланий новгородского архиепископа Феодосия (1491–1563 гг.): «Послания в Устюжну Железопольскую».
Читать PDF
0.00 байт

Кодекс Феодосия «о язычниках, жертвоприношениях и храмах»

Ведешкин М. А.
В настоящей работе приводится перевод десятого титула шестнадцатой книги Кодекса Феодосия.
Читать PDF
0.00 байт

Социокультурные конструкты и образы повседневности в «Житии Феодосия»

Пузанов Виктор Владимирович
Рассматриваются социокультурные образы «Жития Феодосия», представления о стране, власти, обществе, собственности. Анализируются возможности жития как источника для реконструкции картины древнерусской повседневности.
Читать PDF
0.00 байт

Феодосий Печерский и Сергий Радонежский отцы-основатели «Истинного монашества» на Руси

Васиховская Наталья Сергеевна
Статья посвящена Феодосию Печерскому и Сергию Радонежскому. Если с деятельностью первого связано появление «истинного монашества», то с деятельностью второго его возрождение и новый духовный подъем.
Читать PDF
0.00 байт

Афинский след в монетном деле Феодосии

Строкин Владимир Леонидович
Автор предполагает, что в последней трети V в. до н. э. Феодосия входила в состав Первого Морского союза, а также получила новое название Феодеос, а около 395 г. до н. э. вновь называлась Феодосия. Под влиянием Афин в 410-405 г.
Читать PDF
0.00 байт

О начальном периоде археологических исследований в Феодосии: Вильнёв, сибирский, айвазовский

Петрова Э. Б.
The article deals with the first archaeological researches of Mount Tepe-Oba barrows which are referred to ancient Theodosia. This work was done by E.F. de Villeneuve, Head of the Theodosia Museum of Antiquities, A.A.
Читать PDF
0.00 байт

Борьба с язычеством в Римской империи после 395 г. (по данным кодекса Феодосия

Парфенова Н. В.
After Theodosius's victory in the fight at Phrigidus (A.D. 394) the policy of tolerance with the pro-pagan bias, carried by the emperor Eugenius, came to its end. Theodosius' sons continued the religious policy of their father.
Читать PDF
0.00 байт

Феодосия и её округа в античную эпоху

Гаврилов А. В.
The article deals with the investigations of Theodosia and its chora which include the period from the 6th century B.C. to the 3rd century AD. In these investigations four stages can be distinguished.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности правового статуса духовенства в поздней Римской империи (по данным «Кодекса Феодосия»)

Сахаров Станислав Александрович
Автор рассматривает декреты, изданные римскими императорами в IV–V вв. по вопросам взаимодействия Церкви и государства, а также анализирует эти постановления, опираясь на труды исследователей данного вопроса.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема атрибуции «Слова Феодосия, игумена Печерского, о вере крестьянской и о латыньской»

Костромин Константин
В статье дается исчерпывающий историографический очерк проблемы атрибуции «Слова о вере крестьянской и о латинской», приписываемого преподобному Феодосию Печерскому († 1074) или игумену Киево-Печерского монастыря Феодосию Греку (†
Читать PDF
0.00 байт

2013. 03. 005. Банников А. В. Римская армия в IV столетии: (от Константина до Феодосия) / филол. Фак

Медовичев А. Е.
Читать PDF
0.00 байт

К публикации послания новгородского архиепископа Феодосия (1542-1551 гг. ) к новопросвещенным лопяно

Смирнова Дина Дмитриевна
Представлена публикация одного из неизданных посланий новгородского архиепископа Феодосия (1542-1551 гг.
Читать PDF
0.00 байт

Послания архиепископа Феодосия (1542-1551 гг. ) как источник по исторической географии Новгородской

Смирнова Дина Дмитриевна
В статье представлены результаты исследования посланий новгородского архиепископа Феодосия, содержащие упоминания населенных пунктов, церквей и монастырей Новгородской епархии.
Читать PDF
0.00 байт

Феодосия — Милетский город в Восточной Тавриде (археологический аспект)

Третьяк Маргарита Олеговна
Важную роль в Северном Причерноморье и даже Элладе играло Феодосийское поселение Восточной Тавриды. Определенное время оно сохраняло самостоятельность, развивало связи с греческими городами-государствами.

Похожие термины:

  • Феодосий I, епископ Коломенский

    — епископ Коломенский. Сведений о жизни и деятельности преосвященного Феодосия почти не сохранилось. Упоминается епископом Коломенским между 1419 и 1441 годами, год смерти неизвестен. Литература: Ма
  • Феодосий I, епископ Луцкий

    — епископ Луцкий. Его называют "Феодосий скопец". Хиротонисан во епископа Луцкого около 1325 года. В Львовской летописи повествуется, что 20 декабря 1326 года преставился митрополит Петр (память 21
  • Феодосий I Великий Флавий

    Феодосии I Великий (Флавий) (Theodosius, Flavius) (349-95), сын полководца Феодосия, правитель вост. части Римской империи (379-94) и рим. император (394-95). В 378 г. Грациан назначил Ф. соправителем. Не сумев победить гото
  • Феодосий (I), 1692—95 г.

    архим. Успенского Горицкого мон. под Переяслав. {Половцов}
  • Феодосия Алексеевна, 1-я царевна

    (с 1698 г. в монаш. Сусанна), дочь царя Ал. Мих.; р. 29 мар. 1662 г., † 14 дек. 1713 г. Правительница 1682—89 г. {Половцов}
  • Феодосий, 1802—10 г

    архим. Воздвиженского мон., полтав. еп. {Половцов}
  • Феодосий, 1803—10 г

    архим. Григор. Бизюкина мон. {Половцов}
  • Феодосий, 1238 г

    убит татар.; игумен Спасск. мон. в Суздале. {Половцов}
  • Феодосий, 1712—13 г

    архим. Спасо-Суморина мон. {Половцов}
  • Феодосий, 1326 г

    епископ луцкий. {Половцов}
  • Феодосий, 1390 г

    рукополож. во еписк. туровского. {Половцов}
  • Феодосий, 1392 г

    рукополож. во еписк. полоцкого, упом. еще 1415 г. {Половцов}
  • Феодосий, 1404 г

    архимандрит Новоспасского мон. в Москве. {Половцов}
  • Феодосий, 1452 г

    игумен Кнопского Троицк. мон. {Половцов}
  • Феодосий, 1460 г

    игумен Сретенского мон. в Кашине. {Половцов}
  • Феодосий, 1476 г

    уп. архимандрит Юрьева новгород. м. {Половцов}
  • Феодосий, 1479 г

    игумен соловецкий. {Половцов}
  • Феодосий, 1483—1486 г

    игумен Спасского Красносельского мон. под Луцком. {Половцов}
  • Феодосий, 1483 г

    иеромонах Жолтикова м., составитель канона св. Арсению Тверскому. {Половцов}
  • Феодосий, 1486 г

    архимандрит киево-печерский. {Половцов}